Хотите добавить к осенним краскам теплых и светлых эмоций – добро пожаловать на выставку «После Покрова невеста готова», которая открылась 19 октября в Брестском областном краеведческом музее. Небольшое пространство музея с трудом вместило желающих вспомнить прекрасные мгновенья юности – главным образом дам разного возраста.
Выставка знакомит с историей свадебной моды и свадебной культуры на Брестчине. Православный праздник Покров Пресвятой Богородицы считается едва ли не самым благоприятным днем для заключения брака. Закончились основные работы на земле, собран урожай – можно думать о свадьбе. У славян существует поверье, что сама Богородица в это время защищает молодоженов от всяких бед и неурядиц.
Как наряжали невесту, для чего усаживали на дежу и зачем повязывали белоснежный фартук – об этом посетители узнали из фрагмента традиционного свадебного обряда Дрогичинского района, который ярко и красочно продемонстрировал фольклорный коллектив музея народного творчества «Бездежский фартушок». Кстати, только здесь голову невесты украшали необычным венком «пава». Еще один «участник» церемонии – комнатный цветок аспарагус, который издавна олицетворяет скромность, невинность и чистоту. Именно он когда-то служил неотъемлемым атрибутом наряда молодой. С тенденциями современной свадебной моды познакомила владелица брестского салона «Edelweis» Майя Кантаускене.
– У каждого народа есть свои базисные ценности, на которых строится жизнедеятельность общества. Но есть и ценности общечеловеческие, которые будут важны всегда. Среди них – брак, семья, воспитание детей. Об этом и говорит наша выставка, – отметил директор Брестского областного краеведческого музея Алексей Митюков. – Эти ценности проходят через всю историю, культуру белорусского народа. Это то, что нас всех объединяет. Свадебные ритуалы пришли к нам из древности, мы передаем их нашим детям, внукам, последующим поколениям. Выставка светлая, очень добрая, жизнеутверждающая. Этого в сегодняшней жизни нам очень часто не хватает.
В основе экспозиции – коллекция свадебных платьев и свадебных аксессуаров 1950 – 2010-х годов из фондов Брестского областного краеведческого музея, музея Белорусского Полесья города Пинска и частных коллекций брестчан. Также представлены свадебные фотографии и альбомы, акты и свидетельства о заключении брака, открытки, приглашения, предметы, посвященные церковному обряду венчания. Вызывает интерес и документ, который можно назвать предбрачным исследованием, – в нем говорится о женихе: какого года рождения, откуда родом, был ли женат.
Главные предметы выставки – 15 нарядов второй половины прошлого века.
– Женская бытовая мода, и свадебная в том числе, менялась на протяжении всего ХХ века. На нее влияли социально-экономические, политические, культурные процессы, которые происходили в обществе. Поэтому свадебную моду можно смело назвать ярким отражением исторических событий, – подчеркнула заместитель директора музея по научной работе Ольга Новикова.
В ХІХ веке свадебное платье называли подвенечным, поскольку верующие христианские пары в обязательном порядке проходили через обряд венчания. В витрине – традиционные венчальные короны жениха и невесты, иные церковные атрибуты конца ХІХ – начала ХХ века, а также уникальные рукотворные бумажные венцы 1930-х годов из Пинского повета, предоставленные музеем Белорусского Полесья.
Интересно, что обычай выходить замуж в белом появился всего примерно 180 лет назад. Белый цвет раньше не считался не только торжественным, но даже позитивным. Платье невесты могло быть красным, золотым, серебряным. А настоящий переворот в свадебной моде произвела английская королева Виктория в 1840-м году, которая предстала перед гостями в роскошном кремовом атласном платье с шлейфом длиной 5,5 метра. Все венценосные особы восприняли это как сигнал к тому, чтобы шить свадебные платья из белого. В массовую моду белое платье ввела знаменитая Коко Шанель, она же и упростила модели.
В 20-е годы прошлого века платье укорачивается, уравновешивает его длинная фата. Рядом – фото идентичных нарядов, сделанные в США и в Бресте над Бугом. То есть мировые тенденции нашли отражение и на нашей территории.
50-е отмечены формированием новой свадебной культуры. В это время на подиум выходит Кристиан Диор, который стал родоначальником стиля New Look, – пышная юбка, осиная талия. Вниманию посетителей – как раз такое платье 1957 года. Его счастливой обладательницей была девушка из деревни Огдемер Дрогичинского района, которой свадебное платье прислала из Канады тетя. Женщины на территории Брестчины шили платья из более простых материалов – хлопка, сатина, нейлона. Их также можно увидеть на выставке.
В 60-е годы благодаря образу легендарной Одри Хепберн, замуж стали выходить в мини. В Советском Союзе эта мода прижилась потому, что требовала минимум ткани. И такие платья выгуливали не один раз. 70-е отличают лаконичные кружевные платья в пол. Чаще всего из гипюра. Фантазия модисток уходила главным образом на изготовление фаты, которая также была длинной. Летом 1981 под венец идет принцесса Диана, ее платье производит настоящий фурор в мире моды: пышное, с широкими рукавами, множеством оборок, сотнями жемчужин в складках. Тенденция мигом ушла в народ. Ее можно проследить по фотографиям. А в экспозиции представлены более скромные ее модели, переданные брестчанкой. В 90-е годы стремление к пышности и нарядности сохраняется.
В центральной части выставки – традиционный свадебный наряд из Кобринского района. Костюмы невесты и свахи богато декорированы характерным для кобринского строя орнаментом. Свата украшали перевязанными крест-накрест рушниками, представлен и головной убор свахи из деревни Леликово, состоящий из плата и пестрой короны из разноцветных лент, украшенной петушиными перьями, костюм которой внесен в Список нематериального культурного наследия Беларуси.
Выставка будет открыта до середины декабря. До этого времени брестчане еще могут пополнить его экспозицию предметами собственного свадебного торжества.
Ирина ОРЛОВА
Фото Александра ШУЛЬГАЧА
Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу ЗДЕСЬ
Оставить комментарий