Главная - Новости - Новости из общественной жизни - История предмета: в областном краеведческом музее хранится 100-летний веер-лорнет

История предмета: в областном краеведческом музее хранится 100-летний веер-лорнет

Чудесный, таинственный мир музея. Переступая его порог, вы оказываетесь в другом измерении. Перед вами проходят эпохи, о которых рассказывают музейные предметы, каждый из которых имеет свою историю. Музейный предмет, о котором пойдет речь, смело можно назвать частью образа дамы ушедшей эпохи. Он имеет почтенный возраст – более 100 лет. Веер-лорнет, переданный в фонды Брестского областного краеведческого музея, относится к типу складных вееров под названием «плие», что означает «складка, складчатый». Считается, что первый складной веер, который назывался «сэнсу», сделан в Японии. В IX веке был усовершенствован в Китае. В конце XV века складные веера попали в Испанию, а затем распространились по всей Европе.

 

К XVIII веку искусством создания и оформления складных вееров владели многие страны, однако во Франции на протяжении последующих веков оно достигло необыкновенного совершенства. Идеи, рождавшиеся в Париже, подхватывали в России. Изначально веер в России определяли как «снаряд для навевания на лицо прохлады, состоящий из листа разной отделки, который распускают и которым машут». Само название «веер» пришло в русский язык, вероятнее всего, с Петровскими реформами из Голландии.

 

Веер-лорнет собран из остова – нижней части веера, состоящей из пластин, выполненных из бамбуковой древесины, покрытой лаком. Экран веера сделан из темно-синего шелка. В левой части лицевой стороны экрана золотистой металлической нитью вышиты паутина и паук, в правой части – металлической и шелковыми нитями вышита стрекоза. Цвет веера имел значение, он не только подбирался к туалету, но мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы.

 

Например, красный – радость, счастье; черный – печаль. Синий же цвет символизирует чистоту, верность и в то же время недоступность. Вышитая на экране веера стрекоза символизирует перерождение и обновление, поэтому ее изображение часто выбирают люди, желающие в себе что-то кардинально изменить, а паук – древний символ мудрости и трудолюбия. Он способен кропотливо плести сети и долго ожидать момента, пока в них угодит желанная добыча. Это символ мог появляться на веере чаровницы, желающей заманить в свои сети завидного жениха.

 

На гардах (крайних утолщенных пластинах веера) внизу и в середине закреплены металлические накладки. В верхней широкой части крайней оборотной гарды вырезана узкая полость, в которой расположен выдвигающийся лорнет. Лорнет имеет тонкую металлическую оправу серебристого цвета с овальными стеклами. Наличие лорнета в веере делает этот предмет эксклюзивным. Подобного веера-лорнета нет ни в одном из музеев Беларуси.

 

Почти два века лорнет был актуальным аксессуаром для большинства богатых людей. В то время образованные люди очень много читали, но освещение не всегда было хорошим, что приводило к близорукости. Носить очки считалось моветоном, поэтому пользовались лорнетом. Чаще всего его использовали дамы. Почти все они, выходя в свет, имели его при себе. В театр его брали с собой и дамы и кавалеры, рассматривая через линзы присутствующих и сцену с актерами. Появилось даже выражение «лорнировать» – смотреть в лорнет на кого-то.

 

Если на Востоке веера были церемониальным и статусным предметом, то в Европе они стали эффектным дополнением костюма, орудием флирта и кокетства. Галантную эпоху невозможно представить без языка веера, на котором договаривались о танцах, назначали свидания и даже признавались в любви. В России образный язык веера называли «маханием», а «махаться» означало кокетничать. Светские дамы умели веером, в зависимости от его положения и жеста руки, изображать различные страсти – ревность, любовь, могли назначить свидание и выразить презрение.

 

Сегодня крайне редко можно увидеть в руках прекрасного пола веер. В начале ХХ века веер становится лишь дополнением к бальному платью и является достоянием не только высшей аристократии, но и буржуазного класса. А уже в 1915 году веер навсегда исчезает со сцены европейской моды.

 

Каждый веер – это не только произведение искусства, но и история женщины. Данный веер-лорнет принадлежал Алине Яновне Кирилловой (в девичестве Блум), бабушке Олега Владимировича Медведевского – брестского краеведа, независимого исследователя и переводчика. Его жена – Светлана Алексеевна Зинович является последней владелицей этого веера. Семья Медведевских безвозмездно передала в дар музею веер-лорнет и еще много интересных предметов, которые пополнили музейное собрание.

 

Предметы музейного значения, имеющие богатое прошлое, не поступают в музеи в идеальном состоянии. Многим из них требуется реставрация. Над восстановлением целостности экрана веера трудилась музейный реставратор 1 категории Наталья Кузьмицкая. Теперь этот музейный предмет может быть представлен и в экспозиции музея, и на музейных выставках, отражая давно ушедшую эпоху.

 

Светлана ЩЕРБА, ведущий научный сотрудник УК «Брестский областной краеведческий музей»

 

 

Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу ЗДЕСЬ

Яндекс.Метрика