В Бресте на базе областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья состоялось выездное заседание Республиканского санитарно-эпидемиологического совета под председательством заместителя министра – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь Александра Тарасенко. В нем также приняли участие главные государственные санитарные врачи всех областей и города Минска.
На повестке дня – обсуждение вопроса о ходе реализации в учреждениях общего среднего образования пилотного проекта по организации питания учащихся.
Салат против сосиски
В средней школе №1 г. Бреста обучается более 1,8 тысячи учащихся. Порядка 80 процентов из них сейчас получают двухразовое питание в виде обедов и полдников. К проведению проекта здесь начали готовиться еще до зимних каникул. Было проведено анкетирование ребят и их родителей, чтобы определить их вкусовые предпочтения. Комбинат общественного питания разработал технологические карты новых блюд и провел их дегустацию для детей и родителей. При этом им было предложено не просто оценить по шкале «вкусно-невкусно», а дать подробные критические замечания. К практической реализации проекта в школе приступили 9 января – в начале третьей четверти.
Как отметила директор учреждения образования Маргарита Богданович, сейчас идет уже второй этап реализации пилотного проекта: внедряется меню, которое обновлено пока наполовину, ежедневно изучается и анализируется мнение учащихся. Родители также не остаются в стороне и активно участвуют в составлении меню, высказывают пожелания и конструктивную критику.
– Мы разработали много новых салатов, к сожалению, дети их не оценили, – отметила заместитель директора комбината общественного питания Жанна Дунькович. – Ни детям, ни родителям не понравился салат с морской капустой. К примеру, сегодня в школьном меню – салат из свеклы и белорусского женьшеня, интересно будет позже узнать отзывы. Школьники в большинстве своем просят давать им порционные овощи. Мы прислушаемся. Среди пожеланий также были сосиски, митболы, шашлык, драники, наггетсы. На третье они отдают предпочтение чаю и напиткам без плодов, а не традиционным компотам, как было раньше. Зато почти все наши горячие блюда ребятам понравились. Поэтому всё корректируется в процессе, учитывая вкусовые предпочтения детей. Кстати, приходится работать не только над рецептурой, но и над названиями блюд, дети и на это обращают внимание.
Питание по новому графику
В Брестской области более трех тысяч детей участвуют в пилотном проекте по организации питания в учреждениях среднего образования. В проекте задействованы три учреждения образования. К участию в нем присоединилась одна из самых крупных школ Бреста – СШ №1, а также Малоритская СШ №1 и средняя школа в агрогородке Чернавчицы Брестского района.
С начала третьей четверти в этих школах организация питания проходит в соответствии с новыми графиками приема пищи, с новыми разработанными двухнедельными рационами, утвержденными центрами гигиены и эпидемиологии. При составлении меню максимально учтены все вкусовые предпочтения детей. Для участвующих в пилотном проекте школ разработаны 68 технологических карт новых фирменных блюд.
Суть новых подходов в том, что первый прием пищи ученики будут получать позже – через 3,5 часа после начала работы учреждения образования. Резонно, ведь многие дети приходят на занятия, хорошенько позавтракав дома. Частенько приготовленные в столовой каши и супы остаются нетронутыми.
Еще одно нововведение коснулось количества приемов пищи, которое напрямую зависит от времени пребывания в учреждении образования. Если ребенок занимается в школе 3,5 – 6 часов, то ему положено одноразовое питание, 6 – 10 часов – двухразовое, а более 10 часов – трехразовое.
Исправлять и дополнять
Времени прошло не так много, поэтому давать оценку изменениям в рамках проекта еще рано. Вполне возможно, какие-то блюда будут дополнены, над чем-то придется еще «поколдовать» технологам и поварам.
– Всё корректируется в процессе, – подчеркнул Александр Тарасенко. – Мы видим, что есть некоторые моменты, которые надо исправлять. Это касается и времени приема пищи, и разработки новых технологических карт, и блюд в меню. Для организации школьного питания выделяются немалые государственные деньги. Я бы не сказал, что мы здесь кардинально что-то меняем. Мы просто совершенствуемся в этом вопросе. Проект будет реализовываться до 1 мая. Но мы не будем ждать этой даты. В процессе будут обсуждаться положительные и отрицательные моменты, чтобы, начиная с нового учебного года, уже повсеместно поэтапно реализовывать проект и выбрать рациональную, оптимальную и качественную модель организации школьного питания.
Во время эксперимента по организации школьного питания специалисты будут фиксировать все результаты, отслеживать динамику, а также и далее опрашивать детей и родителей. До начала нового учебного года Министерство образования и Совет Министров Республики Беларусь оценят итоги пилотного проекта и решат, внедрять ли данный опыт по всей стране.
«Хотим что-нибудь новенькое…»
Очевидно, что у детей сейчас совершенно другие вкусовые предпочтения, нежели 10 – 20 лет назад. Это, разумеется, нужно учитывать. Однако участники выездного заседания сошлись во мнении о важности не отходить от принципов здорового питания и предложить школьникам полезные продукты, которые составят хотя бы часть обновленного школьного меню.
Арина Горошко и Варвара Старостенко учатся в 3 «В» классе. К изменениям в школьном меню девочки отнеслись исключительно положительно и с большим интересом.
– Пока всё очень вкусно и сытно, – поделилась впечатлениями Варвара. – Вроде бы продукты те же, а блюда стали другими, мне больше нравится, как готовят сейчас. Особенно радует шашлык, так необычно есть в школе такое.
Ее одноклассница Арина дополнила, что порции довольно большие, и голодным точно никто из столовой не уйдет. Третьеклассницы выразили надежду, что и дальше школьное меню будет разнообразным.
Учитель начальных классов Наталья Круковская рассказала, что в СШ №1 и раньше уделяли особое внимание питанию, работники столовой всегда радовали вкусными блюдами, которые дети кушали с аппетитом. Сейчас, когда в школе реализуется пилотный проект по организации питания, дети с радостью пробуют вариации новых блюд из достаточно привычных продуктов. То, что им это нравится, можно увидеть по пустым тарелкам, которые остаются после приема пищи.
Ольга СВИРИДОВИЧ
Фото Александра ШУЛЬГАЧА