Новые «правила игры» начали действовать в ноябре в сфере перевозок пассажиров. Они коснулись практически всех участников рынка, включая службы такси. Что изменилось? Об этом «Заре» рассказали в Минтрансе.
Добро пожаловать в реестр!
Главное нововведение – реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В него должны быть включены сведения о диспетчерах, перевозчиках, водителях и транспортных средствах. Если перевозчика нет в реестре, его деятельность считается незаконной.
Реестр – это своеобразная база данных, доступ к которой открыт не только для специалистов. Пассажиры тоже вправе знать, кто оказывает им услуги. Так, посредством реестра можно будет проверить, есть ли у транспортного средства страховка и техосмотр, изучить его соответствие предъявляемым требованиям, выяснить, работает ли его владелец легально?
Для каждого заинтересованного лица в реестре создается личный кабинет пользователя, вход в который осуществляется с использованием личного ключа электронной цифровой подписи.
Подача заявления на включение сведений в Реестр осуществляется посредством портала «Е-Паслуга». Информация по услугам с кодом 548.5.34. размещена в открытом доступе в разделе «ГАИ, транспорт» портала по ссылке: https://e—pasluga.by/services/gai—transport.
Важный нюанс: перевозчик сможет включить в реестр информацию только о транспортных средствах, находящихся у него на праве собственности, хозяйственного ведения, аренды и иных законных основаниях.
Если вы диспетчер
Требования к транспорту и водителям, которые предъявляются при занесении в реестр, не изменились. Они установлены Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 еще 30 июня 2008 года.
А вот для диспетчерских служб, которые обеспечивают перевозчиков заказами, нововведения значимые. По новому закону такие службы должны размещаться только на территории Беларуси, что необходимо для обеспечения прав пассажиров.
Игнорирование этого требования при передаче заказов влечет за собой ограничение доступа к таким ресурсам. Перевозчиков и водителей, работающих с диспетчерами-нарушителями, могут наказать за незаконную предпринимательскую деятельность.
А вот законны ли действия автомобильных перевозчиков, самостоятельно обеспечивающих себя заказами через мессенджеры Viber и Telegram? – Нет. Ведь мессенджеры не попадают в категорию электронной информационной системы.
Вы наняты!
Есть новшества и по оформлению трудовых отношений с водителями. Так, запрещены гражданско-правовые договора, которые применяются для выполнения разовых работ. В перевозках такси обязательно заключение только трудовых договоров. Это позволит работнику пользоваться всеми социальными гарантиями, предусмотренными законодательством, в том числе по минимальной заработной плате, трудовым и социальным отпусками.
Наличие полноценных трудовых отношений с водителями также позволит обеспечить соблюдение режима рабочего времени, вопросов охраны труда, проведения предрейсовых медосмотров, социальной защиты. Трудовые отношения могут быть оформлены как в рамках основного места работы, так и по совместительству.
В Минтрансе также отметили обязанность водителя такси не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию категории «В». Это не новация, а требование давно существующих правил, и распространяется на всех водителей, задействованных в автомобильных перевозках пассажиров. При этом если с момента выдачи водительского удостоверения прошло менее пяти лет, проходить повышение квалификации по соответствующей категории не требуется.
Кстати
– если страхователь использует свое транспортное средство как такси или для перевозки пассажиров, он заключает договор внутреннего страхования по типу такси и уплачивает страховой взнос;
– таксисту нельзя быть плательщиком налога на профессиональный доход, поскольку по закону он не может быть самозанятым;
– автомобильный перевозчик (за исключением ИП) должен обеспечить хранение автомобилей на специально предназначенных для этого стоянках либо на территории организаций, оказывающих такие услуги. Запрещается участие в дорожном движении ТС с внешне видимыми наклейками, кроме размещаемых в установленном порядке опознавательных знаков;
– автомобильная перевозка работников сторонней организации на деловое мероприятие (презентация, деловая встреча, рекламный тур для туроператоров, инспектирование санаториев и др.) является автомобильной перевозкой пассажиров в нерегулярном сообщении. А значит, сведения о таких транспортных средствах и их водителях тоже должны быть включены в реестр.
Сергей ВОЛКОВ
Оставить комментарий