Представляя в августе активу Брестской области нового руководителя Петра Пархомчика, глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой отметил успехи первого региона в деревообработке, подвижки в легкой промышленности, в отрасли стройматериалов, и назвал цифры: за три года здесь реализованы 47 инвестиционных проектов, появились 42 новые позиции в части импортозамещения. Петр Пархомчик, в свою очередь, обратил внимание на требование Президента о том, что на Брестчине необходимо развернуть широкомасштабную работу в областях импортозамещения, инвестиционного развития, создавать новые предприятия. В ближайшие годы по программе развития промышленности в Брестской области запланировано воплотить в жизнь порядка 110 инвестиционных проектов на пять миллиардов рублей, в том числе в рамках президентской инициативы «Один район – один проект».
Такие масштабные проекты успешно реализуются Пинским ОАО «Полесье», крупнейшим производителем пряжи для машинного и ручного вязания, верхних трикотажных изделий не только в Беларуси, но также на пространстве СНГ и Восточной Европы, более 80 процентов продукции которого уходит на экспорт. Корреспондент «Зари» посмотрела, как инновационные проекты работают сегодня, из чего складывается нынешний успех предприятия, которое за 56 лет своей истории переживало разные времена.
Догнать и перегнать
История ОАО «Полесье» начинается с 1965 года возведением производственных корпусов крупнейшего в Европе предприятия легкой промышленности – комбината верхнего трикотажа, призванного обеспечивать пряжей и трикотажными изделиями весь Советский Союз. С 1968 по 1972 год поэтапно в эксплуатацию были введены три фабрики с законченным технологическим циклом: верхнего трикотажа, камвольная и объемной пряжи. Гигант союзного легпрома строили, можно без преувеличения сказать, всем миром – в том числе и молодежь, которая потом пришла в его цеха и заняла место у станков.
В 90-е годы прошлого века с бурным развитием так называемого челночного бизнеса, когда людям не хватало самых необходимых вещей, интерес и к пряже, и трикотажным изделиям «Полесья» подскочил до просто-таки ажиотажного спроса. Их стали активно вывозить в Россию полешуки, да и россияне проторили в Пинск быстро ставшую привычной и доходной дорогу.
Однако на горизонте замаячили Турция и Китай со своим трикотажным ширпотребом весьма сомнительных потребительских свойств, и высококачественную трикотажную продукцию пинчан, которая в цене не могла с ними конкурировать, покупать практически перестали. Чтобы как-то удерживаться на плаву, было принято решение объединить камвольную фабрику, которая в месяц производила около 300 тонн пряжи, и фабрику объемной пряжи (до 450 тонн) на площадях одной. Сегодня предприятие ежемесячно выпускает порядка 300 тонн пряжи и около 70 тысяч штук трикотажных изделий. В современных рыночных условиях это оптимальные объемы.
Теперь ОАО «Полесье» составляет серьезную конкуренцию лидерам рынка – турецким и китайским производителям – по многим позициям, постоянно работает над расширением ассортимента и повышением качества своей продукции. С конкурентами общаются – новый опыт всегда полезен. Причем, в частности, от турок пинчане получают признание в том, что качество их продукции как минимум не хуже, а по многим критериям даже превосходит турецкое.
К примеру, линии по крашению жгута и пряжи и собственная химическая лаборатория позволяют получить как пряжу, так и готовое трикотажное изделие абсолютно любого оттенка цветовой гаммы, какого только пожелает потребитель. В этом уникальность пинского предприятия. Равно как нет конкурентов в стране пинским трикотажникам и по выпуску бесшовных изделий.
Ставка – на инновацию
Владимир Макарский связал свою жизнь с «Полесьем» почти 30 лет назад. Пойдя по стопам родителей, начинал здесь учеником слесаря и ступенька за ступенькой постигал все новый и новый профессиональный уровень: слесарь, помощник мастера, мастер, начальник, директор фабрики, заместитель генерального директора ОАО по производству.
В 1980-е годы часть оборудования на «Полесье» в ходе модернизации заменили, но основное – от ведущих мировых производителей Германии, Англии, Японии, Италии, которое составляет, можно сказать, сердце производственного процесса, удалось сохранить, поддерживая его все это время в достойном техническом состоянии. Ведь принципы и подходы в получении продукции практически не изменились. А с 2016-го один за другим здесь были реализованы четыре инвестиционных проекта, что позволило сделать солидный шаг вперед в экономике.
– Все проекты были направлены на модернизацию парка технологического оборудования и, в конечном итоге, – на расширение, обновление ассортимента, повышение качества, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Первый инвестпроект, экспортно ориентированный, имел название «Организация высокотехнологического производства бесшовных трикотажных изделий на основе ресурсосберегающих технологий». В течение почти трех лет предприятие приобрело 24 единицы плосковязального оборудования немецкой компании «Stoll», которое выпускает цельновязальные трикотажные изделия – практически в готовом виде. Их не надо ни выкраивать, ни стачивать – просто написать для машины и запустить соответствующую электронную программу. Мы обучили своих дессинаторов, которых, к слову, сегодня большой дефицит в России. И все это позволило нам производить более ста тысяч инновационных трикотажных изделий в год. Они получаются дешевле, удачно сконструированы и из-за отсутствия швов очень комфортны в носке. Объем финансирования, которое на 90 процентов производилось за счет инновационного фонда Брестского облисполкома, составил порядка 4,5 миллиона рублей.
Следующим инновационным проектом стало создание производства новых видов пряж фантазийной структуры опять же на основе ресурсосберегающих технологий. В 2018 году была приобретена линия по выпуску широкого ассортимента фантазийных трикотажных пряж для ручного и машинного вязания. Более двух третей из 900 тысяч рублей, в которые обошлось новое оборудование, выделили инновационный фонд облисполкома и Республиканский централизованный инновационный фонд, остальные средства – собственные. До этого единственным поставщиком подобной пряжи на белорусский рынок были турецкие производители. Пинчане здесь составили туркам достойную конкуренцию – как по качеству, так и по цене.
Осуществили здесь и давнюю мечту – установили автоматизированную линию по выпуску картонных конусов для намотки пряжи, которые ранее покупали за границей, а вообще главным образом использовали достаточно хрупкие пластиковые.
– Благодаря этому мы не только полностью удовлетворили собственную потребность, но и начали поставлять конусы другим потребителям, включая зарубежных, – продолжает собеседник. – Этот проект является экологичным, поскольку картон подвергается переработке и не загрязняет окружающую среду. Что немаловажно, собственные потребности мы закрываем полностью при значительном удешевлении стоимости продукции. Здесь также нам помог инновационный фонд облисполкома.
Инициатива Президента – в действии
Четвертый проект с объемом финансирования почти 12 миллионов рублей – внедрение инновационных технологий новых тканеподобных трикотажных изделий – стал самым крупным и попал в перечень реализуемых в рамках инициативы Президента «Один район – один проект». Приобретя 15 единиц современного технологического оборудования, в 2022 году предприятие освоило выпуск тканеподобных изделий и полотен, имитирующих в трикотаже ткачество, в том числе шотландскую клетку, вышивку, гобеленовую технику. Вязание с прокладыванием уточной нити делает их формоустойчивыми, что особенно актуально в готовых изделиях для проблемных зон, к которым относятся области локтей, бедер, коленей. Также появилась возможность освоить технологию крашения новых видов химических волокон и за счет выпуска пряжи больших линейных плотностей значительно расширить ассортимент пряж.
Все реализованные проекты – высокорентабельны, плосковязальное оборудование задействовано в режиме 24/7, выпускаемые им бесшовные изделия востребованы как на внутреннем, так и на внешних рынках.
– В стадии подготовки – очередной инновационный проект, – делится планами Владимир Макарский. – На сегодняшний день он проходит государственную экспертизу, уточняются источники финансирования. Предусмотрено приобретение 67 единиц технологического оборудования стоимостью порядка 10 миллионов долларов. Инновационность будет основываться на новом, компактном виде прядения, производстве пряжи и трикотажных изделий с улучшенными эргономическими и эксплуатационными свойствами: хорошая теплозащита, высокие эластичность и прочность, то есть совершенно уникальных для страны, с использованием так называемых умных волокон. Это позволит нам еще больше расширить ассортимент за счет выпуска тканей компактного прядения, пряжи с теплозащитными свойствами, с использованием стержневой нити, различных линейных плотностей и смесовых составов. Их производство и реализация – это очень перспективное на сегодняшний день направление.
Подобные виды пряжи в Беларуси сегодня не производят. Налажен их выпуск в Турции и Китае. Однако там цветовая гамма ограничена черным, синим и белым. Рынок пряжи с так называемыми умными волокнами находится нынче в стадии активного развития и роста. Спрос на пряжу из волокон с теплозащитными свойствами, которые обладают способностью регулировать температуру тела, обеспечивая комфорт в различных климатических условиях, из-за повышенного интереса потребителей к функциональной одежде постоянно увеличивается.
Стратегия развития
В структуре ОАО «Полесье» теперь две фабрики: по производству пряжи различных смесовых составов и верхних трикотажных изделий.
Ушедший год для пинчан выдался плодотворным: за 11 месяцев произведено порядка 700 тысяч штук трикотажных изделий и 2800 тонн пряжи. Сохранилось положительное сальдо по экспортным поставкам. Наблюдается повышение производительности труда. Темп роста зарплаты составил 111 процентов.
– Почти треть в объемах производства у нас занимают трикотажные изделия. По этой группе главные зарубежные покупатели – Москва и Санкт-Петербург, крупнейшие российский бренды. Им отправляем порядка 60 процентов выпускаемых изделий. Кроме того, это телемагазины и интернет-площадки РФ. Остальные объемы – пряжа, 95% которой идет на экспорт. Здесь основной зарубежный рынок – также Россия. Еще работаем с Кыргызстаном, Казахстаном, Молдовой. Мы выпускаем пряжу от акриловой до чистошерстяной с разным процентным соотношением натуральных и искусственных волокон, при этом используем полиакрилонитрильное сырье белорусского производителя, – посвящает в производственные нюансы начальник отдела маркетинговых исследований и планирования ассортимента Татьяна Антошук. – Постоянно разрабатываем новые виды пряжи с улучшенными свойствами, стремясь соответствовать запросам потребителей. Держать марку удается за счет расширения ассортимента и совершенствования технологии выпуска продукции, поэтому инвестиции в модернизацию и постоянное техническое перевооружение – вот наша стратегия развития.
Для реализации выпускаемой продукции, в первую очередь трикотажных изделий, пинчане активно развивают собственную товаропроводящую сеть. Она представлена филиалом «Пинский трикотаж», который включает три региональных склада и 26 фирменных магазинов, работают также через собственный интернет-магазин.
Продукцию бренда POLESIE давно по достоинству оценили как простые покупатели, так и профессионалы. Среди последних достижений пинчан – лидерство в номинации «Трикотажная одежда делового стиля для школьников». Предприятие одержало заслуженную победу, разработав и применив в производстве данной продукции инновационную антипилинговую пряжу SIRO.
– С этого года ОАО «Полесье» как ведущего производителя включили в пилотный столичный проект по производству жилетов делового стиля для детей школьного возраста, другие производители поставляют брюки, юбки – так образуется школьный total look. Также по рекомендациям Министерства образования разработали вышивку – эмблемы, шевроны. И поставляем их не только для своих изделий, но и для коллег именно под этот столичный проект, – продолжает собеседница. – По итогам 2023-го мы являемся обладателем диплома и Гран-при конкурса «Лидеры промышленности Республики Беларусь» в номинации «Предприятие года – лидер в области НИОКР и внедрения инновационных видов продукции и услуг», традиционно побеждаем в конкурсах «Лучшие товары Республики Беларусь» и «Продукт года». В последнем предприятие получило Гран-при за одежду делового стиля для детей школьного возраста «Polesie / Коллекция School» и три диплома І степени в номинациях «Домашний текстиль», «Изделия для женщин», «Одежда для детей и взрослых».
Здесь хорошо усвоили непреложную истину: чтобы рассчитывать на положительные перспективы развития, необходимо постоянно повышать качество и конкурентоспособность товара. ОАО «Полесье» работает по системам менеджмента, которые позволяют организовывать и поддерживать производство на высоком уровне.
Ирина ОРЛОВА, фото автора и из архива ОАО «Полесье»
Оставить комментарий