Главная - Новости - Новости из общественной жизни - Проект «Эпоха. Событие. Личность»: Владимир Гоздецкий

Проект «Эпоха. Событие. Личность»: Владимир Гоздецкий

Результаты труда Почетного гражданина города Бреста Владимира Гоздецкого за двадцать восемь лет управления строительным трестом №8 – с 1968 по 1996 годы – и сегодня можно оценить наяву.

 

Как Брест стал многоэтажным

 

В немалой степени именно благодаря организаторским способностям, энергии и усилиям Владимира Гоздецкого, многократно помноженным на тогдашние большие возможности стройтреста №8, Брест приобрел облик современного привлекательного города.

 

Когда наш областной центр был одноэтажным. В свое время Гоздецкому довелось поработать рука об руку с одним из строителей первых высотных зданий Бреста польского периода Тадеушем Квятковским, что принесло ценные навыки и опыт. По-настоящему город над Бугом в буквальном смысле слова стал стремительно расти вверх уже спустя довольно продолжительный период после окончания Великой Отечественной войны.

 

«Когда в 1957 году организовался стройтрест №8, в городе было всего несколько многоэтажек – нынешние здания Нацбанка, облисполкома, администрации Ленинского района, городской больницы. Пушкинская, застроенная преимущественно деревянными домами, доходила до перекрестка с улицей Ленина, самой площади не было.

 

Практически всё, что мы видим ныне – жилые дома, здания заводов и фабрик, весь соцкультбыт – построено нашим стройтрестом», – констатировал, общаясь с прессой, Владимир Иванович.

 

В 60 – 70-е годы прошлого столетия границы территории Бреста увеличивались, в том числе за счет возведения новых микрорайонов панельного многоэтажного жилья, прозванного в народе «хрущевками». Учитывая масштабы новостроек, не всё шло просто и гладко.

 

– Главная задача жилищного строительства в бывшем СССР заключалась в том, сколько, а не как построить. Нас заставляли сдавать квартиры под ключ, но деньги выделяли только на общестроительные работы. На отделку же, как правило, – не более 50 процентов от сметы. Плюс ко всему в те годы наблюдался страшный дефицит отделочных материалов. Поэтому, когда нам удавалось выбить те же обои, мы смотрели не на их качество, а на то, чтобы они были дешевыми – тогда хватало на всех, – объяснял Владимир Гоздецкий.

 

По его мнению, «хрущевки», когда-то официально отвечающие требованиям социального комфорта и считающиеся вполне привлекательным вариантом решения жилищного вопроса пока не следует воспринимать как жилье устаревшее и невостребованное: «Они и далее могут оставаться жильем престижным, особенно расположенные в центре. Просто их нужно реконструировать, причем затраты на перепланировку «хрущевок» на 30 – 40 процентов меньше, чем на новое жилье».

 

При этом Владимир Иванович считал, что в погоне за многоэтажностью в городе над Бугом были допущены определенные ошибки, которые не следует повторять: «Печально смотрю на местные «небоскребы» на Востоке (микрорайон Бреста. – Прим. Е.Л.). Помню, перед тем, как их возводить, мы поехали за опытом в Вильнюс. Там только что построили монолитные дома в 16 этажей. При встрече тамошний мэр недоумевал: «Вильнюс – столица, а вам-то зачем эти махины?».

 

Уже достаточно в зрелом возрасте в начале двухтысячных Владимир Гоздецкий вывел и озвучил свою формулу наиболее эффективного градостроительства, главный принцип которой – одновременное возведение в соответствующих долях многоэтажного и индивидуального жилья, так как и то, и другое востребовано определенными категориями покупателей: «При строительстве большое внимание должно уделяться энергосберегающим технологиям. На государственном уровне следует избавляться от ошибок, из-за которых пустуют коттеджи в тех же Вычулках или на Березовке (микрорайоны Бреста. – Прим. Е.Л.), когда хозяева не в силах расплатиться за обогрев дома. При этом не должно быть и дефицита малогабаритных квартир. В таком случае ситуация устроит все заинтересованные стороны: кто-то захочет избавиться от лишних метров, а кто-то, наоборот, подешевле приобрести столь нужные дополнительные метры».

 

 

Объекты особой важности

 

За почти сорок лет работы в тресте под Владимира Гоздецкого непосредственным руководством и при личном участии удалось построить более двух тысяч объектов производственного, культурно-бытового, социального и коммунального назначения – громадье школ, детских садов, больниц, гостиниц, кинотеатров, тогдашних флагманов промышленности, в числе которых брестские электромеханический завод, ковровый и чулочный комбинаты, «Цветотрон»… Каждая знаковая стройка оставила после себя свою уникально-индивидуальную историю.

 

Помимо прочего, Владимиру Ивановичу довелось быть сопричастным к строительству знаменитой дачи в Вискулях. Всё начиналось с того, что однажды Никита Хрущев проводил встречу в Беловежской пуще с польской делегацией в конце мая, когда заповедник необычайно красив. Руководителю советского государства здесь так понравилось, что он предложил построить в этих местах резиденцию. Месяц спустя в Брест пришла документация на фундамент особняка. Для его строительства задействовали около восьмисот человек, которые воздвигали здание со всеми удобствами согласно существующим на тот момент мировым стандартам на голом месте.

 

Специалисты работали день и ночь, без выходных и праздничных дней – зато резиденция была закончена всего за пять месяцев. Всякий раз, когда высокие гости приезжали в заповедник отдохнуть, Владимир Гоздецкий отправлялся туда старшим по инженерным службам.

 

Также Владимиру Ивановичу выпала ответственная и почетная миссия воплощать в бетоне творческий замысел монумента «Мужество» – главного в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой». Вот уже более полувека перед взорами посетителей предстает внушительно-массивная, высотой в тридцать три с половиной метра погрудная скульптура воина, обратная сторона которой дополнена рельефными композициями, рассказывающими об отдельных эпизодах героической обороны Цитадели: «Атака», «Партийное собрание», «Последняя граната», «Подвиг артиллеристов», «Пулеметчики»… Появлению монумента, по словам Владимира Гоздецкого, предшествовала долгая кропотливая работа, не имеющая аналогов нигде более:

 

– В свое время в Беларуси это была стройка №1. Я имел прямую связь с начальником Госснаба республики – материалы шли по первому звонку. И все-таки сложности оставались. Тогда мы впервые в мировой практике делали памятник по модели, выполненной объемом лишь в 1/7 от натуральной величины. Это небезызвестная «голова» – главный монумент мемориала. Нашим специалистам пришлось фактически на глаз увеличивать опалубку в семь раз, а потом изнутри заливать в нее бетон. Представьте, каким профессионализмом при этом должны обладать строители, чтобы «голова» вышла лицом мужественного мужчины с правильными чертами!

 

Работать приходилось в условиях, далеких от комфорта и зачастую сопряженных с реальной опасностью. Рассказанный Владимиром Ивановичем непредвиденный случай, произошедший при установке стометрового Штыка, тому пример:

 

– Штык конструировался в горизонтальном положении, и, чтобы его поднять так называемым методом падающей мачты, пришлось крепить множество тросов. Дело было летом, стояла страшная жара, и с тросов на штык потекла смазка. Рабочие принялись смывать ее ацетоном, и кто-то при этом закурил. Мгновенно всё вспыхнуло. Подъем пришлось отложить.

 

Персональные заслуги Владимира Гоздецкого перед городом над Бугом, областью и республикой не были обойдены вниманием. В 1977 году ему присуждается премия Совета Министров СССР за строительство Восточного промышленного узла в городе Бресте в составе четырех крупных заводов и двух комбинатов. Орден Ленина был вручен за строительство самого тяжелого, по собственному признанию, объекта – Кобринской прядильно-ткацкой фабрики. «Тогда нам задали ускоренный темп – осваивать по полтора миллиона рублей в месяц. Само здание было очень большим – одна крыша занимала 10 гектаров. Между тем в Кобрине в то время не было ни очистных сооружений, ни газопровода, не хватало электроэнергии, а фабрику надлежало построить в чистом поле. Но, несмотря ни на что, мы справились», – вспоминал Владимир Гоздецкий.

 

Остается примером

 

В разные периоды биографии его «копилку» наград и регалий также пополняли ордена Трудового Красного Знамени и «Знак почета», медали, шесть Почетных грамот Верховного Совета БССР, звания «Заслуженный строитель БССР» в 1981 году и «Почетный гражданин города Бреста» в 1996-м. При этом Владимир Гоздецкий особо не афишировал собственные заслуги, обычно ограничиваясь скромной констатацией: «Не я один – коллектив строил». Накануне 80-летия подытожил прожитое и сделанное: «Что стал строителем – не жалею. Считаю, что прожил жизнь хорошо. Во всяком случае, старался, чтобы от моей работы польза была».

 

Ценили его за весомый вклад в совершенствование производственно-технической базы, внедрение новых технологий на предприятии, улучшение условий труда, решение жилищных и социальных вопросов. За новаторство, поиск новых решений, творческий подход при выполнении очередной поставленной задачи. А еще за то, что много сил, энергии и знаний отдавал воспитанию, подготовке и расстановке кадров. Немаловажный факт: при его участии вырос ряд руководителей городского, областного и республиканского масштаба.

 

Ушел из жизни 13 октября 2010 года.

 

В честь Владимира Гоздецкого названа одна из улиц областного центра. Вполне заслуженно для человека, который всю жизнь строил Брест – и не только…

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика