Один из самых запоминающихся экспонатов музея «Спасенные художественные ценности» — напрестольное Евангелие

Один из самых запоминающихся экспонатов музея «Спасенные художественные ценности» помещен в центре зала, посвящённого русскому серебряному делу XVIII – начала XX века. Это напрестольное Евангелие, изданное в Москве в 1753 году и украшенное серебряным окладом, выполненным в Санкт-петербургской мастерской Якова Шлоссвига в 1761 году Евангелие поступило в Брестский областной краеведческий музей из Брестской таможни в 1980 году, а с 1989-го находится в экспозиции, неизменно вызывая восхищение посетителей мастерством исполнения своего драгоценного убора.

Напрестольное Евангелие – одна из главных святынь православного храма. Это богослужебная книга, содержащая текст четырех Евангелий – от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, а также расписание евангельских чтений во время различных служб: Литургии, праздничной утрени и некоторых других. За исключением времени чтения, напрестольное Евангелие всегда находится в алтаре храма, на престоле, являясь объектом церковного почитания и одновременно украшением храма. Поэтому обложка Евангелия обычно заключается в оклад: чаще всего металлический, а по возможности – серебряный, богато украшенный.

Серебряный оклад Евангелия из собрания музея представляет собой замечательное произведение ювелирного искусства, при создании которого были использованы все основные техники художественной обработки серебра. Массивный оклад верхней крышки переплета украшен в соответствии с традицией пятью позолоченными накладками – «дробницами», на которых в технике чеканки высокого рельефа, характерной для стиля барокко, выполнены изображения, отражающие содержание Евангелия: рассказ о явлении Иисуса Христа и Его искупительной жертве во имя спасения человечества. На центральной овальной дробнице изображен «Деисус» – Христос на престоле, благословляющий правой рукой, левой придерживающий на коленях раскрытое Евангелие, с предстоящими перед ним с развернутыми свитками Богоматерью и Иоанном Предтечей. На четырех угловых дробницах изображены евангелисты Матфей, Иоанн, Марк и Лука за составлением книг Евангелий со своими символами: ангелом, орлом, львом и тельцом.

Изображения заключены в пышно орнаментированные рамки в стиле рококо, включающие раковины, завитки, листья. Центральную дробницу оплетают прочеканенные по фону оклада пальмовые ветви с длинными волнисто изогнутыми листьями. Слева и справа возле них – чеканные изображения двух ангелов в рост, обращенных к центру, с развернутыми свитками в правой руке и медальонами с инициалами Христа в левой. Вверху и внизу – два шестикрылых серафима. Это высшие ангельские чины, наиболее приближенные к Богу. Фон оклада полированный, по периметру оклад обрамлен чеканной каймой из перевязанных пучков трав. Отдельные детали изображений выполнены резьбой, фон изображений местами проканфарен: специальным чеканом – канфарником на нем нанесен мелкий точечный узор.
Декоративно оформлен и корешок оклада, разделенный рельефными поперечными полосами на шесть частей. На нем изображены рокайльные орнаментальные мотивы раковин, завитков, бутонов.

Верхняя и нижняя крышки переплета первоначально соединялись двумя серебряными застежками – «запонами», но нижняя застежка утрачена. На верхней – чеканное изображение апостола Петра в рост, с ключом от райских врат, в обрамлении растительного орнамента. Следовательно, на нижней застежке, согласно традиции, был изображен апостол Павел.

Большой интерес представляет сложная многофигурная композиция, выполненная чеканкой на окладе нижней доски переплета – Древо Иессеево. Она аллегорически изображает родословие Иисуса Христа по линии Пресвятой Богородицы, приведенное в Евангелии от Матфея. Согласно ветхозаветному пророчеству Исайи, Христос должен был родиться от царского рода Давида, сына Иессеева: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1). На широко раскинувшихся ветвях древа – главы двенадцати ветхозаветных персонажей: четырех царей и других избранных лиц из числа предков Христа по крови, праотцов и пророков, в окружении цветов и листьев. Состав персонажей в композиции «Древо Иессеево» достаточно широко варьируется, поэтому при отсутствии надписей идентифицировать их не представляется возможным. Под древом изображен лежащий Иессей, над ним надпись: «Жезл от Древа Иессеева и Крест от него Христос». В центре между ветвями древа – Богоматерь в короне, стоящая на полумесяце и облаках, в окружении лучей сияния. Вверху – поясное изображение Бога Саваофа, восседающего на облаках и благословляющего обеими руками, по обеим сторонам от него –солнце и луна.

Эта композиция, возникшая в IX веке в западноевропейском искусстве, в русском искусстве встречается довольно редко. Под ее влиянием сложилась традиция изображения родового генеалогического древа.

На всех деталях оклада проставлены клейма: герб г. Санкт-Петербурга с датой «1761», клеймо пробирного мастера Ивана Фролова, клеймо мастера Якова Шлоссвига. Известно, что Яков Шлоссвиг был сыном золотых дел мастера Мартина Шлоссвига, учился ремеслу у своего отца, работал как цеховой мастер серебряного дела в 1739 – 1766 годах в Санкт-Петербурге, имел учеников. В Петербурге в XVIII веке более чем где-либо в России ощущалось влияние западноевропейского искусства, которое сказывалось и в произведениях культового назначения. Поэтому оклад Евангелия из нашего собрания получил такое пышное оформление в русле господствовавших тогда стилей барокко и рококо. В нем гармонично сочетаются древнерусская и западноевропейская художественные традиции.

Благодаря сотрудникам Брестской таможни, предотвратившим незаконный вывоз Евангелия из нашей страны, мы имеем счастливую возможность постижения красоты и глубокого духовного содержания этой святыни.

Ирина ТАРИМА,

заведующий филиалом «Спасённые художественные ценности» УК «Брестский областной краеведческий музей»

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика