Сегодняшний гость Zarya.by – политолог Алексей Авдонин. В особом представлении Алексей Алексеевич не нуждается: известного аналитика Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) многие читатели часто видят на телеэкранах в различных передачах, где обсуждаются наиболее актуальные вопросы развития страны, анализируются события в мире. Темой нашего разговора с экспертом стала общественно-политическая жизнь в нашей стране.
– Алексей Алексеевич, своеобразной точкой начала раскачивания Беларуси внутри и извне принято считать дату президентских выборов – 9 августа прошлого года. Но ведь этот процесс стартовал раньше?
– Еще в конце 2019 года удалось ознакомиться с моделью прогноза развития политической и экономической ситуации в мире до 2035 года. Основной посыл, который в нем заложен, заключается в разрушении государств в понимании Венской конвенции – то есть субъектов международного права, которые могут вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.
Речь идет, прежде всего, о дискредитации различных государственных органов и структур, снижение их роли в участии и контроле над общественными процессами, происходящими в том или ином государстве или регионе.
Формирование основной прибавочной стоимости будет смещаться в так называемые технологические центры – зоны благоденствия, в худшем положении окажутся зоны потребления, производства, а также «красные зоны», где нет науки, промышленности, зато присутствуют постоянные социальные конфликты, безработица, высокий уровень преступности, наркомания и прочий негатив. Последствия данной тактики мы можем наблюдать на примере Украины, в некоторых других странах постсоветского пространства, где продолжаются деиндустриализация, разрушение научных институтов, деградация в области не только естественных, но и гуманитарных наук.
В данный процесс оказалась вовлечена и Беларусь. В августе прошлого года нас попытались сдвинуть в эту «красную зону» – применили современные технологии коммуникации, технологии бархатных революций.
– Почему же белорусский майдан все же не состоялся?
– Прежде всего потому, что нам предлагали поменять политическую и общественную формацию полностью, развернуться фактически в противоположном направлении – от социально ориентированного государства к жесткому капитализму, власти олигархата. Общество не просто оказалось к этому не готово: такие перемены белорусы в основной массе восприняли как чуждые, не соответствующие их национальным и личным интересам.
Важен еще и такой момент. Те, кто стремился устроить в нашей стране свою революцию, делал ставку на высокий уровень проникновения интернета и соцсетей в Беларуси: если исключить некоторые возрастные категории, по различным оценкам процент охвата достигал 55 – 70 процентов с огромной аудиторией в более чем пять миллионов пользователей. Однако, хотя информация деструктивного характера постоянно шла по телеграм-каналам, какого-то особого эффекта она не произвела: под ее влиянием оказалась лишь небольшая группа граждан, продвинутых в IT-технологиях, часто выезжающих за рубеж, тяготеющих к либеральным ценностям и – противоположные им недовольные своей жизнью люди. Работники предприятий и организаций в своем абсолютном большинстве не откликнулись на призывы бастовать и не вышли на улицы.
– Оцените обстановку по стране в настоящий момент.
– Совершенно новые коммуникационные технологии, на которые еще недавно мало кто обращал внимание, подтвердили определенную эффективность. Тем самым четко обозначены приоритеты первостепенной важности для общества, которому необходимо избавляться от легковерности, учиться анализировать информацию, грамотно и объективно оценивать разные сведения и данные. Сегодняшняя ситуация показывает: в первую очередь надо учиться грамотно и вовремя корректировать работу госведомств, госорганов, чиновников, специалистов под новую реальность.
Тот проект, который пытались реализовать в 2020 году в Беларуси, не удался, но это не значит, что нас оставили в покое. Наше государство продолжают пробовать «размывать», в том числе посредством подмены ключевых смыслов и понятий. Поэтому не случайно в последний месяц прокатилась активная информационно-пропагандистская волна героизации нацизма, чье предназначение – повторить миф о том, что солдаты вермахта на самом деле несли свободу.
Сейчас в информационном пространстве активно продвигаются идеи создания разных партий. Пока это просто информационные посылы, не носящие под собой какой-либо юридической базы: форма начинает опережать содержание, партии еще не зарегистрированы, но о них уже говорят. И сегодня, и, тем более, в перспективе предстоит достаточно упорная борьба на политическом и информационных фронтах. Надо признать: с одной стороны, пока Беларусь не имеет большого опыта партийного строительства и партийной конкуренции, с другой, оппоненты, которые работают против нас, достаточно подготовлены. Поэтому нет другой альтернативы, кроме как опередить их на этом же поле: использовать буквально каждый день для повышения своих знаний, понимания политтехнологий, которые постоянно меняются.
– В противодействии протестам какие меры, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
– Будем откровенны: попытки влияния государств на информационное поле других стран существовали всегда. Интернет дал нашим оппонентам возможность активно, без контроля государства влиять на сознание людей. Очевидно, что государства, которые контролируют происходящее в информационном поле, могут отслеживать подобные проявления, пресекать их и тем самым не давать деструктивной информации распространяться.
Но это не единственная мера, способная исправить ситуацию, при которой оппонентами задействованы механизмы, запускающие появление в обществе страха, недоверия, ненависти друг к другу, государственным и правоохранительным органам. По примеру других стран надо формировать экспертную среду, создавать своих лидеров мнений для каждой конкретной возрастной, социальной группы, тиражируя через них конструктивные позитивные идеи, посылы и постулаты. Тем самым транслируемая информация будет восприниматься с большим доверием.
Кроме того, пока еще мы не так часто показываем, как в нашей стране работают так называемые «социальные лифты». То есть, реальные возможности движения вверх с низов до самых вершин по выстраиваемой карьерной лестнице. Белорусы должны видеть, что они могут достигнуть тех или иных целей у себя на родине, не уезжая за границу. В связи с этим одна из задач государства и, прежде всего, СМИ – донести до молодежи новые смыслы, связанные с самоидентификацией, личностным ростом, – те, что цепляют душу и трогают сердце. Ведь с точки зрения прикладной психологии массовые протесты обладают особой привлекательностью и притягательностью именно для тех, кто ощущает собственную ненужность, бессмысленность существования и, таким образом, обретает в протестах и востребованность, и смысл жизни.
– Некоторые аналитики предрекают продолжение протестного движения в закрытой форме. При таком формате каких очередных вызовов времени следует ожидать?
– Прежде всего, надо понимать: оппоненты нынешней власти и внутри Беларуси, и за ее пределами действуют не по наитию или по принципу «дали деньги – реализуем проект». Это включающая психологические операции системная методичная слаженная и выверенная работа, проводимая через отдельные подразделения и структуры, подчиненные, в частности, Североатлантическому альянсу, посольства, общественные организации, финансируемая из определенных фондов. Причем речь идет не только о каких-то разовых акциях, но и планировании и проведении больших информационно-пропагандистских кампаний.
Методы информационной войны – то, что мы видели в 2020 году в виде фейков, дискредитаций правоохранительных органов, госслужащих, журналистов – будут меняться. Деструктивная деятельность определенных группировок пресечена, однако пока нет механизма, который бы позволял жестко ограничивать работу телеграм-каналов и пабликов. Соответственно, информационно-пропагандистская работа против Беларуси будет перемещаться из соцсетей, фейсбука и «В контакте» в закрытые чаты, сообщества, платформы с использованием облачных технологий.
Подводя прошлогодние итоги, живя заботами года нынешнего, надо понимать: сложный период мы пережили только частично. Дальше придется столкнуться с совершенно иными формами информационного воздействия, в том числе связанными с переходом борьбы в более латентную, тонкую, невидимую плоскость, маскирующуюся под псевдопатриотизм. При этом важно не быть обманутым, быстро обучаться и применять весь спектр эффективных технологий не только для защиты собственной территории, но и для продвижения своих интересов на информационном поле других стран.
Беседовал Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Фото Александра ШУЛЬГАЧА