Главная - Новости - Главные новости - Делегат ВНС Максим Сумар: «Конкуренции бояться не надо»

Делегат ВНС Максим Сумар: «Конкуренции бояться не надо»

Председатель правления Лунинецкого районного потребительского общества Максим Сумар в пятый раз будет участвовать во Всебелорусском народном собрании. Максим Андреевич уверен: форум поможет выработать ряд стратегических решений, которые определят будущее страны.

 

То, что Максиму Сумару уже в пятый раз доверяют представлять Лунинетчину на важнейшем общественно-политическом мероприятии, нет никакой случайности. Скорее наоборот: такой выбор выглядит вполне закономерным – ведь вся его жизнь неразрывно связана с этим полесским краем. Здесь, на лунинецкой земле, в деревне Вичин, он появился на свет и вырос.  Сюда, в родной район, Максим Сумар вернулся после окончания Минского педагогического института имени М. Горького. И с начала 1970 годов  до настоящего времени его трудовая биография связана исключительно с Лунинецким районом.

 

– Известная поговорка «Где родился – там и пригодился» ко мне подходит на сто процентов, – говорит Максим Андреевич. – За столько десятилетий я досконально изучил родной район и точно так же люди знают меня. Это помогает более остро чувствовать волнующие их вопросы и видеть вызовы, возникающие перед экономикой района.

 

Аксиому о том, что хорошему руководителю надо быть постоянно готовым к новым вызовам и решению возникающих проблем, Максим Сумар знает не понаслышке, а из личного опыта. С 1988 года он возглавляет Лунинецкое райпо. И за эти годы он смог вывести его из числа «середнячков» на лидерские позиции лучших потребительских обществ не только Брестчины, но и всей Беларуси.

 

– За прошедшее время повидать удалось всякого, – вспоминает председатель райпо. – В начале девяностых белорусские райпотребобщества, как и большинство  предприятий и организаций, переживали непростые времена. Мы не стали исключением, и, чтобы остаться на плаву, были вынуждены быстро перестраивать работу с учетом сложившейся экономической ситуации. Настоящий же прорыв в развитии нашего райпо произошел в начале двухтысячных годов, когда мы модернизировали свою торговую сеть, а также общепит и собственное производство. Благодаря этому нам удалось серьезно нарастить  торговый оборот и объемы производства и соответственно – начать хорошо зарабатывать на этом. Сейчас мы единственное районное потребительское общество в республике, которое полностью обеспечено собственными оборотными средствами и не использует ни рубля кредитных ресурсов.

 

 Сегодня Лунинецкое райпо является одним из крупнейших потребительских обществ в республике, где работает более 1,2 тысячи человек, а торговая сеть насчитывает 130 магазинов в райцентре и сельских населенных пунктах. Плюс к этому в его структуре действуют хлебопекарное, мясоперерабатывающее и колбасное производства, а также разветвленная заготовительная сеть. Финансовые показатели работы райпо также внушительные: его среднедневной оборот находится в пределах 160 – 180 тысяч рублей, объем производства промышленной продукции по итогам 2020 года составила 7712 тысяч рублей, а экспортные поставки – почти 1,6 миллиона рублей. Всё это говорит о том, что Лунинецкое райпо смогло эффективно интегрироваться в современную экономику, стать успешной торговой организацией, не боящейся конкуренции со стороны крупных сетевых ритейлеров.

 

– Конкуренции бояться не надо, – уверен Максим Сумар. – Ведь она заставляет продавцов бороться за покупателя, внедрять новые формы торговли, совершенствовать работу с поставщиками, а также улучшать качество обслуживания, то есть – повышает общую эффективность нашей работы.  Но всё это должно быть упорядочено и условия должны быть для всех игроков рынка одинаковыми. Я имею в виду, что если ты занялся торговлей, то будь добр обеспечь тот ассортиментный перечень товаров, который определен Министерством антимонопольного развития и торговли. К сожалению, мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда некоторые частные торговые сети вопреки действующему законодательству не выполняют требования о наличии на полках своих магазинов всех групп социально значимых товаров или пропорций по соотношению доли продукции белорусского и импортного производства. Есть еще проблема, связанная с организацией стационарной торговли в небольших сельских населенных пунктах. Частные сети, как правило, из-за низкой рентабельности не хотят открывать магазины в населенных пунктах, где проживает менее двух тысяч человек. В небольшие деревни они предпочитают периодически отправлять автолавки. Наше райпо тоже частично использует такую форму работы. Но, вместе с тем, в маленьких деревнях, где может жить всего 30 – 40 человек, мы содержим и стационарные магазины. Конечно, они по определению не могут быть прибыльными – всего у нас насчитывается 35 убыточных торговых объектов на селе. Но мы их, несмотря на убытки, из социальных соображений не закрываем. Ведь для сельских жителей, особенно пожилого возраста, наличие в их деревне магазина очень важно: сюда они приходят не только за покупками, но и зачастую просто пообщаться друг с другом. Я думаю, что государству стоит уделить более пристальное внимание положению дел в сфере торговли. В том числе – в организации торгового обслуживания сельского населения и в справедливом распределении этой социальной нагрузки между основными участниками белорусского ритейла.  Рассчитываю, что эта тема будет затронута на VI Всебелорусском народном собрании в ходе обсуждения программы социально-экономического развития республики на ближайшую пятилетку. В целом же хочу сказать, что те  стратегические задачи, которые будут определены на этом общественно-политическом мероприятии, должны стать не просто ориентирами, а воплотиться в конкретные дела. Ведь главная цель форума заключается в том, чтобы выработать решения, реально помогающие дальнейшему развитию нашей страны и дающие возможность людям нормально трудиться, получать достойную заработную плату, спокойно растить детей и чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

 

 

Геннадий ПОПЛАВСКИЙ

Фото автора

 

Яндекс.Метрика