Наличие в законодательстве механизма досрочного голосования служит существенной гарантией обеспечения ключевого принципа избирательного права – всеобщности участия в выборах, поскольку не все белорусские избиратели смогут в день голосования прибыть на участки. Уже исходя из этого критика такого варианта народного волеизъявления не может являться конструктивной.
Эксперты называют как минимум несколько «плюсов» досрочного голосования: в соответствующем списке значатся повышение явки (большее количество граждан смогут принять участие в голосовании, сам процесс станет удобнее для избирателей), ровный темп (равномерное распределение голосующих по дням приведет к нормализации нагрузки на членов избиркомов), увеличение легитимности (итоговые решения, принятые на выборах, будут иметь поддержку большего числа граждан в силу повышения общего числа участников голосования), эпидемиологическая безопасность (становится значительно проще соблюдать социальную дистанцию появляется дополнительное время для периодической обработки помещений).
Особенность белорусского досрочного голосования заключается, собственно, в его сроках. В Финляндии досрочное голосование проходит в течение 7 дней, начинаясь за 11 и заканчиваясь за 5 суток до выборов. Граждане этой страны вправе проголосовать на любом из участков, предназначенных для досрочного голосования. Традиционно в Финляндии в нем принимает участие значительное число избирателей, около 40% от их общего числа пользуются таким правом. В Японии же проголосовать досрочно, по почте или по факсу можно только в особых случаях. Так, если избиратель по состоянию здоровья, из-за работы или по другой уважительной причине не может голосовать в установленном порядке, то досрочно это сделать он может в период между днем, следующим за днем объявления выборов, и днем накануне голосования. Досрочное голосование также возможно для тех избирателей, которые в день голосования будут находиться за рубежом: оно допускается в период между днем объявления выборов и самим днем выборов.
Что же касается других государств, то закон о политических правах Швейцарии от 1976 года предусматривает возможность предварительного голосования по меньшей мере в течение двух из четырех дней непосредственно до начала основного этапа выборов. Основной этап длится два дня, участки работают всю субботу и воскресное утро. Также два дня для голосования есть у граждан Чехии, где участки, согласно закону о выборах от 27 сентября 1995 года, работают в пятницу с 14.00 до 22.00, а в субботу – с 7.00 до 14.00.
Парламентские выборы в Индии длятся больше месяца, например, в 2019 году они проходили с 11 апреля по 19 мая, каждый регион голосовал в определенное время.
Вне зависимости от государства и действующего законодательства, право устанавливать порядок и сроки голосования граждан используется в целях создания условий для защиты их здоровья и создания максимального удобства. В данном контексте всегда следовала, в том числе, Беларусь.
Еще накануне проведения Республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию страны анонсировалось: досрочное голосование будет проходить традиционно, как и выборы, – то есть с 10.00 до 14.00 и с 16.00 до 19.00. «Гражданин, если хочет проголосовать досрочно, не обязан оправдываться или объяснять комиссии, почему он пришел голосовать досрочно. Он должен прийти со своим документом, удостоверяющим личность, на участок для голосования, его найдут в списках, выдадут бюллетень для голосования, и он сможет осуществить свое волеизъявление», – пояснил тогда председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Игорь Карпенко.
В ходе нынешней электоральной кампании по выборам депутатов всех уровней в плане времени избирателю голосовать стало еще удобнее. «Досрочное голосование пройдет с 20 по 24 февраля. Избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок 25 февраля в воскресенье, смогут проголосовать досрочно. График работы участков в дни досрочного голосования изменился. Проголосовать можно будет с 12.00 до 19.00. Участки работают без перерыва на обед», – прокомментировала секретарь Центральной избирательной комиссии Беларуси Елена Балдовская.
Неизменным же остается отсутствие возможности голосования по почте. Достаточно сложно обеспечить тайну голосования, а также свободу изъявления избирателя – именно по этим причинам такая форма сегодня неприменима в Беларуси. Такой вариант не позволяет в полном объеме гарантировать соблюдение основополагающих принципов белорусского избирательного права – тайного и свободного голосования.
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Оставить комментарий