Прошлый год стал удачным для рынка новых автомобилей в Беларуси. Продажи выросли на 47,5 процента! Но, главное, рынок сломал отрицательный тренд, который наблюдался последние три года.
Откуда плюс?
Самым удачным годом в истории белорусского рынка новых автомобилей был 2019-й. Тогда покупателей нашли 64,5 тысячи легковушек и моделей легкой коммерческой техники. Однако после этого рынок только падал, достигнув «дна» в 2022 году с результатом в 17,2 тысячи проданных автомобилей.
Прошлый год эту тенденцию нарушил, к радости дилеров. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, тираж новых машин вырос до 25,4 тысячи экземпляров. Из них 3,6 тысячи – легкая коммерческая техника. Остальные – обычные легковушки.
Что помогло рынку восстановиться? Во-первых, прошел первый «шок» от введения санкций в отношении России, откуда к нам попадала немалая часть новых машин. Во-вторых, место ушедших европейских и японских брендов быстро начали занимать китайские компании.
При этом бренды из Поднебесной заместили «потеряшек» лишь отчасти. В начале позапрошлого года у нас официально продавались машины 28 марок, а к концу прошлого года – только 20. Иными словами, точки роста еще есть.
Geely бьет рекорды
Если смотреть «брендовый» рейтинг, то статус главного локомотива рынка закрепила за собой Geely. Для Беларуси это уже практически отечественный производитель, ведь большинство машин марки производится у нас по полному циклу.
За прошлый год тираж проданных Geely вырос на 260 процентов и достиг 15,7 тысячи штук. Это лучший результат на рынке. Второе место с большим отрывом заняла российская Lada. В ее копилке около 2,7 тысячи машин, что почти на треть меньше, чем годом ранее.
На третье место вышел китайский Haval, хотя годом ранее он занимал девятую позицию! Такой скачок ему помог сделать кроссовер Jolion, поставляемый к нам из России (модель производится в Тульской области). В общей же сложности марка реализовала 756 автомобилей.
На четвертом месте – немецкая Audi с 573 проданными легковушками. Интересно, что «дочка» сместила с этой позиции материнскую компанию Volkswagen, а «народная марка» закончила год девятой со 215 проданными машинами. По меркам VAG это – сущие слезы.
Поехали на батарейках?
Небольшой, но уверенный вклад в рост рынка внесли также электромобили и последовательные гибриды. В БАА их объединили в один сегмент, поскольку в данном случае речь идет о гибридах, где ДВС работает в качестве генератора и подзаряжает батарею, а колеса вращают электромоторы. В общей сложности за год в Беларуси нашли владельцев 422 таких машины. Сегмент показал впечатляющий рост на 667 процентов!
Интересный момент. Если среди подержанных «электричек» белорусы отдают предпочтение европейским и американским брендам, то среди новых нет равных китайцам. Половину тиража сделала всего одна модель – кроссовер Voyah Free (244 экземпляра). Он доступен как в виде чистого электрокара, так и с ДВС-генератором.
Второе место занял «китаец» Geely Geometry C, разошедшийся в 137 экземплярах. Ну а третье – его земляк FAW Bestune NAT. Правда, его результат оказался совсем скромным: 21 экземпляр.
Легковушка по-белорусски
Главным событием прошлого года можно считать появление первой легковушки под белорусским брендом. Ею стал кроссовер BelGee X50, созданный на базе уже известного нам Geely Coolray. Белорусская сторона приобрела лицензию на производство, что позволит нам самостоятельно решать вопросы о ценах, комплектациях и дальнейшем развитии модельного ряда.
В планах – углубление локализации, то есть увеличение числа отечественных деталей. А еще на базе X50 в ближайшие год-полтора будет освоен выпуск электрокара. Он разрабатывается в сотрудничестве со специалистами Объединенного института машиностроения НАН.
Сергей ВОЛКОВ
Оставить комментарий