Со школьной скамьи Василий Шульга, выросший на Донбассе, стремился стать военным летчиком и упорно шел к этой цели: много читал об авиации и наших советских прославленных летчиках, занимался авиамоделизмом, закалял тело и волю. В 17 лет, получив аттестат о среднем образовании, Василий поступает в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И. Грицевца. Не лишним будет напомнить читателям, что Сергей Иванович Грицевец – уроженец Беларуси, один из первых дважды Героев Советского Союза.
Шульга не раз повторял, что повезло ему и многим другим выпускникам ХВВАУЛ, так как среди преподавателей той поры в училище было сразу трое (!) фронтовиков, Героев Советского Союза, один из них – полковник Владимир Николаевич Кирманович был родом из Беларуси.
«В кабине МиГ-21 было более 300 приборов, кнопок и рычагов и нас учили, что в воздухе надо действовать осознанно, но молниеносно, все движения летчика должны быть доведены до автоматизма», – вспоминает Василий Шульга. В училище он был одним из лучших курсантов выпуска 1976 года и получил назначение в Белорусский военный округ, в прославленный 927-й истребительный авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Осовцы вблизи города Береза.
Уже в следующем году лейтенант Василий Шульга достигает уровня военного летчика 3-го класса, затем после нескольких лет напряженного летного труда на его груди стал красоваться престижный знак военного летчика 1-го класса, что говорило о незаурядных лётных способностях молодого пилота.
В 1984 – 1985 годах капитан Василий Шульга, уже командир авиазвена, участвует в боевых действиях в Афганистане, где летал смело, эффективно нанося бомбо-штурмовые удары по бандформированиям душманов. На его счету 154 боевых вылета плюс частые дежурства в системе ПВО и заслуженная награда – орден Красной Звезды.
Вернувшись из Афганистана на родной аэродром, летчики 927-го истребительного после короткого отдыха приступили к плановым полетам и тут-то небо снова испытало майора Шульгу.
Вот как это было: при заходе на посадку в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы Василий Шульга увидел мелькнувшую по курсу птицу и тут же самолет с резким креном пошел вниз. Из рассказа самого летчика:
«Осознаю, что произошло самовыключение двигателя, скорость начала резко падать, высоты практически нет… Рву ручку управления на себя, чтобы сохранить планерную способность самолета и тут же тяну рукоять катапульты. Вижу, как носки моих ботинок проносятся над козырьком кабины и почти сразу после раскрытия парашюта чувствую удар о землю».
Как потом было установлено, Шульга катапультировался на шестой секунде после остановки двигателя, а самолет врезался в землю на девятой! Восстановившись, летчик Шульга снова поднялся в воздух, правда, обостренно прислушивался к работе двигателя, но через какое-то время всё забылось и вошло в норму.
В 1988 году, после десяти лет службы и лётной работы в Беларуси, Василий Шульга по замене убывает на Дальний Восток в 308-й истребительный авиаполк ПВО, базировавшийся на аэродроме Постовая на берегу одноименной бухты залива Советская Гавань. Успешно переучился на новый тип самолета-МиГ-23 МЛД, вырос до командиа авиаэскадрильи – вот вехи летчика Шульги на новом месте службы. Летать приходилось над сопками и тайгой, над Татарским проливом, не раз он видел американские самолеты-разведчики.
Вот как раз во время выполнения полета над морем на высоте 2000 метров небо еще раз испытало летчика Шульгу. Из его воспоминаний:
«Готовясь уйти от учебного перехвата однополчанина, начал разворот и тут пошли хлопки… и двигатель замер… Учитывая, что МиГ-23 самолет с изменяемой геометрией крыла, успел перевести крыло на минимальную стреловидность, что значительно улучшило планируемость в направлении к берегу. Высота еще 1500 метров, скорость 550 км/час, доложил руководителю полетов и попробовал запустить двигатель – получилось! Стало веселее на душе, вот и берег, но до аэродрома еще 90 километров и тут двигатель снова остановился…
Вторая попытка запуска оказалась безуспешной, получаю команду прыгать. Я же решаю, пока самолет управляем в режиме планирования и высота еще 600 метров, пробовать запустить – везет, получилось, делаю разворот на посадку, до полосы 10 километров, но двигатель снова остановился… Высоты теперь практически нет, отчетливо вижу внизу верхушки деревьев – выход остался один, и я прыгнул и после раскрытия парашюта мой самолет шел в сопку…»
Представителям завода – производителя МиГ-23 в ходе расследования этого лётного происшествия удалось установить причину частых отказов двигателей на этом типе самолетов, а значит и предотвратить лётные происшествия и катастрофы.
А Василий Иванович за «смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни», был награжден орденом Мужества.
Главной же наградой для военного летчика Шульги было, по его признанию, возможность летать!
Завершив же лётную карьеру на Дальнем Востоке, Василий Иванович вернулся в Беларусь, в город Березу, где столько друзей-однополчан и где он еще долго не расставался с Вооруженными Силами будучи стрелком в отряде военизированной охраны так знакомого ему – летчику – аэродрома Осовцы.
С авиацией Василий Иванович Шульга не расстанется никогда: она в его сердце, к тому же он активный исследователь и поисковик судеб воздушных бойцов советских ВВС, сражавшихся в небе Беларуси в годы Великой Отечественной войны, в районном историко-краеведческом музее и музее 927-го истребительного авиационного Кенигсбергского Краснознаменного ордена Александра Невского полка есть его экспозиции, он частый гость в школах города, зачинщик многих героико-патриотических мероприятий ветеранской организации авиаторов города.
Владимир КАСЬЯНОВ,
г. Береза