Главная - Новости - Новости из общественной жизни - Проект «Карта памяти». Освобождение Ганцевичей

Проект «Карта памяти». Освобождение Ганцевичей

Проект «Карта памяти». Освобождение Ганцевичей

В начале июля 1944-го, в результате наступления Красной армии в Белоруссии, немецкие войска группы армий «Центр» оказались на грани катастрофы. Рубежи обороны гитлеровцев от Западной Двины до Припяти рухнули, и командование Вермахта вводом резервов предпринимало отчаянные попытки остановить противника и закрепиться на линии Вильнюс – Пинск.

 

Рокадная железная дорога Барановичи – Лунинец была для немцев одним из тех путей, по которому они перебрасывали подкрепление на угрожаемые участки трещавшего по швам фронта. Стратегическую важность дороги понимало и командование советских войск, которые настойчиво пробивались к ней с нескольких направлений. 5 июля это удалось частям 20-го стрелкового корпуса 28-й Армии. Взаимодействуя с 143-м гвардейским стрелковым полком, наступавшим с севера, 146-й гвардейский стрелковый полк 48-й гвардейской Криворожской стрелковой дивизии, двигавшийся на восток в направлении деревень Гайнинец, Куршиновичи, перерезал железную дорогу Барановичи – Лунинец и вышел к переправе через реку Щара у деревни Цыгань.

 

Пытаясь закрыть прорыв, немцы в этот же день контратаковали вдоль железной дороги со стороны местечка Ганцевичи. Бросив в бой до батальона пехоты и бронепоезд, им удалось выйти к деревне Куршиновичи и тем самым отрезать передовые полки от тылов. Удар пришелся по 2-му и 3-му батальонам 138-го гвардейского стрелкового полка, продвигавшимся во втором эшелоне дивизии. Развернувшись севернее Романовщины, полк принял бой. Тяжелая обстановка складывалась и у 1-го стрелкового батальона 138-го гвардейского стрелкового полка с батареей 98-го гвардейского артиллерийского полка, наступавшими на Ганцевичи с северо-востока. Попав под сильный пулеметный и артиллерийский огонь немцев у деревни Огаревичи, батальон понес большие потери и отступил.

 

 

Действия немцев не остановили наступления 28-й армии, но ганцевичская группировка мешала ей как заноза в ударном кулаке, была угрозой тылам дивизий и корпусов, продвигавшихся все дальше на запад. Оценив складывающуюся ситуацию, командующий 28-й армией генерал-лейтенант Лучинский приказал командиру 20-го стрелкового корпуса во чтобы ни стало занять Ганцевичи и для этого усилить отряд 138-го стрелкового полка, подчинив его командиру 174-го стрелкового полка 20-й стрелковой дивизии, а командира 138-го гвардейского стрелкового полка подполковника Варыпаева с ротой автоматчиков направить для командования отрядом, штурмующего Огаревичи. Первая атака показала, что эту, расположенную на перекрестке нескольких дорог деревню, превращенную немцами в опорный пункт, с налета не взять. Здесь нужны были другие тактические решения. И командир полка подполковник Варыпаев их нашел.

 

 

В ночь на 6 июля взвод 2-й стрелковой роты 138-го гвардейского стрелкового полка под командованием младшего лейтенанта Александра Мамаева получил задачу скрытно захватить одну из огневых точек, прикрывавших подступы к немецким траншеям. Под покровом темноты гвардейцам удалось незаметно подобраться к врагу, бесшумно снять часовых и уничтожить расчет станкового пулемета ДЗОТа. Гитлеровцы, обнаружив красноармейцев на своих позициях, в панике стали отступать на вторую линию траншей. Сумятицы в ряды оккупантов добавил и расчет противотанкового ружья гвардии рядового Федора Изотова, который выстрелами из своего ПТР сумел зажечь еще один ДЗОТ. Но солдаты Вермахта были опытными и серьезными противниками. Вскоре, перегруппировавшись, они предприняли мощную контратаку, поддержанную танками и артиллерией. В этот момент боя отличился орудийный расчет 45-миллимитровой пушки под командованием гвардии младшего сержанта Ивана Пошевалова. Находясь в боевых порядках пехоты, артиллеристы из своего орудия уничтожили 76-миллимитровую пушку и тягач противника, подбили танк. Ожесточенный бой, продолжавшийся весь день, закончился лишь с наступлением темноты победой советских бойцов.

 

Ранним утром 7 июля при поддержке дивизионной артиллерии перешли в наступление 2-й и 3-й батальоны 138-го гвардейского стрелкового полка. Созданная немцами в районе станции Старые Буды линия обороны, состоящая из проволочных заграждений, противотанковых рвов и минных полей, простреливаемая пулеметным огнем из ДЗОТов, не остановила гвардейцев, и они сумели занять станцию. В этом бою особо отличился боец саперного взвода гвардии рядовой Семен Бабич, который под огнем противника снял 61 противопехотную мину и, действуя ножницами и лопаткой, проделал для наступающей пехоты проход в проволочном заграждении.

 

Продолжая наступление, в 6 часов утра красноармейцы 138-го стрелкового полка вышли на юго-западную и южную окраины Ганцевичей. Немцы бросая технику и вооружение, склады, уже не оказывая серьезного сопротивления, бежали. К 9.00 город был полностью освобожден от захватчиков. Потери врага составили около 220 солдат и офицеров убитыми, 20 пленными. Захвачены были и немалые трофеи: танков – 4; автомашин грузовых – 6; орудий – 7; станковых пулеметов – 4; ручных пулеметов – 26; вагонов с грузами –50; лошадей – 18; несколько складов с боеприпасами, продовольствием и фуражем.

 

 

Павшие при освобождении Ганцевичского района бойцы Красной Армии были захоронены в нескольких братских могилах на местах боев. Уже после окончания войны некоторые захоронения перенесли в городской сквер города Ганцевичи. В 1956 году на братской могиле был установлен памятник и плита с именами погибших. В 2000 году к празднованию 55-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне был установлен новый памятник. К сожалению, из 187-и захороненных в этой братской могиле имена 84 бойцов до сих пор неизвестны.

 

Олег ГРЕБЕННИКОВ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика