Главная - Новости - Новости из общественной жизни - Проект «Эпоха. Событие. Личность»: народный мастер Николай Тарасюк

Проект «Эпоха. Событие. Личность»: народный мастер Николай Тарасюк

В нынешнем году народному мастеру Николаю Тарасюку исполнилось бы 90. Сохранение памяти о своей малой родине – деревне Стойлы Пружанского района – стало смыслом его жизни.

 

Когда признание – важное, но не главное

 

Искусство, к которому принадлежат работы Николая Тарасюка, называют примитивным, или наивным, что является синонимом понятия «самобытное». Данный вид искусства имеет свои отличительные особенности – естественность и оригинальность. Богатое культурное наследие, которое мастер оставил после себя, по праву считается гордостью Брестчины. Поэтому не случайно еще много лет назад признавалось: творчество этого крестьянского резчика по дереву – уникальное явление, его работы имеют неповторимую изобразительную самобытность и отличаются крепкой неразрывной связью с корневой народной традицией, в связи с чем имя мастера достойно внесения во Всемирную энциклопедию инситного (наивного) искусства.

 

Общее количество созданных Николаем Тарасюком фигурок деревянных человечков достигает тридцати тысяч! На протяжении многих десятилетий он делал настоящие маленькие шедевры о крестьянском быте белорусов ХХ века: каждая композиция, раскрашенная и укрепленная на подставках, плетеных из лозы, рассказывала свою историю о важных этапах человеческой жизни – о том, что было когда-то, и что хорошо знакомо современному человеку. И поныне деревянный народ Николая Тарасюка бережно хранит обычаи, традиции, праздники. Так, целые серии миниатюр мастер посвятил белорусской свадьбе, земледелию, ткачеству, народным гуляньям, воплощая в этих работах собственный опыт, воспоминания с глубинным пониманием бытия простого человека.

 

Наследие мастера не случайно называют настоящей энциклопедией сельской жизни, наглядно отражающей процессы деревенских работ, которые уже отошли в небытие и стали историей, а также давние обряды белорусским культуры, «сценки» из вечной – вне времени – повседневности. В этих композициях прослеживаются все основные этапы человеческого пути от рождения до смерти. Главной же целью творчества мастера всегда оставалось стремление рассказать о крестьянском труде, который, по его мнению, является основой благополучия и процветания страны в любые времена.

 

 

Пожалуй, мало кто из народных умельцев приграничья достиг такого признания на всех без исключения уровнях – от районного и областного до республиканского и международного – как Николай Тарасюк. Перечень его регалий впечатляет: лауреат проходившего в 1987 году Всесоюзного фестиваля народного творчества, специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства «За духовное возрождение» в номинации «народное творчество» за создание уникальных деревянных разукрашенных композиций, личный вклад в возрождение и развитие народных традиций деревянной скульптуры, народный мастер Беларуси… Творчество Николая Тарасюка официально внесено в Список нематериального наследия нашей страны, его произведения хранятся и экспонируются в Национальном музее истории и культуры Республики Беларусь, Центре фольклора Белорусского института проблем культуры в городе Минске, Брестском ООКЦ, ряде музеев приграничья, среди которых Брестский областной краеведческий, «Пружанскі палацык», Мотольский музей народного творчества.

 

Нельзя не отметить, что мастер и его наследие со временем не теряли своей востребованности – скорее, наоборот. Подтверждением тому служит проведение персональной выставки под названием «Потерянный рай» в столичном Музее современного изобразительного искусства, приуроченной к 80-летию Николая Тарасюка. В 2014 году он становится центральной фигурой фестиваля-праздника «Я родам са Стойлаў» с участием народных мастеров из Кобринского района, приглашенных ансамблей разных государств с целью привлечения внимания к малонаселенным деревням, которым удается сохранять исконные аутентичные традиции. Тогда же документальный фильм режиссера Виктора Аслюка «Деревянный народ» о самобытном мастере был удостоен Гран-при международного кинофестиваля во французском Монпелье.

 

И все же, несмотря на всю важность признания, значимую для каждого творческого человека, самым главным для Николая Тарасюка было и оставалось желание, чтобы родная деревня жила – обычное, простое и понятное для человека, который сознательно связал свою судьбу с малой и большой родиной и никогда не искал счастья где-то вдалеке за тридевять земель.

 

Память, высеченная в дереве

 

Для разбалованного современными удобствами и комфортом горожанина может показаться необъяснимым, невероятным и, тем не менее, факт: государство предоставило народному мастеру трехкомнатную квартиру в Пружанах, однако тот отдал ее сыну, а сам остался жить на хуторе у деревни Стойлы. «Всё, что я вижу оком, – всё мое! Я всё измерял шагами. Я привык к земле. Мне хорошо. Я как выпущу свой «статок»… Там гусь кричит, там индюк болбочет, там утки, там собака брешет, там кабаны «кричат»: «Давай есть!» Со всем управляюсь», – объяснял Николай Тарасюк свой кажущийся нелогичным для большинства поступок.

 

Еще более четко и конкретно свою неординарную по привычным обывательским меркам жизненную позицию умелец-уникум изложил в одном из интервью: «Не могу я кинуть землю! Не поехал на дитячий хлеб, бо никогда не искал чужого хлеба, с малых годов зарабатывал пропитание себе сам. Я – гаспадар. Землю эту оставил мне отец».
…Деревня, где будущий мастер появился на свет в далеком мае 1932 года, обосновалась в красивейшем месте поблизости от реки Лесной, где птичьи распевы перекликались с кукушкиным отсчетом. Название этого населенного пункта сам Николай Васильевич трактовал следующим образом: «В этом месте пущанские звери стояли у водопоя. И человек выбрал здесь себе стоянку: в старые времена и млын тут был, и стекольное производство». Вот как описывалось его житье-бытье уже в преклонном возрасте в начале двухтысячных: «Долго среди молчаливых хат искали мы жилую, как оказалось, особняком вставшую на краю села. Хозяин ждал нас, но и работы своей крестьянской не оставлял. Первым делом мы с фотокорреспондентом полюбовались и поснимали, как пахарь Николай Тарасюк проложил борозду-другую на своем коне Буяне, а потом передал вожжи совладельцу из соседней деревни.

 

На подворье Николая Тарасюка каждый год прилетают аисты – гнездо их с краю; а вот у ворот на столбе мастер поселил парочку их деревянных раскрашенных сородичей, даже крыльями машущих. Когда однажды аисты-старожилы по весне обнаружили гнездо соперников, они поначалу всерьез обеспокоились и подлетели разбираться – но сообразили, в чем дело, и успокоились. В хозяйский птичник к гусям и индюшкам наведываются лисы, и даже дважды покусали старого охотника – пришлось долго принимать уколы от бешенства…»

 

С раннего детства мальчишкой он пас коров, а чтобы время шло немного быстрее, мастерил то свирели, то свистки, то разные игрушки. Между тем всерьез за ремесло, сделавшее его известным, взялся уже в зрелом, ближе к пенсионному, возрасте. Почему так поздно – теперь остается лишь высказывать подходящие гипотезы. Возможно, взяли свое если не передающиеся из поколения в поколения гены, то впитанная на подсознательном уровне приверженность местным традициям: славились когда-то Стойлы на всю округу мастерами резьбы по дереву. А, может быть, чтобы талант мастера раскрылся в полной мере, должен был наступить подходящий момент – ранее было попросту не до этого: Николай Васильевич поднимал трех детей, тридцать лет досматривал прикованную к кровати жену. Сейчас, по прошествии времени наиболее близким к истине кажется предположение насчет того, что через искусство огранки дерева – не академическое, далекое от высокого, зато искреннее, не ограниченное никакими стандартными форматами, крестьянин с яркой творческой жилкой старался успеть как можно полнее и объемнее сохранить память об уходящих из жизни деревне и односельчанах.

 

Не секретная статистика воспринимается удручающе: в конце XIX века в Стойлах насчитывалось 204 человека, через 50 лет здесь было 119 жителей, а еще полвека спустя в деревне осталось всего 12 человек. В начале двухтысячных надпись на одной из тогдашних последних работ резчика – деревянной копии его подворья – печально констатировала: «Сижу и думаю: было 46 дворов, остался я один». Будучи человеком преклонных лет, который немало видел, пережил и прочувствовал, Николай Тарасюк не мог не осознавать: даже самый небольшой населенный пункт останется на карте и будет жить, пока в нем остается хотя бы кто-то. И он оставался, хотя совладать с одиночеством порой было непросто. «Живу на своем хуторе, как волчок, – одиноко. Иной раз песни пою: так громко, что в соседней деревне слышат и наутро идут проведать. Спрашивают: ты, мабуть, Васильевич, вчера добра хлебнул, что так веселился?» – признавался мастер в одном из интервью.

 

Еще в 1989 году Николай Тарасюк вместе с сыном на своем подворье в Стойлах начал строить дом-музей, получивший название «Успамiны Бацькаўшчыны». Впоследствии здесь гостеприимно принимал всех желающих – как земляков, так и гостей из дальнего и ближнего зарубежья: России, Польши, Германии, Франции. Переступая порог, каждый погружался в мир ушедших лет. Большинству из сотен небольших фигурок мастер постарался придать черты лиц односельчан. Тем – громадье. Старый свадебный обряд во всей красоте, венчание молодых в церкви со всеми подробностями. И дома, и деревянная церковь, созданные руками мастера, выглядят совершенно настоящими: как если бы смотреть на них с большой высоты. В церкви на звоннице звонят колокола, а внутри идет служба, люди держат свечки, слушают священника. Фигурка матери-кормилицы на жниве с младенцем, женские работы со льном, на сенокосе. Мужики возводят новую хату, пашут, идут «зранку» за десять километров на сенокос…

 

 

Определенные неурядицы во внутрисемейных отношениях не без юмора отображает недовольная жена с хворостиной. И как закономерный финал прожитого – многофигурная похоронная процессия …

 

– Я работаю для народа… Меня не будет, а моя «Батькивщина» останется, – неоднократно повторял Николай Тарасюк.

 

Уйдя из жизни в январе 2015 года, он все-таки остался в Стойлах деревянной фигурой в неизменном пиджаке с медалями и значками на груди и с любимым капелюшем, который на этот раз держит в руках. Скульптуру деда Тарасюка, опечаленного судьбой своего осиротевшего деревянного народа, вырезал из ствола дуба член Белорусского союза мастеров народного творчества Анатолий Турков.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика