Уникальность вступившей в силу обновленной Конституции Республики Беларусь – в органичном и гармоничном сочетании юридических положений и статей с основными неотъемлемыми составляющими идеологии белорусского государства.
Об Основном Законе, уходящем в архивное прошлое, сегодня высказываются двояко. С одной стороны, первая в эпоху независимости и суверенитета Конституция полностью совпадала с аналогичными документами европейских стран практически по всем основным аспектам в области прав, свобод, обязанностей граждан. С другой – нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти: Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями – исполнительной и судебной, по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов, обладал правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, что и мотивировало необходимость укрепления президентской формы правления. Кроме того, текст первой Конституции не прописывал осуществление демократии на основе идеологии белорусского государства.
На чем она основана, на каких фундаментальных опорах сохраняет свою устойчивость? За десятилетия независимости и суверенитета данная тема не единожды находила отражение в области высшего образования. Так, Академией Управления при Президенте Республики Беларусь был разработан курс лекций в двух частях «Основы идеологии белорусского государства», Витебским государственным технологическим университетом – курс лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения под аналогичным названием. Нельзя не упомянуть и о подготовке методических рекомендаций «Основы идеологии белорусского государства» кафедрой гуманитарных дисциплин Белорусско-российского университета для студентов, обучающихся по белорусским образовательным стандартам, соответствующего учебно-методического пособия Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова. Вместе с тем на протяжении длительного времени вызревало отчетливое понимание того, что идеологию белорусского государства нельзя воспринимать лишь в качестве академической дисциплины, предмета изучения и преподавания: сфера ее охвата должна быть всеобщей. По сути, «пересадка» идеологии с административного и учебного полей на юридическое явилась одной из основных новаций обновленной Конституции.
Объединение Основного Закона и идеологии белорусского государства с полным правом можно считать своего рода актом объективной справедливости, ведь под государственной идеологией понимается относительно систематизированная совокупность народных, «снизу», идей, ценностей и представлений, в которых образовавшая данное государство общность людей осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения посредством использования государственной власти. Не будем забывать и о том, что субъектом формирования и носителем национально- государственной идеологии является белорусский народ.
Исходя из вышесказанного, принятие Основного Закона вполне уместно рассматривать под еще одним соответствующим ракурсом. Белорусская национально-государственная идеология прошла несколько стадий: становления славяно-православной цивилизационной общности (IX – XII века), формирования белорусской этнической общности (XIII – начало XVII века). Исторический период, связанный с вхождением белорусских земель в состав Речи Посполитой, стал временем осознания белорусами реальной угрозы утраты своей самобытности. Под юрисдикцией российского государства, напротив, началось ускоренное формирование национального самосознания белорусов, логическим завершением чего явилось осознание себя в качестве особой нации с постановкой в повестку дня задачи самоопределения в качестве национальной автономии.
Обретение белорусами собственной государственности сначала в виде БССР, а затем Республики Беларусь сопровождалось развитием механизма формирования и функционирования национально-государственной идеологии с появлением всех необходимых составных элементов, институтов и учреждений, посредством которых народ реализует себя как ее субъект и носитель – выборов, референдума, Всебелорусского народного собрания. Теперь национально-государственная идеология оказалась поднятой на высшую ступень – базиса Основного Закона страны.
Еще в 2003 году, говоря о мировоззренческой основе белорусской государственной идеологии, Президент Беларуси Александр Лукашенко отмечал:
«Для нас единственно верное решение – оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве. Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Белорусское общество должно развиваться, но делать это надо, прежде всего, в рамках собственной культурной традиции.
К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ похожим на западный. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Другие наши ценности: взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму, социальная опека и уважительные отношения государства и народа».
На недавнем референдуме белорусский народ отдал предпочтение идеологии собственных традиционных, а не навязанных извне чуждых ценностей. И здесь уместно привести еще одно высказывание Главы государства:
«Мы не просто укрепили, а зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор. Мы долго говорили о выработке идеологии государства, государственной идеологии. Давайте будем считать, что нынешняя Конституция, которую мы писали все вместе, всем народом, Конституция Республики Беларусь и есть наша идеология».
Евгений ЛИТВИНОВИЧ