Учащиеся 10-го класса средней школы №20 г. Бреста создали бытовой твердотопливный пиролизный котел с дополнительными возможностями получения теплой воды и электричества. Идею воплощала группа из пяти учеников инженерного класса школы – Арина Охримук, Богдан Вечканов, Антон Шрейдер, Елизавета Мамро и Егор Василюк.
Как рассказали Лиза и Антон, они сделали выбор в пользу инженерного класса, потому что это направление им ближе да и баллы свидетельства о базовом образовании позволяли. Школьники изучают на повышенном уровне не только физику и математику, но и участвуют в профессиональных конкурсах, олимпиадах, а также создают важные для жизни общества изобретения. Ребята подхватили идею директора школы Александра Агеевца о создании твердотопливного котла. Школьники увидели возможность применять полученные знания на практике.
Перво-наперво юные исследователи прочитали статьи, посмотрели познавательные видео о пиролизном газе, элементах Пельтье, принципе работе термогенератора, изучили другой важный для работы материал. Затем приступили к эксперименту.
Сделали прототип будущего котла из обычного чайника. Использовали небольшие куски древесины, которые нагрели с помощью газовой горелки. Экспериментально газ получился. А значит первая задача – получить газ и попробовать его поджечь – была выполнена. Далее нужно было облечь всё в некую форму. В этом им помог директор школы. Он разработал чертежи, которые позже изучили сотрудники Брестского государственного технического университета. Они дали положительную оценку разработке, отметили, что по представленным схемам вполне можно создать котел. Затем в процесс включились работники УП «Брестоблгаз». Из остатков металлолома они сварили конструкцию. После этого школьники покрасили изделие и затем провели эксперименты, чтобы убедиться в работоспособности котла.
«Наша разработка очень хорошо подходит для местности, где ограничены возможности подвода природного газа и могут случаться перебои с электричеством», – пояснила Елизавета Мамро. Она живет в Брестском районе и уверена, что бытовой котел может пригодиться даже некоторым ее соседям.
Директор школы Александр Агеевец рассказал о том, что изобретение десятиклассников – синтез печи и газового котла, которое можно подключить к газовой плите и приготовить еду или к бензогенератору, чтобы получить электричество. Оно портативно и его функционал оценят не только сельские жители, но и рыболовы, и охотники. Кроме того, твердотопливный котел экологичен. Несмотря на то, что при горении древесины образуется смесь из водорода, метана, угарного и углекислых газов, выбросы в атмосферу незначительны.
Юные изобретатели успешно прошли городской этап проекта «100 идей для Беларуси» и презентовали свою разработку проект на областном туре конкурса, где заняли первое место в номинации «Энергетика, в том числе атомная энергетика и энергоэффективность». «Были интересные работы. Но у них не было масштаба, чего-то нового, действительно рабочего и реально осуществимого. Выступать было очень волнительно, хотелось презентовать свою разработку так, чтобы многих заинтересовать», – поделилась впечатлениями от участия в областном этапе Елизавета.
После областного конкурса один из членов команды изобретателей, Богдан Вечканов, презентовал разработку на конкурсе «Техноинтеллект» на уровне республики. А Егору Василюку была доверена важная миссия – представить изобретение экспертной комиссии на республиканском этапе «100 идей для Беларуси», состоявшемся в марте. Юноша впервые участвовал в таком масштабном мероприятии. Он волновался, боялся упустить что-то важное. Проект учащихся средней школы № 20 г. Бреста не занял призовое место, однако по результатом онлайн-голосования их разработка набрала наибольшее количество баллов. К слову, ею уже заинтересовались потенциальные покупатели.
Недавно Национальный центр интеллектуальной собственности Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь принял решение выдать патент на полезную модель ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева» и унитарному предприятию «Брестоблгаз», который они получат через месяц. Для двух юридических лиц, подавших заявку на патент, это событие станет началом для реализации совместной бизнес-идеи. А для юных изобретателей и их руководителя – признанием того, что совместными усилиями сделано нечто новое и полезное для общества.
Для школьников участие в исследовательской деятельности – это еще и мотивация развиваться, повышать уровень знаний. И, конечно же, в дальнейшем иметь возможность поступить на профильные специальности в технические вузы страны без экзаменов.
Маргарита СЕРГЕЕВА
Фото из архива героев публикации
Оставить комментарий