…Широкая улыбка, мужское обаяние, офицерская выправка. Позитивность, бодрость духа, настроение «на подъеме» – как и полагается настоящему летчику. На последних фото он запечатлен вечно молодым – тридцатисемилетним. Время неумолимо и быстротечно: 28 ноября первому Герою Беларуси Владимиру Карвату исполнилось бы 65 лет.
Главный выбор
Владимир Николаевич родился в городе над Бугом. Как вспоминают педагоги, учился он легко и охотно, хотя отличником быть не стремился. Страстно любил футбол, тренеры даже предсказывали ему хорошую футбольную карьеру, но сильнее манило небо. В 1977 году он поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков.
После выпуска был отправлен на Дальний Восток. Летал на самолете МиГ-23, освоил Л-29, Су-27, его карьера складывалась вполне успешно. Летом 1994 года Владимир Карват прибыл для прохождения службы в Вооруженные Силы Республики Беларусь и был назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах…
Покорение неба всегда было и остается потенциально опасным видом профессиональной деятельности. Так, в свое время в тренировочных и испытательных полетах погибли признанные асы своих великих эпох – «сталинский сокол» Валерий Чкалов, первый космонавт Земли Юрий Гагарин. По нелепой случайности на взлетной полосе аэродрома, находясь на земле, получил смертельные травмы Сергей Грицевец – первый в СССР дважды Герой Советского Союза, который, не дожив до Великой Отечественной войны, успел сбить порядка сорока вражеских самолетов за периоды участия в боевых действиях в Испании и на Халхин-Голе.
Судьбы Грицевца и Карвата в разные времена и по разным причинам объединил Барановичский район. Более полувека спустя после истории со смертью Сергея Грицевца Владимир Карват также оказался в экстремальной ситуации несколько иного рода. Перед ним стоял выбор: спастись самому или пожертвовать собственной жизнью ради спасения десятков и сотен других людей.
3 мая 1996 года он выполнял учебно-тренировочное задание на самолете Су-27П, которое включало в себя полет в облаках с большими углами крена и отработку тактики ведения воздушного боя в сложных метеоусловиях в ночное время. Когда летчик находился на высоте 900 метров, на борту вспыхнул пожар. Самолет начал терять управление и падать. Ситуация стала критической. Пилоту приказали катапультироваться, но в это время он находился над селами Арабовщина и Большое Гатище Барановичского района. Несмотря на ежесекундную опасность взрыва, Владимир Карват до последнего момента пытался отвести машину в сторону. Пролетев почти километр, самолет разбился и взорвался на значительном расстоянии от домов. Это был не просто километр – с каждым из его метров были намертво спаяны последние секунды жизни мужественного пилота и будущие минуты, часы, годы жизни многих спасенных им жизней.
В 22.54 самолет плашмя врезался в землю на клеверном поле между двух деревень, почти на километровом удалении от построек. Все 14 секунд, остававшихся до падения, пилот сжимал рычаги управления, чтобы подчинить машину и отвести ее в безлюдное место. Как выяснилось по результатам расшифровки «черных ящиков», из-за возникшей в гидросистеме течи пары рабочей жидкости вошли в контакт с горячим трубопроводом отбора воздуха из седьмой ступени компрессора двигателя, что привело к их возгоранию. Вначале огонь повредил провода системы сигнализации, а затем провода системы электродистанционного управления, что привело к полной потере управляемости. После катастрофы на заводе – изготовителе Су-27 были выполнены доработки конструкции, которые увеличили надежность системы дистанционного управления истребителя в случае возникновения пожара. Изменения внесли во все ранее выпущенные машины.
Свидетелями катастрофы стали многие местные жители, которые поспешили к горевшим обломкам самолета на помощь пилоту. Через 20 минут прибыли пожарные из городского поселка Городище. Удалось сбить пламя, не допустив возгорания кабины, однако летчик погиб при падении самолета. По данным комиссии, расследовавшей причины авиакатастрофы, было установлено, что Владимир Карват до последней секунды делал всё возможное, чтобы не допустить падения самолета на населенные пункты.
«Летчик от Бога»
Фактически сразу же после подвига начальника воздушно-огневой подготовки 61-й авиабазы начался дотошный скрупулезный сбор сведений о нем – в мельчайших нюансах, деталях и подробностях. Одними из первых откликнулись сослуживцы. «Вовка был летчик от Бога. Хороший, душевный человек, всегда уравновешенный, вдумчивый и рассудительный, терпеливый и настойчивый. Он никогда не повышал голос. И если мы в горячке начинали спорить о том, как построить маневр полета, нас приводил в чувство его спокойный голос: «Ребята, не надо напрягаться – любой воздушный бой можно рассчитать обычными математическими формулами». И Карват всегда оказывался прав…», – рассказывал заместитель командира авиабазы по идеологической работе, военный летчик первого класса подполковник Владимир Рябухин.
Мать Героя Агриппина Дмитриевна умерла в 2014 году, прожив более девяноста лет. Во время немногочисленных встреч с журналистами она часто повторяла, раз за разом словно возвращаясь к тому переломавшему жизнь и судьбу пополам майскому дню: «Это для страны он Герой, а для меня сын, которого я потеряла». В жизни этой женщины случилось немало испытаний. Она рано овдовела: первый муж погиб на фронте, осталось двое детей. Семья жила в Волынской области Украины, позже Агриппина приехала работать на железную дорогу в Брест. Спустя некоторое время вышла замуж за бригадира путейщиков Николая Карвата. Уже в Бресте родились младшие дети – Николай и Владимир. На сохранившемся снимке два подростка в валенках.
Никогда не выпячивала свое кровное родство с Владимиром Карватом его дочь– по мужу Екатерина Лукашевич. О чем и рассказывала прессе: «Не люблю излишнего внимания. Зачем оно мне? Что говорить об интервью, если даже на работе не все коллеги знают, что мой отец – Владимир Карват. Помню, как в тот день он возвращался на обед, шел к профилакторию, где мы жили в Барановичах, а мы гуляли на улице. Было очень тепло. Ничто не предвещало беды. Он не мог по-другому. Характер. Он бы не допустил, чтобы погибли люди. Это был его выбор. А если бы можно было себе выбрать какую-то черту характера от отца, то это была бы уравновешенность, умение взвешенно принимать решения. Даже по отношению к своим детям сейчас. Потому что мы, женщины, эмоциональны, все на чувствах, а иногда хочется, чтобы разум преобладал над эмоциями. Я ни разу от своего отца не слышала грубого слова, он никогда не повышал на нас голос».
Жизнь после смерти
21 ноября 1996 года Указом Президента Беларуси Владимиру Карвату посмертно было присвоено звание Героя Беларуси за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга. На месте катастрофы в Барановичском районе установлен памятный знак. На пересечении бульвара Космонавтов и улицы Гоголя в Бресте открыт памятник летчику. В память о Карвате названы улицы в Минске, областном центре, его имя также носят бульвар и сквер в Барановичах. О Карвате сняты документальные фильмы «Обыкновенный герой» и «Помнит небо», в его честь названы средние школы №8 г. Бреста и №182 г. Минска, открыты тематические музейные экспозиции. Кроме того, выпущена именная почтовая марка, учреждена стипендия Карвата, выдаваемая лучшему курсанту авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь, приказом Министра обороны Республики Беларусь от 22 мая 1997 года № 263 подполковник Владимир Карват навечно зачислен в списки личного состава 1-й авиационной эскадрильи 61-й истребительной авиабазы в Барановичах…
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Оставить комментарий