Главная - Новости - Новости из общественной жизни - Проект «Эпоха. Событие. Личность»: прерванный полет Голубка

Проект «Эпоха. Событие. Личность»: прерванный полет Голубка

На станции Лесная под Барановичами 15 мая 1882 года родился Владислав Голубок (настоящая фамилия Голуб) – первый народный артист Беларуси.

 

И поныне его личность сложно переоценить. Драматическая и театральная деятельность главного героя этой публикации воспринимается как истинный подвиг: он был одним из тех, кто заложил фундамент советской белорусской литературы и искусства, дав мощный толчок развитию национальной драматургии и театра.
Поэт, писатель, драматург, актер, режиссер, один из основателей нового белорусского театра, возникшего на волне национального возрождения в первые десятилетия ХХ века, Владислав Голубок поэтапно раскрывал свои способности: сначала овладел искусством живописи, затем увлекся музыкой, научился игре на баритоне и тромбоне и долгое время участвовал в оркестре Минского добровольного общества пожарников. Достойно заявил о себе на литературном поприще: согласно оценке Максима Богдановича, Владислав, подписывающийся псевдонимом Голубок «писал бойкие и веселые рассказы, к чему имеет настоящий дар. Язык их живой, темы всякий раз занятные».

 

И все же главным делом жизни многогранный талант выбрал служение Мельпомене.

 

Новое явление

 

Официальное начало творческой деятельности «Труппы белорусских художников под управлением Голубка» – под таким названием изначально фигурировал созданный им собственный театр – ведет отчет с 10 августа 1920 года, когда в минском «Беларускім рабочым клубе» состоялась премьера пьесы «Суд», написанной Голубком в жанре комедии. «Помещение клуба было переполнено красноармейцами, которые пришли из фронтовых боев отдыхать в Минск. Всякие правила нарушены и вместо 500 человек присутствовало 1000. С большим удовольствием принимается пьеса «Суд» и выступления белорусского хора. С этого и начинается работа белорусской труппы под руководством Голубка» – свидетельствует хроника.

 

Сцена из первого спектакля «Суд» (крайний справа Владислав Голубок)

 

 

В 1920-е годы выступления его труппы пользовались большой популярностью у зрителей, возможно, потому, что до этого в Беларуси подобных коллективов не было. Знакомство с Голубком на сцене и за кулисами становилось зачастую первой встречей с театральным искусством для многих людей, к которым театр шел сам.
Театр Голубка с полным правом можно считать кузницей выдающихся деятелей белорусской культуры. В числе его участников были будущие известные белорусские писатели – Михась Чарот, Василий Сташевский, Алесь Дударь. В труппе Голубка делала свои первые шаги на сцене одна из самых знаменитых белорусских актрис Стефания Станюта; музыкальной частью руководил Нестор Соколовский – автор Государственного гимна Беларуси; а на скрипке играл Михаил Лученок, отец известного белорусского композитора Игоря Лученка.

 

В качестве актеров задействовались и дети руководителя – сын Эдуард, дочери Богуся, Милочка и Люся, для которых писались детские роли. Сам же Голубок в постановках выступал не только как режиссер, но и в качестве актера. Режиссируя, он подчеркивал драматические или комедийные коллизии, имел склонность к ярким театральным эффектам, актерской импровизации, широко использовал песенно-музыкальное и хореографическое народное творчество. Играя, был ярким исполнителем характерных, драматических, комедийных ролей.

 

Не имея постоянного помещения, труппа Голубка стремилась показывать свои спектакли там, где ее ожидала публика – в клубы рабочих на окраинах Минска: Сторожёвку, Серебрянку, Комаровку, позже срывая аншлаги и в минских клубах имени Ленина, Луначарского, Демьяна Бедного, «Камуне» и в «Беларускай хатцы». Вместе с тем в задачу труппы Голубка, впоследствии ставшей Белорусским бродячим театром, а еще позже преобразованной в Третий белорусский государственный театр (БДТ-III), также входило художественное обслуживание сельского зрителя во всех районах БССР, включая отдаленные, тем самым приобщая рабочих и особенно крестьянство к искусству, параллельно проводя просветительную и агитационную работу.

 

В отсутствие собственного транспорта на очередные гастроли артисты отправлялись на случайных повозках или санях, а часто и пешком, переходя между белорусскими весями. Как утверждали очевидцы того времени, чтобы увидеть спектакли странствующего театра Голубка, некоторые крестьяне из Западной Белоруссии даже переходили советско-польскую границу. Передвижников-театралов знали и любили во всех уголках республики за яркость и самобытность, юмор и музыку, за подлинно народный колорит. Перед каждым спектаклем Голубок выступал с блестящими познавательными лекциями по истории, литературе, культуре. А затем на сцене появлялись настоящие глазуньи из двух десятков яиц, подлинный украинский борщ, котлеты с горячей картошкой и кислым молоком, которые «с пылу жару» подавались по ходу спектакля: все ели очень естественно, с азартом, как в жизни.

 

Примечательно, что Голубок был известен и как художник-декоратор – оформитель постановок всех своих пьес. В свободное от репетиций время писал пейзажи. Свои работы Голубок брал с собой на гастроли. Его «картинная галерея» всегда привлекала внимание и исполняла важную просветительскую функцию. Театр переезжал из деревни в деревню, и люди, которым никогда не доводилось видеть живописных произведений, впервые знакомились с изобразительным искусством по картинам Голубка.
Вот как вспоминала то время актриса БДТ-III Татьяна Шашалевич:

 

«Вот Голубок – декоратор. Сколько раз он выручал театр в поездках. Приезжаем – сцена пуста, как говорится, «ни шмотки». Сказав: «Я сейчас…» – исчезает. Через некоторое время появляется с какими-то свитками. Оказывается, где-то выпросил полотно, краски и, засучив рукава, садится писать. Пишет до самого утра. Декорации готовы. Спектакль проходит нормально. После спектакля убираются скамейки, Голубок растягивает меха своей гармоники (он отлично играл), а ребята уже вытанцовывают польку-трясуху. Уезжая, обязательно оставлял надпись: «Здесь был Голубок с голубенятами». К коллективу он относился заботливо».

 

Газета «Советская Белоруссия» писала, что только за один 1922 год труппа Голубка показала сельскому зрителю в разных уголках Беларуси 122 спектакля по драмам «Былое», «Окровавленный налог», «Вариант», «Душегуб», «За каменной стеной», «На курорте», «Мужицкое счастье», «Увядшие цветы», «Фанатик», «Анка», «Безродный», «Последнее свидание», «Безвинная кровь», по комедиям «Двоежёнцы», «Патентный кум», «Женихи», «Суд», «Культурная теща», «Дорогие гости», «Писаревы именины», «Злодеи». Это была тяжелая и ответственная работа – поставить 21 пьесу на сцене за год. Причем каждую из них Голубок при постановке существенно дорабатывал, перерабатывал, дополнял или сокращал. Всего же он написал 40 драм и комедий на бытовые, исторические, историко-революционные темы, которые успешно ставились в белорусских театрах: так, только «Ганка» в 20-е годы XX столетия была поставлена 498 раз!

 

Зарисованные подписи, пропавший сундук

 

20 декабря 1928 года Владиславу Голубку первому было присвоено звание Народного артиста БССР. Вот как он сам не без юмора, отзывался об этом событии: «Вот бегу просить, чтобы перебили на Заслуженного. Ты понимаешь, я всегда в народе, среди простых людей, а они скажут: «Народный артист? Так он же всегда был, есть и будет народным. Никакая это не заслуга.» … Вот Заслуженный – это другое дело, каждому видно – заслуженный человек, тут тебе и почет, и авторитет». Вместе со званием Народного артиста Голубку был назначен оклад «в размере ставки ответственного политработника».

 

Между тем над артистом, который плохо вписывался в новые стандарты соцреализма, уже навис дамоклов меч будущих репрессий. Семья получила справку о его смерти в лагере от гипертонии лишь в 1942 году. Позднее стало известно, что Голубка расстреляли еще в 1937-м. Но даже после смерти режиссера ходили легенды, что власти разрешили ему создать актерскую труппу, с которой он выступал на паромах сибирских рек.

 

 

Не менее трагичной оказалась судьба творческого наследия автора. В одной из своих творческих ипостасей как художник-пейзажист он принимал участие в республиканских художественных выставках. После ареста все его картины были свезены в НКВД БССР. Затем туда пригласили гомельского художника Михаила Симковского и приказали зарисовать на всех полотнах подпись автора. Симковский работал всю ночь, утром его выпустили и даже разрешили взять что-нибудь из произведений Голубка. Симковский смог вынести только четыре работы…

 

Во время ареста и обыска из квартиры был изъят и знаменитый сундук, о содержимом которого впоследствии рассказывал зять Владислава Голубка, народный художник БССР Евгений Тихонович: «Тут были стихи и рассказы, рукописи всех его пьес, десять альбомов с вырезками из газет и журналов, в которых были отзывы читателей и критиков, рецензии и статьи о театре и об отдельных спектаклях и концерты, афиши спектаклей и концертов, многочисленные фотографии отдельных сцен из спектаклей, фотографии актеров со зрителями, фотопортреты отдельных актеров, письма Голубку от известных театральных деятелей Украины и России, многочисленные грамоты и благодарности, подарки от рабочих коллективов фабрик и заводов, неоконченные рукописи новых пьес, дневники и наброски к мемуарам-воспоминаниям, которые писал Голубок издавна, урывая свободную минуту. Были здесь и документы разных времен, которые касались работы театра, постановление о награждении персональной автомашиной и многие другие; было там наконец и «оружие» – кремниевое ружье и бутафорская сабля пана Суринта, из одноименной пьесы».

 

И все же имя многогранного таланта земли белорусской не осталось забытым. В 1982 году режиссер Александр Соловей снял фильм «Владислав Голубок». В столице нашей республике была открыта «Гостиная Владислава Голубка» – филиал государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. В Минске, Молодечно и Барановичах в его честь названы улицы.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика