Для первого региона это пятилетие вместило множество радостных и трагических событий, став периодом установления советской власти и немецко-фашистской оккупации, нелегких испытаний, разрушения и – созидания.
Мост между прошлым и будущим
17 сентября 1939 года части РККА начали свой исторический поход, освобождая территории Западной Беларуси, отошедшие к Польше по итогам Рижского мирного договора 1921 года. Это поступательное движение сопровождалось созданием на местах Временных управлений. Деятельность одного из них – Кобринского – отражена в документах, хранящихся в Государственном архиве Брестской области.
23 сентября до ведома граждан города Кобрина и Кобринского уезда доводилось, что вся власть переходит в руки к Временному управлению под председательством Т.Ф. Субботина, а все граждане должны выполнять его приказы. Уже на следующий день, 24 сентября, под руководством Временного управления починили мост через реку Мухавец, что облегчило переброску войск к новой границе.
Маршрут дальнейшего победного следования красноармейцев в направлении города над Бугом пролегал через Кобринский мост, возведенный еще в 1906 году. Само название «Кобринский» произошло от направления главной улицы, выходящей из города в сторону Кобрина. О том, как здесь встречали освободителей, оставил воспоминания участник тех событий Василий Ласкович: «17 сентября услышали передачу из Лондона, что Красная Армия перешла польско-советскую границу и двигается на запад. (Это сообщение передали польские чиновники, имевшие радиоприемники). Новость мгновенно облетела город и окрестности.
Как только стало известно о походе Красной Армии, мы приняли решение поднять трудящихся на встречу. Наши гонцы помчались в близлежащие деревни: Пугачево, Волынка, Аркадия, Ямно, Тельмы, Речица, Клейники и другие, чтобы там были готовы достойно встретить освободителей. Владимиру Шандруку поручили построить триумфальную арку, достойную этого события.
В материале не было недостатка. В Бресте было несколько складов, стройматериалов, арматуры, гвоздей и прочих вещей. К 19 сентября строительная часть была закончена, и началось целое паломничество брестчан не только с предложениями об ее убранстве, но и с вариантами разновидной гаммы цветов, лент, материалов для транспарантов.
…С хлебом-солью встречала воинов группа славных людей Бреста во главе с Владимиром Шандруком. Красноармейцы, командиры стояли по стойке смирно, мужчины без головных уборов, сотни женщин приветствовали воинов красными косынками, устилали дорогу живыми цветами».
За весь период своего более чем векового существования Кобринский мост не единожды перестраивался под нужды того или иного хронологического периода. Да, уже с самого начал он соответствовал всем техническим требованиям своего времени. Три съезда, один из которых по направлению к Суворовскому мосту через реку Мухавец, опоры облицованы высококлассным гранитом, пролетное строение выполнено из стальных ферм. Ширина моста позволяла пропускать транспорт в двух направлениях, а проезжая часть была вымощена булыжником, имелось освещение, а сам путепровод оборудовали отбойниками из железнодорожных рельсов.
В 60-х годах прошлого века Кобринский мост подвергся реконструкции: появилась пешеходная часть, а за счет постройки дополнительных опор и устройства пролетного строения сам мост стал шире. Но самые масштабные преобразования пришлись к тысячелетию города над Бугом. Строительство моста обошлось приблизительно в 20 миллионов рублей. Этот объект был очень сложен и этим интересен, потому что строить его пришлось в центре города при полной загрузке и интенсивности движения. Новый мост возвели работники ООО «Дорожно-строительный трест №4 Бреста», в качестве субподрядчиков выступили ООО «Мостостроительный отряд-58 КУП «Брестжилстрой», ПКУП «Коммунальник», ООО «Факторстрой», филиал ЭМУ-9 ООО «Белэлектромонтаж».
Восстановление
В момент изгнания из города над Бугом немецко-фашистских захватчиков возвращают воспоминания бывшего первого секретаря Брестского областного комитета КП(б)Б М.М. Тупицына:
«Утром 28 июля 1944 года нам стало известно об освобождении Бреста, и мы двинулись в путь в 17 часов… Район вокзала – и тут запустение. У вокзала разбита крыша. На путях – взорванные паровозы, вагоны. Переезд к вокзалу разрушен».
…Слесарь Владимир Васильевич Финцклер начал работать на станции Брест-Центральный 2 августа 1944 года. К тому времени и сам вокзал, и прилегающие территории были заминированы. Саперы около двух недель вели разминирование и только после этого персонал станции был допущен к работе.
Части Красной Армии продолжали наступление. Для того чтобы обеспечить их снабжение, необходимо было в кратчайшие сроки наладить работу железной дороги. В восстановлении Брестского железнодорожного узла принимали участие не менее 8 тысяч работников из числа местного городского и сельского населения. Уже 31 июля было открыто движение на линии Барановичи – Брест. Около 12 тысяч рабочих и 1400 сельских тружеников всего за пять дней отремонтировали железнодорожный мост через Западный Буг. За двадцать героических дней удалось восстановить все 1115 километров Брест-Литовской железной дороги. К концу 1944 года она пропускала по 90 пар поездов в сутки – вдвое больше, чем перед войной!
Уже в наши дни последовало продолжение дальнейшего обустройства вокзала «Брест Центральный». – В частности, десять лет назад завершилась реконструкция Московской стороны вокзала, привокзальной площади с автостоянкой на 86 мест и остановками общественного транспорта, а также Варшавской стороны вокзала, включая пешеходный тоннель, здание пригородного вокзала, прилегающие территории, обустройство навеса, путевое переустройство, парковки, здания билетных касс. Тогда же сдали под ключ целый комплекс залов ожидания: на 240 посадочных мест, повышенной комфортности на 50 мест, для людей с ограниченными физическими возможностями. Для максимальных удобств пассажиров входы были выполнены с применением автоматически раздвижных дверей, всюду учтены требований безбарьерной среды.
Чисто и красиво своими руками
2 августа 1944 года – то есть спустя считаные дни после освобождения, в Брест прибыл первый эшелон из восточных районов. В том числе благодаря этому в короткие сроки было налажено энерго- и водообеспечение, полностью сданы в эксплуатацию речной порт и Днепровско-Бугский канал, начали выпускать продукцию хлебо-и мясозавод, восстанавливалась сеть магазинов, столовых, лечебных учреждений. 1 сентября 1944 года возобновили работу детские сады и школы.
Вместе с тем в плане неведения чистоты и красоты никогда не оставались в стороне и сами брестчане. 10 августа 1944 года публикуется обязательное постановление исполкома Брестского городского Совета депутатов трудящихся «Об очистке территории города» за подписью его председателя товарища Пастухова, где первым пунктом предписывалось произвести очистку площадей, садов, парков и предместий силами работников предприятий, учреждений, расположенных на прилегающих к ним улицам, а также жителей домов на данных улицах.
Первым днем массового участия населения в работах по восстановлению города был объявлен воскресный день 22 октября 1944 года: тогда на улицы вышло 2,5 тысячи человек. По данному поводу областная газета «Заря» от 26. 10. 1944 года сообщала:
«Угол улиц Гоголя и Советской… Груды камня, обуглившиеся куски дерева да полуразрушенная печь – вот, что осталось от дома, стоявшего здесь до войны. В 9 часов утра на этом участке появились строители. Секретарь горисполкома т. Ушаков дал каждому участнику воскресника задание. Закипела работа. Одни принялись разбирать развалины фундамента дома, другие – очищать кирпич и складывать его в штабель, третьи – сгребать в кучу мусор и на автомашинах вывозить за город.
Дневное задание было выполнено. За 4 часа работы собрано, очищено и уложено около 3 000 штук кирпича, вывезено 100 кубометров мусора».
Эта похвальная традиция уборки населенных пунктов своими силами существуя и поныне.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Оставить комментарий