Главная - Новости - Новости из общественной жизни - Наталья Калиновская: «Квалификация наших учителей положительно влияет на качественное образование»

Наталья Калиновская: «Квалификация наших учителей положительно влияет на качественное образование»

Наталья Калиновская: «Квалификация наших учителей положительно влияет на качественное образование»

Согласно опубликованным данным прошлогоднего статистического обзора, численность учителей (включая совместителей) в учреждениях общего среднего образования страны в 2020/2021 учебном году составляла 111,4 тысячи. Теперь этот показатель снизился до 106,7 тысячи – то есть на 4,7 тысячи. Продолжающийся планомерный процесс оптимизации системы образования на республиканском и региональном уровнях начался еще до того, когда с подачи негосударственных «свободных» СМИ его стали подвергать осуждению и критике. Но это однозначно не тот случай, когда объективность «пляшет» сугубо от какой-то намеренно выхваченной из общего контекста цифры.

 

Сегодняшние компетентные собеседники Zarya.by подтверждают: изменение количества работников сферы образования не предполагает снижения качества их конечного интеллектуального продукта – знаний. На Брестчине подрастающие поколения по-прежнему учат разумному, доброму, вечному, – только на еще более высоком уровне.

 

Наталья Калиновская, начальник главного управления по образованию Брестского облисполкома: «Квалификация наших учителей положительно влияет на качественное образование»

 

 

– В 2022/2023 году в Брестской области функционируют 484 учреждения общего среднего образования, в том числе 5 лицеев, 26 гимназий, кадетское училище, 5 санаторных школ-интернатов, училище олимпийского резерва, лицей Полесского государственного университета.

 

В конечном итоге эффективность системы образования государства в целом и конкретного региона, населенного пункта в частности, определяется целым перечнем непосредственно взаимосвязанных друг с другом факторов. В той или иной степени на конечный результат влияет успешность решения ряда вопросов, среди которых подготовка молодых специалистов, их закрепление, стимулирование профессионального роста и инновационной педагогической деятельности и так далее. Вместе с тем оптимизация не меняет поставленную главную базовую задачу – дать одинаково качественное образование как в городе, так и в сельской местности.

 

Поле для самореализации учителя в приграничье, к слову, не становится меньше, а, наоборот – расширяет границы: так, в нынешнем 2022/2023 учебном году на Брестчине к учебным занятиям приступили 173,3 тысячи учащихся – соответственно, на 1300 больше, чем годом ранее.

 

Уровень квалификации педагогических кадров области позволяет напрямую влиять на качественное образование школьников. Сегодня образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования Брестской области обеспечивает 16,7 тысячи учителей, из которых высшее образование имеют 94,7%, высшую и первую квалификационные категории – 81,7%. Обеспечивается и преемственность эстафеты поколений педагогических кадров. За последние три года в учреждениях образования области приступили к работе 1910 молодых специалистов. При этом им устанавливаются дополнительные меры стимулирования труда: надбавка за работу по контракту не менее 20% оклада; дополнительный поощрительный отпуск за работу по контракту в количестве не менее 3 календарных дней; выплачивается единовременная материальная помощь для первичного бытового обустройства. В коллективные договоры учреждений образования включены разделы, предусматривающие правовые, трудовые и социальные гарантии для молодежи, внесены пункты о дополнительных условиях поддержки молодых специалистов, которые гарантируют единовременные выплаты для лиц, продолживших трудиться в организации после отработки обязательного срока работы и заключивших контракт сроком не менее чем на три года. Есть и другие преференции.

 

Показательно, что после обязательной двухгодичной отработки в учреждениях образования Брестской области продолжают работать 71% специалистов, окончивших учреждения высшего и среднего образования. Предпринимаемые в комплексе усилия всех заинтересованных сторон нацелены на увеличение данного показателя.

 

Нельзя не отметить и того, что для педагогов Брестчины характерно намерение идти в ногу с прогрессом, не отставать от требований современности, распространяющихся в том числе на сферу образования. К примеру, если в 2017/2018 учебном году информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе использовали 90,2% учителей области, то в настоящий момент уже 96%. Таким образом, сегодня в образовательный процесс включены разные специальные программные средства: обучающие и тестирующие комплексные программы, электронные версии энциклопедий, словарей, электронные библиотечные системы.

 

Соответственно, постоянно возрастает и уровень знаний учащихся региона. В 2021/2022 учебном году общее среднего образование в области получили 9456 человек (годом ранее – 9052), из которых аттестаты особого образца с награждением золотыми и серебряными медалями были вручены 857 выпускникам XI класса (за предыдущий аналогичный период – 748). По итогам централизованного тестирования в 2022 году в «копилке» достижений выпускников средних школ, гимназий и лицеев Брестчины оказалось 44 сертификата с максимальным результатом 100 балов. Мы также можем гордиться достижениями в интеллектуальных состязаниях высокого уровня. Так, в нынешнем году на XVIII Международной Жаутыковской олимпиаде школьников по математике, физике и информатике (Республика Казахстан) учащийся гимназии №1 города Бреста Илья Кучинский завоевал бронзовую медаль, на 7-й Европейской географической олимпиаде также «бронзы» удостоился учащийся СШ №7 города Кобрина Константин Лаврисюк. А участие в Пятом Кубке ISIJ – международной олимпиаде по информатике, которая проходила в июле в Душанбе, – принесло нашей области сразу несколько медалей высокой пробы: «золото» и «серебро» на счету учащихся гимназии №1 города Бреста Матвея Кулинича и Дарины Стасевич, еще одно «золото» у учащегося СШ №14 города Барановичи Захара Цвирко.

 

Целенаправленная работа по развитию и совершенствованию системы общего среднего образования, повышению его качества дает хороший результат. В перспективе – продолжение создания среды, позволяющей организовать образовательный процесс в удаленном формате, а также проведение мероприятий, способствующих повышению уровня владения учителями информационно-коммуникационными технологиями.

 

Григорий СЫСА, заместитель председателя Ивановского райисполкома: «В равных условиях»

 

 

В настоящий момент кадровый вопрос для учреждений образования района не является актуальным, однако в прогнозе на ближайшее будущее просматривается дефицит специалистов по ряду учебных предметов – таких как математика, информатика, физика, химия. Просто подать соответствующую заявку и ждать – не лучшее решение. Поэтому нужны новые подходы, среди которых, к примеру, следует упомянуть формирование педагогических классов.

Что касается оптимизации, пока стараемся удерживать структуру, которую имеем. В последние годы хоть и замедляется, тем не менее продолжается тенденция сокращения числа учащихся в сельских школах и, следовательно, увеличения в городских. По сравнению с советским периодом, даже начальным этапом новейшей истории Республики Беларусь в долевом соотношении ситуация изменилась с точностью до наоборот: очень долго 40 процентов детей района обучалось в школах города, 60 процентов – села. Теперь эти цифры поменялись местами.

 

Сегодня нет смысла и повода дискутировать о необходимости организации и проведения отдельных конкурсов для сельских и городских школьников при поступлении в вузы, потому что выпускники села демонстрируют в ходе вступительных кампаний результаты, как минимум, не ниже, а во многих ситуациях и выше, чем их сверстники из городов. Сейчас есть четкое понимание и осознание того, что в республике, и в том числе в Ивановском районе, обеспечен достаточный общий уровень качества и доступности образования без специального разделения школ на городские и сельские, а их выпускники одинаково конкурентно способны на уровне статуса абитуриентов высших учебных заведений.

 

В вопросе государственного обеспечения, считаю, не на что жаловаться. Если в материальном плане поначалу присутствовала незначительная разница между учреждениями образования города и села, то затем она была, по сути, устранена. Такой комплексный разумный подход, подразумевающий распределение кадров, техническое оснащение, выравнивание условий и многое другое, поддерживает конкурентность на равных. Словом, ничего не было и нет такого, чтобы в чем-то ограничивало развитие способностей городского и сельского выпускника.

 

Основная кузница наших побед – гимназия. Да, здесь, безусловно, самые передовые учебно-образовательные комплексы, лучшее программное обеспечение, самые сильные в профессиональном плане педагоги, но так это специальное учреждение образования с соответствующим целевым назначением: сюда может прийти любой ученик из любой школы района – будь то городская или сельская. Наши учебные достижения проявляются и в республиканских олимпиадах, и в различных конкурсах, и при проведении централизованного тестирования, и при поступлении в вузы. Наша гимназия постоянно входит в первую десятку или близко к тому гимназий области, а район по результатам олимпиад держится в пятерке лучших на Брестчине.

 

Подготовил Евгений ЛИТВИНОВИЧ
 

Яндекс.Метрика