Брестчина неразрывно связана с историей бронетанковых и механизированных войск Великой Отечественной войны, Белорусского военного округа и современных Вооруженных Сил Беларуси. Этот рассказ о боевом пути и наградах танкиста-разведчика, ветерана Великой Отечественной войны, жителя города Бреста Георгия Коблова.
Георгий Федорович родился в 1912 году в поселке Линевский Соль-Илецкого района Оренбургской области. В 1933-м добровольцем пошел в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, а по окончании действительной военной службы остался на сверхсрочную. В составе 11-й кавалерийской дивизии принимал участие в Освободительном походе РККА в Западную Белоруссию. Начало Великой Отечественной войны встретил в районе Белостока младшим лейтенантом, командиром разведывательного взвода 4-го мотоциклетного полка. С боями отступал на Восток, был ранен, попал в окружение. Через линию фронта с группой бойцов вышел к своим. На сборном пункте был направлен на курсы усовершенствования командного состава. Название звучало внушительно, но как пишет Георгий Федорович в своих воспоминаниях: «на самом деле эти «курсы» по своей программе обучения даже до довоенной подготовки красноармейцев не дотягивали». Он же считал, что со своим боевым опытом больше пользы принесет на передовой. В те дни для пополнения 7-й танковой бригады отправлялась группа командиров, и Коблов подал рапорт с просьбой направить его с ними на фронт, но получил отказ. Тогда он уехал с танкистами сам, на свой страх и риск. По прибытии в бригаду все командиры получили назначение, а Коблов нет, так как его не было в списках, но на выручку пришел капитан Николаев, знавший Георгия Федоровича по службе в 4-м мотоциклетном полку. Он и упросил командование назначить однополчанина к нему в роту на должность командира мотоциклетного взвода. Так началась служба бывшего кавалериста в танковых войсках.
Вскоре бригада была переброшена в район Харькова, где шли тяжелые бои. Весной 1942 года 7-я танковая бригада принимала участие в неудачном наступлении на Изюмско-Барвенковском направлении и попала в окружение. Те из бойцов и командиров кто вырвался из «котла» вошли в состав 5-й гвардейской танковой бригады. В их числе был и Георгий Коблов. После присвоения воинского звания «лейтенант» его назначили командиром отдельного разведывательного взвода танкового батальона. Летом и осенью 1942 года 5-я гвардейская танковая бригада принимала участие в Нальчикской оборонительной операции, прикрывала грозненское направление в районе Малгобека.
За бои на Кавказе уже гвардии старший лейтенант Коблов был представлен к награждению орденом Красной Звезды. В его наградном листе говорится: «Работая командиром взвода разведки умело водит в разведку своих подчиненных. Выполняя приказ по разгрому Гизелевской группировки противника, т. Коблов 2.11.42 года пошел со взводом в разведку ночью в тыл противника, возвращаясь обратно, захватил пленного и немецкие документы. 3.11.42 года в тылу врага захватил пленного, который рассказал, что все тылы 13 тд перебрасываются на оборону флангов. 6.11.42 года обстрелял группу немцев, у которых захватил один мотоцикл, почту и документы 93-го танкового полка 13-й танковой дивизии. Достоин правительственной награды – ордена «Красная Звезда».
В 1943-м 5-я гвардейская танковая бригада участвовала в Новороссийско-Таманской стратегической операции. За освобождение города Новороссийск соединению присвоено почетное наименование «Новороссийская». В приказе №33\н от 02.10.43 года о награждении личного состава бригады встречаем и фамилию нашего героя: «Работая офицером связи штаба бригады показал себя смелым, выдержанным и дисциплинированным командиром. В период боев с 11 сентября по 4 октября 1943 года за Новороссийск, Анапу, Тамань четко держал связь штаба бригады со штабом 18-й Армии. Все приказания и распоряжения доставлял вовремя, подвергаясь при этом артобстрелу и бомбежке авиации противника. Гвардии старший лейтенант Коблов достоин правительственной награды медали «За отвагу».
В октябре 1944 года бригада в составе подвижной группы 18-й армии вела бои за освобождение Закарпатской Украины. О тех испытаниях Георгий Федорович вспоминал так: «При подходе этой группы к городу Мукачево в ночь на 26 октября была сформирована разведывательная группа в составе танкового взвода, двух самоходных артиллерийских установок 875-го полка и трех бронетранспортеров с разведчиками. Командовать группой выпала честь мне. Перед нами ставилась задача захватить мост через реку Латорицу и удерживать его до подхода главных сил. Перед населенным пунктом Свалява группа наткнулась на противотанковый ров. Попытки найти обход результатов не дали. Недалеко от рва стоял дом дорожного мастера с надворными постройками. Хозяин дома русским языком владел слабо, однако понял сложившуюся обстановку и предложил нам сломать его сарай и устроить переправу через ров. Мы так и сделали, но потеряли 4 часа дорогого нам времени. К Мукачево группа подошла только утром 26 октября и мост, который мы должны были захватить, был уже взорван, в городе шел бой. Пришлось искать брод. В этом нам помогли местные жители.
Оставив на берегу реки маяк для встречи и переправы через Латорицу главных сил, наша группа ворвалась в город и завязала там бой, в результате которого уничтожила пушку противника, подавила две огневые точки и обнаружила засаду из трех самоходок. Подвижная группа не задерживаясь в Мукачево, начала преследование отходящего противника на Ужгород». За успешные боевые действия и освобождение Ужгорода 5-я гвардейская Новороссийская танковая бригада была награждена орденом Красного Знамени, а начальник разведки бригады орденом Отечественной войны I степени.
Из наградного листа гвардии майора Коблова: «Работая начальником разведки бригады, умело организует разведку, обеспечивая нужными разведывательными данными командование бригады, что обеспечило успех действия бригады. В период боев на Карпатах лично возглавлял разведку в направлении Русского и Ужокского перевалов. Неоднократно организовывал ночные поиски, лично в них участвуя, захватывал пленных, показывая при этом образцы мужества и отваги».
За бои на территории Польши и Германии Георгий Федорович был награжден орденом Отечественной войны II степени. Выписка из наградного листа героя: «8.2.45 года в бою за населенный пункт Лигота тов. Коблов, находясь в боевых порядках танков, своевременно обнаружил готовящуюся контратаку противника и, когда танки противника перешли в контратаку, наши танкисты, извещенные тов. Кобловым, открыли огонь прямой наводкой, сожгли три танка и уничтожили до 60 гитлеровцев. 13.2.45 года в бою под Рыхулд противник превосходящими силами начал теснить наши подразделения, тов. Коблов организовал оборону со своим разведвзводом и, задержав часть стрелков других подразделений, лично с ними отразил 3 контратаки противника и таким образом восстановил положение. В этом бою тов. Коблов лично из винтовки убил трех гитлеровцев».
День Победы 9 Мая 1945 года Георгий Федорович встретил в Москве слушателем академии бронетанковых и механизированных войск.
Олег ГРЕБЕННИКОВ
Оставить комментарий