Главная - Новости - Новости из общественной жизни - За гранью, или Трагедии, которых могло не быть

За гранью, или Трагедии, которых могло не быть

Начало 2022 года в Лунинецком районе омрачили сразу несколько резонансных преступлений. 2 января после новогодних излияний в ходе драки, возникшей между собутыльниками, получил несовместимые с жизнью телесные повреждения и скончался в машине «скорой» житель агрогородка Бостынь. Примерно через месяц на главной улице райцентра в выгребной яме был обнаружен расчлененный труп неработающего 50-летнего жителя Лунинца.

 

А 22 марта произошла трагедия, которая потрясла всех без исключения земляков. На одной из улиц местечка Лахва утром во дворе нашли исколотое ножом бездыханное тело 79-летней О. В доме обнаружили ее престарелого супруга – также с признаками насильственной смерти, и сына, который в петле свел счеты с жизнью. Подозреваемых в совершении жутких преступлений установили практически сразу.

 

Кто не досмотрел?

 

Учитывая то, что на протяжении первых трех месяцев прошлого года убийств на Лунинетчине не было вовсе, бесстрастная статистика зафиксировала в 2022-м рост в 300 процентов. Дабы разобраться в причинах столь удручающей ситуации, правоохранители и представители власти на местах собрались на координационное совещание. Председательствовал на нем прокурор Лунинецкого района Юрий Прокопчук.

 

Подробно проанализировав обстоятельства каждой из трагедий, его участники пришли к неутешительным выводам. Довелось признать, что созданные при сельсоветах Советы общественные пункты охраны правопорядка (ОПОП) к выполнению возложенных на них непростых обязательств нередко подходят формально. Вот и в Бостыни в список неблагонадежных личностей, с которыми проводилась какая-никакая профилактическая работа, позабыли включить потенциальных участников трагедии. Потенциальных, потому что и жертва, и подозреваемый до совершения злодеяния были известны в населенном пункте как отъявленные выпивохи и дебоширы. Именно по этой причине оба имели конфликты с законом: каждый ранее привлекался к ответственности за административные правонарушения, совершенные в том числе и в состоянии алкогольного опьянения. Как стало известно, сельчанин, ставший жертвой пьяной разборки, даже стоял на учете у врача-нарколога.

 

Конечно, возле каждого бузотера милиционера не поставишь. Но иной раз, показывает практика, достаточно визита облаченного властью человека в погонах, чтобы на некоторое время усмирить зарвавшихся пьяниц. Если же и этого нет, у кое-кого невольно возникает чувство вседозволенности и даже безнаказанности. Чем это иной раз заканчивается, догадаться нетрудно.

 

В то же время многие из участников совещания сошлись во мнении, что обязательное присутствие нарушителей общественного порядка на заседаниях Советов ОПОП несомненно оказало бы положительный эффект в работе по профилактике преступности. Однако обеспечить их явку получается далеко не всегда, на что и было указано районному отделу внутренних дел.

 

Но самое обидное даже не это. Анализируя диалог, невольно пришла к мысли, что если бы в Бостыни всё не закончилось так плачевно, не факт, что уголовное дело против преступника, схватившегося за нож или иное орудие убийства, было бы возбуждено и возмутитель спокойствия ответил по закону. В практике сотрудников Лунинецкого РОВД, к сожалению, есть случаи, когда без убедительных на то оснований отказано в возбуждении уголовных дел, в том числе и по статье 186 Уголовного кодекса Республики Беларусь – угроза убийством. На это особое внимание обратила прокуратура Лунинецкого района. Собственно, как и на то, что нарушители не всегда заблаговременно попадают в поле зрения тех же участковых.

 

Ведь для многих, в том числе и для соседей, не было секретом, что жители одного из старых домов по улице Красной в Лунинце живут, мягко говоря, странно: нигде не работают, но пьянствуют регулярно. Да и ссоры с рукоприкладством здесь давно стали привычным делом. Исподволь дом превратился в притон, куда зачастую наведывались сомнительные личности. Знали ли об этом в милиции? Похоже, да. Но посещали потенциальных «подопечных» крайне редко: по документам – в последний раз примерно за год до событий, всколыхнувших город.

 

Что и говорить, убийство с последующим расчленением трупа – совсем не рядовое дело. И тот факт, что совершила его женщина (!), наводит на горькие мысли. Мы ведь привыкли, что настоящие – они и в огонь, и в воду, и коня на скаку… Вот только назвать настоящей женщиной спившуюся и деградировавшую особу язык не поворачивается. При всем при том аморальный образ жизни этой пары не могли не замечать соседи и близкие. Этот и другие факты дают основание говорить о том, что контакт с населением у стражей порядка есть не всегда. Что должное взаимодействие их с представителями «вертикали», особенно на селе, иногда так и остается благим пожеланием.

 

 

 

 

Лахвенская трагедия

 

Председатель Лунинецкого районного Совета депутатов Виктор Рафалович в ходе диалога заметил: «Да, можно многое списать на недоработки сотрудников правоохранительных органов, сельисполкомы и даже на пандемию, которая иной раз закрывает двери не только для соседей, но и для родных людей. И должные выводы не заставят себя ждать. Но дело ведь не только и не столько в этом. Люди разучились видеть чужую беду, разучились спешить на помощь». В справедливости этих слов сомневаться не приходится. Особенно, если припомнить обстоятельства трагедии, произошедшей в Лахве.

 

О том, что между родителями и единственным сыном на протяжении многих лет складываются крайне неприязненные отношения, знал едва ли не каждый второй в агрогородке. События того дня обсуждаются односельчанами до сих пор. Они говорят, что сын не скрывал враждебного настроя по отношению к матери и родителю. Собственно, биологическим отцом он ему не был, но усыновил, дал свою фамилию и вырастил.

 

Как говорят те же соседи, зачастую по-мужски не встревал в распри между сыном и матерью, женщиной очень властной: дескать, сами разберутся. Но сторону жены все-таки поддерживал, не осуждая особо тот факт, что сына и троих внуков мама и бабушка на порог не пускала. И это при том, что около 15 лет назад сын овдовел, и поддержка осиротевшей семье все-таки была нужна. Скорее всего, это далеко не единственный факт, разъединивший некогда родных людей. Усугубило ситуацию и то обстоятельство, что последнее время сын не мог найти работу. И опять же – кому адресовать упрек? Человек искал и все же не мог найти применения своим способностям, чтобы заработать средства для существования.

 

Повзрослевшие дети отца не оставляли, всячески помогая, в том числе и деньгами. А того мучило осознание, что он является для них обузой. Мысли о суициде звучали из его уст все чаще. Болезненный нарыв, годами зревший в семье, должен был вскрыться. Вот только никто и предположить не мог, что брызнет он кровью далеко вокруг.

 

В тот роковой день к мужчине приехали из столицы дочь и сыновья. Видимо, психологическая обстановка была очень непростой, коль взрослые внуки решили все-таки снова наведаться к бабушке и попытаться сгладить открытую вражду между родственниками. Не получилось: бабуля даже двери им не открыла.

 

То, что случилось позже, не поддается разумному объяснению и какому бы то ни было оправданию, оставаясь за гранью осознания, что такое вообще возможно. Все эти разговоры о кризисных ситуациях, в которых непременно помогут квалифицированные специалисты, здесь, на периферии, так и остаются чем-то недосягаемым из разряда благих намерений, которыми и впрямь вымощена дорога в ад. А мы – те, кто рядом, – все чаще стыдливо проходим мимо чужих проблем, чужой беды.

 

Нет сомнения, что все подробности установит следствие, окончательные выводы помогут сделать результаты всевозможных экспертиз. Вот только перед судом уже предстать некому. Если только – перед Высшим.
Впрочем, если в лахвенской трагедии и потерпевшие, и подозреваемый уже не смогут что-либо опровергнуть или подтвердить, вина одного из фигурантов бостынского уголовного дела доказана полностью. 20 апреля областной суд вынес в отношении убийцы обвинительный приговор – 16 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима.

 

История, как известно, не знает сослагательного наклонения: повернуть ее колесо вспять невозможно. Именно поэтому сегодня задача всех – власти, правоохранителей, общественности – не допустить подобного впредь. По итогам координационного совещания для заинтересованных служб разработан алгоритм действий, который стал еще одним убедительным требованием, что действовать надо вместе, сообща. Здесь, сегодня, сейчас.

 

Татьяна ВОЙТЕХОВСКАЯ

Фото носит иллюстративный характер

Яндекс.Метрика