Брестчанин ушел с работы водителем и теперь реставрирует гармошки

После болезни брестчанин вынужден был попрощаться с работой водителя, зато приобрел новое хобби: он реставрирует музыкальные инструменты и пишет стихи.

 

Канцелярские скрепки, ремни от женских сумочек, фен – эти, казалось бы, на первый взгляд несовместимые предметы быта верные помощники для Станислава Соловьева. Экскурсию по своей мастерской, которая находится на площадях СМП-391 ОАО «Дорстроймонтажтрест» – по месту работы брестчанина, он проводит как по настоящему музею. Впрочем, в некотором смысле так и есть.

 

Стены небольшой комнатушки в буквальном смысле слова «декорированы» дипломами различных фестивалей. А на самом видном месте разместились гармошки – особая любовь Станислава Степановича. Восстановлению этих музыкальных инструментов он посвящает все свое свободное время.

 

 

Мастер-любитель ни дня не обучался профессиональной игре на инструментах. Все свои знания черпает из жизни. Правда, признается он, когда-то в детстве мама все же отвела его на прослушивание в музыкальную школу, маленький Славик без проблем прошел «кастинг». Но, как и всем мальчишкам, ему тогда было не до высокого искусства и  больше нравилось гонять с друзьями на улице, нежели корпеть над нотным станом. Впрочем, через многие годы судьба все-таки вновь сведет его с музыкой, и уже у тогда Станислава Соловьева не получится отвертеться.

 

В Брестскую область мужчина попал по распределению. К этим краям он успел прикипеть душой, оброс здесь семьей, бытом и уже не вернулся на родную Могилевщину. В СМП-391 Станислав Степанович работает более 35 лет, большую часть из них провел в водительской кабине: говорит, управлял и погрузчиком, и краном. Однако в какой-то момент здоровье дало сбой, и мужчина уже не смог потянуть былых нагрузок. Руководство, которое ценило хорошего сотрудника, не готово было с ним распрощаться – водителю со стажем предложили переквалифицироваться сначала в контролера, а затем и в слесаря. Уже после выхода на пенсию начальство решило оставить мужчину охранником, где не такой тяжелый ритм работы.     

 

С тех пор появилось и время для любимых увлечений. Помимо реставрации гармошек, Станислав Соловьев сочиняет и исполняет песни – настоящий «человек-оркестр». Сегодня в его коллекции более 200 хитов, на создание которых музыканта-любителя вдохновляют, как правило, окружающий мир и люди.

 

– Первая песня появилась еще в молодости, когда мы были в командировке в Пинске, – рассказывает собеседник. – Утром бежали из гостиницы на работу по рельсам-шпалам возле вокзала. Я тогда напевал песню Серова «Всех женщин помню имена». К концу дня куплет за куплетом у меня сложились собственные стихи, посвященные нашим прекрасным дамам.

 

С тех пор творческая копилка бывшего водителя Соловьева пополнилась различного рода лирическими изысканиями на любой вкус, как говорится, и цвет. Здесь есть песни, посвященные 1000-летнему Бресту, его улочкам и дорогам, лесам и полям, героической цитадели. Особое направление в творчестве по традиции касается вечных ценностей: дружбы, любви, верности, патриотизма. Как-то раз коллеги спросили у Станислава, почему в его репертуаре до сих пор нет стихов про водителей, казалось бы, сам Бог велел. Сказано – сделано. Уже к вечеру слова стройными рядами легли на бумагу. И, разумеется, вылились в песню.

 

Впрочем, вдохновить на создание нового произведения, признается мужчина, его может даже случайно услышанный разговор в электричке. Или вид из окна, знаменательная дата – например, 9 мая. Лирика, наполненная душевностью и теплотой, рождается совершенно внезапно, по наитию. А затем в ход идет гармошка, которая задает мелодию появившемуся на свет «детищу».

 

К слову, с этим музыкальным инструментом Станислав Соловьев познакомился еще в юности. В те времена молодежь выплясывала в сельских клубах не под томные биты а-ля Тимоти, а под зажигательные звуки гармони. Сами же гармонисты слыли знатными весельчаками и пользовались на селе незыблемым авторитетом.    

     

– В детстве на родине отца – в деревне Вишни я часто бывал в сельском клубе, – вспоминает Станислав Степанович. – Там танцевали под патефон или гармонь. Я, когда был маленьким, очень любил танцевать, особенно «Цыганочку». Однажды сам взял в руки инструмент. И как-то научился. Когда работал на автокране, возил гармонь с собой, а потом случайно начал песни писать.

 

Для части композиций, к слову, сделаны аранжировки. Автор делится ими на Ютубе и от души усмехается комментариям, оставленным пользователями интернета. Дело в том, что творчество Станислава Соловьева часто сравнивают с лирикой известного российского певца Стаса Михайлова. Однако в отличие от своего звездного тезки наш Станислав занимается любимым делом не ради баснословных гонораров и популярности, а для души. Тем не менее, признается мужчина, мечта записать альбом у него всё же имеется.

 

Пока же свои навыки брестчанин обкатывает на практике, путешествуя с фестиваля на фестиваль. Он неоднократно выступал на «Славянском базаре», принимал участие в конкурсах гармонистов в Ейске, где занимал призовые места, гастролировал с выступлениями по родной Беларуси и соседней России.

 

Реставрировать гармошки Станислава Степановича никто не учил. Все премудрости мастерства мужчина постигал самостоятельно, подробно вникал в тему, что-то читал, интересовался, а полученные знания претворял в реальность. Когда ему приносили, скажем, неисправный баян, тут же окидывал хозяйским взглядом и определял: будет донором для других инструментов – потому что «не дышит».

 

А вдохнуть новую жизнь в старую гармошку – это не только починить ее в техническом плане, хотя оно, конечно, главное. Но для тонкой лирической натуры важна и внешняя эстетика. Гармони Станислава Соловьева хоть сейчас оформляй в экспозицию – все хороши как на подбор. Придать им колорита, добавить орнаменты помогает знакомая художница.

 

– Недавно восстановил Шуйскую гармонь 1950-х годов, отдал ей на роспись, – добавляет мастер. – Отцовский инструмент реставрировал, именной, его ему подарили в 73-м году.

 

 

К слову, рядом с гармошками соседствует и небольшая ударная установка – еще один атрибут будущих выступлений, переделанный по собственной фантазии. Что он собой представляет, Станислав Соловьев готов показать уже сейчас, даже несмотря на то, что инструмент еще в процессе реставрации. Музыкант берет в руки баян, под колено подкладывает ложки, ногу ставит на педаль раритета – и понеслось. Звуки музыки буквально заполонили маленькую мастерскую.

 

А рабочий стол Станислава Степановича можно разглядывать часами, столько здесь всего необычного. Вот самодельный тюнер, который помогает настроить музыкальный инструмент. Вот аппарат, напоминающий бормашину, с его помощью отдельным деталям придается нужная форма. А здесь компоненты для клея, который самородок научился варить сам, не доверяя покупному.

 

Золотые руки мастера не знают ни минуты покоя. И эта суета наполняет его жизнь особым смыслом, как любимая супруга и дети, дает стимул для новых побед. Ко всему, к чему бы он ни прикасался, Станислав Соловьев подходит с оптимизмом, трудолюбием и упорством. Поэтому и дело спорится, а бумажная папочка с текстами – пополняется новыми творениями. Не ради славы и признания – а ради благодарных слушателей.

     

Татьяна МИЦКЕВИЧ

Фото автора

Опубликовано: 11:30 - 10.04.2021г.
Поделиться новостью

Последние новости