Фронтовик. Разведчик. Кавалер ордена Красной Звезды, орденов Славы трех степеней. С 1955 года директор областного Дома физкультуры, затем заместитель директора спортивного манежа в городе Бресте. Судья всесоюзной категории, заслуженный деятель физической культуры БССР, председатель областной федерации бокса, заслуженный тренер БССР, воспитавший 12 мастеров спорта СССР по боксу. Это всё о нем – брестчанине Владимире Емельяновиче Власове. К этому списку официальных регалий, нелишним будет добавить и качества, о которых в один голос говорят все, кто его когда-либо знал, – удивительно добрый, скромный, человек с искрой в душе.
Спорт увлек Володю Власова еще в детстве. Ходил на секции по гимнастике и футболу, но больше всего ему нравился бокс. После семи классов поступил в Смоленский физкультурный техникум. Отец Емельян Никитьевич и мать Ольга Петровна отговаривали от «несерьезной», на их взгляд, профессии, но он настоял на своем.
«Сынок, занимайся чем хочешь, только не этим «мордобоем», – просили родители, хотя видели, что спорить бесполезно. Но как раз бокс и был у парня в приоритете.
После окончания техникума Владимир Власов стал работать инструктором физкультуры на вагоноремонтном заводе, успешно выступал на соревнованиях. В 1940-м Владимира призвали в Красную Армию, и там он проявил себя в спорте – стал чемпионом военного округа по боксу в легчайшей весовой категории. Провел на ринге 53 боя и в 44-х вышел победителем. Вот только война перечеркнула все планы и мечты.
…Страшный, кровавый рассвет 22 июня 1941 года стрелковая дивизия, в которой служил красноармеец Власов, встретила на Западной Украине у границы с Румынией. Первый бой, первый поиск в тылу врага. Группа разведчиков получила приказ: переправиться через реку Прут, разведать о силах противника, взять «языка».
Бойцы переплыли реку, тихо подползли к румынским позициям, осмотрелись, а в траншеях – никого, но то и дело над ними взлетают осветительные ракеты. Поползли дальше, наткнулись на одинокого «мамалыжника» (так советские солдаты называли румынских), ходившего из траншеи в траншею и стрелявшего из ракетницы.
Разведчики бесшумно и быстро скрутили бедолагу, переправили на свой берег, доставили командованию. «Язык» рассказал, что румыны на этом участке отвели основные силы вглубь обороны, оставив для имитации присутствия лишь редкое прикрытие.
Этот первый выход и захват запомнились Владимиру Емельяновичу на всю жизнь. Потом было долгое, горестное отступление, прорывы из окружений. Под станцией Лазовой к своим из дивизии вышли лишь несколько сотен красноармейцев. Многое пережил солдат за года войны, оборонял Сталинград, воевал на Дону, освобождал Украину. В мае 1944-го в районе высот Безымянная и Пугачены под Одессой немцы после мощной артподготовки пошли в наступление. Командир отделения разведки штабной батареи 194-го гвардейского артиллерийского полка гвардии старший сержант Власов с первой до последней минуты боя, находясь на наблюдательном пункте полка у стереотрубы, вел разведку противника и целей. В момент очередной вражеской атаки осколок разорвавшегося вблизи снаряда ударил в голову. Идти в медицинский пункт в пылу схватки воин отказался наотрез: «Пойду после атаки, пока терпеть можно, потерплю». Эвакуировали в тыл разведчика уже в бессознательном состоянии. За этот бой на гимнастерке героя к медалям «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За отвагу» и ордену Красной Звезды добавился первый орден Славы третьей степени. В январе 1945-го за разведку в тылу врага и доставленные ценные сведения Власов вновь был награжден орденом Славы уже второй степени.
Как и первый выход в тыл врага, навсегда запомнил Владимир Емельянович и свой последний день на войне. Его разведчики шли тогда в цепи пехоты, атакующей город Зеелов. Ворвались во вражеские траншеи, пошли в рукопашную. В таком бою, как правило, пленных не берут…
– Гитлер капут! – хрипло закричал немецкий унтер-офицер, увидев в двух метрах от себя Власова с ножом и автоматом в руках. Мгновения решали всё. Безжалостно уничтожая вооруженных врагов, Владимир Власов не стал убивать того, кто поднял дрожащие руки. Передал захваченного пленного в штаб, а сам – опять в атаку.
Захваченные при унтер-офицере документы оказались очень ценными для нашего командования. Власов узнал об этом позже, как и о том, что за мужество и отвагу в том бою награжден орденом Славы первой степени. Он был ранен, пятый раз за годы войны. Осколок попал в лицо, выбил глаз, перебил нос. Это случилось 17 апреля 1945 года, на третий день штурма, когда высоты и город Зеелов были взяты.
214 дней пробыл Власов в Ташкентском госпитале. Демобилизовавшись, в декабре 1945-го приехал в Брест, где осели угнанные в войну из родных мест в нацистскую неволю родители. С полученной инвалидностью второй группы пошел работать. Десять лет был старшим инспектором Брестского областного комитета по физкультуре и спорту и одновременно тренировал спортивную молодежь.
– Емельянович, нельзя тебе с твоими ранами заниматься боксом, не выдержишь, – говорил вначале председатель спорткомитета Николай Иосифович Гордиенко, тоже ветеран войны, партизан, спортсмен довоенных лет.
– Ничего, выдержу. Сейчас всем тяжело, – отвечал Власов и продолжал вести спортивную секцию.
За годы своей тренерской деятельности Владимир Власов подготовил двенадцать мастеров спорта по боксу, двадцать одного кандидата в мастера спорта, десятки разрядников. Среди них – пятикратный чемпион Белоруссии Виктор Юркевич, чемпионы республики Евгений Абакумовский, Сергей Педа, Дмитрий Романовский, Олег Таранков, Борис Хесин, Станислав Гурский, Федор Функ, Виктор Леплявкин, чемпионы союзных республик Владимир Низовцев, Богдан Одынский…
Не меньше, а возможно, и гораздо большей заслугой этого человека можно считать и то, что для сотен брестских мальчишек военного поколения он стал вторым отцом.
– Емельянович относился к каждому из нас как к собственному ребенку, – вспоминает ученик Власова брестчанин Алексей Канцер. – Добрейшей души человек, он мог похвалить, но знал, когда и прикрикнуть. Справедливый, чуткий, он видел в нас прежде всего не спортсменов, а мальчишек, и мы, особенно те, кто рос без отцов, тянулись к нему всем сердцем.
С 1955 года Владимир Емельянович работал директором Брестского Дома физкультуры (современный легкоатлетический манеж) на Ленина. Тренировал до пятидесяти восьми лет, а потом перешел на административную работу, но продолжал помогать, подсказывать молодым тренерам.
До последних дней своей жизни Владимир Власов был востребован в спорте, его постоянно приглашали на торжественные открытия различных спортивных мероприятий, на встречи с молодежью.
– Несмотря на свои фронтовые заслуги, как никак кавалер ордена Славы по льготам приравнивался к Герою Советского Союза, да и тренерские достижения, наш Емельянович был очень скромным человеком, – рассказывает ветеран спорта, организатор международных матчевых встреч по легкой атлетике памяти В.Е. Власова брестчанин Борис Георгиевич Назаров. – Я не припомню случая, чтобы он пользовался своим положением или льготами. Ордена и медали надевал только по большим праздникам да по просьбам на встречи с начинающими спортсменами, а о войне рассказывал очень неохотно и мало. Зато как замечательно он пел фронтовые песни!
Ветеран ушел из жизни в июле 1995 года, едва отметив свое 75-летие. В день похорон к зданию легкоатлетического манежа проститься с ним пришли тысячи брестчан. Гроб с телом на руках несли до сквера Иконникова. Похоронили на кладбище «Плоска». Еще до 1999 года в Бресте проходили международные матчевые встречи по легкой атлетике памяти кавалера орденов Славы трех степеней Владимира Власова, а потом, к сожалению, как-то они незаметно сошли на нет из спортивной жизни города. Тем не менее добрая память об этом замечательном, заслуженном человеке, несмотря ни на что, продолжает жить. И я так думаю, что это во многом благодаря той самой искре его души, которой Емельянович так щедро делился со всеми.
Олег ГРЕБЕННИКОВ
Оставить комментарий