Главная - Новости - Новости из общественной жизни - Алексей Шихов был участником обороны вокзала «Брест-Центральный» в июне 1941-го

Алексей Шихов был участником обороны вокзала «Брест-Центральный» в июне 1941-го

Недавняя реконструкция обороны железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» – достойный повод вспомнить о его диспетчере Алексее Петровиче Шихове, во многом благодаря которому данный эпизод начального этапа Великой Отечественной войны получил всесоюзную известность.

 

Всё началось с того, что в книге воспоминаний небезызвестного диверсанта Отто Скорцени писатель Сергей Смирнов нашел запись: «Русский гарнизон Цитадели в буквальном смысле слова вел борьбу до последнего патрона, до последнего человека. То же самое было в районе Брестского вокзала. Там войска противника сосредоточились в глубоких вокзальных подвалах и отказывались сдаться. Как я узнал позже, пришлось затопить подвалы, так как оказались неудачными все другие попытки взять вокзал».

 

«В 1955 году, приехав в Брест, я пришел в управление железнодорожного узла и просил свести меня со старыми служащими, работавшими на станции еще до войны. Побеседовав с некоторыми из них, я, наконец, нашел человека, принимавшего участие в событиях, о которых пишет Отто Скорцени. Это был старший диспетчер железнодорожного узла А. П. Шихов. Он провел восемь дней в подвалах вокзала и оказался свидетелем этой упорной обороны», – написал Сергей Смирнов.

 

Запись рассказа Алексея Петровича Шихова стала первым свидетельством участника событий, которые происходили на вокзале в июне 1941-го. Приведем некоторые выдержки той беседы, последовательно отражающие все этапы происходящего с 22 по 29 июня 1941 года.

 

«В 3.45 спустился к дежурному по станции – всё было нормально. Вернулся к себе на второй этаж. У меня долго стоял в Заболотье поезд: чистил топку. Запросил Заболотье: «Ушел поезд?» – «Нет, не ушел – чистит». Пошел в кабинет главного диспетчера, попытался вызвать управление дороги в Барановичах, но связи не было. Сказал об этом механику по связи, зашел к себе – и вдруг слышу взрыв! Через открытое окно вижу: горят казармы Северного городка. Потом начался обстрел вокзала.

 

Мы смотали с диспетчером Ширшовым график и спрятали за шкаф. Бегали то вверх, то вниз. Пробежали через вокзал, через ресторан, потом обратно. Людей нет. Потом вышли на перрон.

 

В 7 – 7.30 появился начальник отделения Елин, старший диспетчер Иванов. Послали на Жабинку паровоз с двумя стрелками проверить путь. Только уехал паровоз – по перрону пулеметная очередь. Мы – в коридор ДСП. И тут разрывы трех гранат. Упал Елин, упал начальник отдела кадров Соболев. Их подобрали и побежали на другую сторону. Потребовали у начмила (начальника милиции) оружие – нам дали наганы. Мы заряжаем и видим: немцы идут с открытой грудью, с автоматами.

 

И тут со стороны города прибежало человек 25 бойцов. Тоже сказали, что немцы с другой стороны. Мы – в подвал вокзала. Там было уже много пассажиров и солдаты. Подвал большой. Мы освоились немного. В 10 часов немцы заняли вокзал. Слышали, сапоги сверху топают. В двери сказали: «Кто находится в подвале – немедленно выходить, иначе будете уничтожены. Вышла половина людей: пассажиры, железнодорожники. Солдаты остались.

 

…Немцы с утра начали подходить к дверям, но командиры поставили бойцов и каждого срезали. Требуют сдачи. На второй день пустили не то дым, не то газ. Намочили платки (бак для отопления там) и дышали. Это продолжалось минут 40 – 50. Немцы пробовали гранаты бросать, но углы (перегородки подвалов) нас спасали.

 

На третий-четвертый день начала поступать вода с разных сторон. Немцы шланги подтянули, из-под стен шла вода. В подвале несколько отсеков с перегородками. Вода заливала их последовательно, а мы отступали отстреливаясь. На восьмой день старший лейтенант, политрук и старшина пошли в разведку. И была слышна перестрелка. Они уже не вернулись.

 

Потом вода по горло. Решили выходить. Сначала вылезли на перрон двое гражданских и пошли через пешеходный мост. Нам видно, что их не задерживают. Потом вылезли мы, еще трое, а за нами другие. По нам огонь. Положили – и в плен. Военных отделили и отправили на Тересполь».

 

 

 

 

Обстоятельная беседа с Алексеем Шиховым позволила Сергею Смирнову уже в скором времени быстрыми темпами «раскрутить» и «продвинуть» тему. Писатель рассказал об обороне Брестского вокзала в своем выступлении по радио, после чего к нему стали приходить письма других очевидцев и участников тех событий: на основании собранного материала был написан очерк «Брестский вокзал». «Когда по Всесоюзному радио передавались мои рассказы о героях Брестской крепости, почта принесла мне большое письмо от электромонтера Ивана Игнатьева из города Ростова-на-Дону. Бывший сержант одной из авиационных частей, стоявших в 1941 году в районе Бреста, Иван Игнатьев случайно оказался в день начала войны на Брестском вокзале и стал участником его обороны. Он сражался там с группой товарищей по службе под командованием старшины – того самого, о котором вспоминал диспетчер Шихов», – отдает должное собеседнику на страницах своего очерка автор.

 

Сегодня, восемь десятилетий спустя, именно эти записанные воспоминания обычного работника железной дороги позволяют четко отделять фактологию от плотно окутавшей ее в последующие годы пелерины предположений, успевших обрести статус безоговорочных утверждений-аксиом.

 

И по сей день в качестве одного из эпизодов первых часов войны на границе нередко приводится «штурмовая», с паникой и давкой посадка брестчан на последний поезд, который успел вырваться из горящего города на восток. Между тем, как уже упоминалось выше, сам Алексей Шихов, дежуривший в эту ночь, говорил только о паровозе с двумя стрелками, отправленном, чтобы проверить путь до Жабинки по распоряжению начальника отделения дороги Л.Д. Елина.

 

Все эти годы принято утверждать, что защитники вокзала из подвальных окон обстреливали гитлеровцев, рискнувших появиться на платформах. Однако по тексту издания «Брестский железнодорожный вокзал – западные ворота страны» всё было не совсем так: «Эти окна находились не в стене, а были встроены в поверхность перрона. Отверстия, площадью около одного квадратного метра, были вырезаны в перроне рядом со стеной здания и закрыты стеклянной плиткой. Свет попадал в подвалы по наклонному «световоду». В связи с таким устройством окон, защитнику подвала, чтобы произвести прицельный выстрел, пришлось бы почти по пояс высунуться из своего убежища. По всей видимости, картина обороны была такой: немцы закрывали окна листами железа, бросали вниз гранаты, лили воду, а защитники отстреливались из глубины подвалов, не давая противнику проникнуть внутрь. Именно так рассказывает о происходившем А. П. Шихов».

 

 

 

 

Его непосредственное участие в самых важных моментах обороны вокзала подтвердил начальник Брестской дистанции сигнализации и связи Михаил Мартыненко: «Собравшись вместе, выяснили, что у нас действовало самостоятельно две группы. Объединившись в одну, мы на так называемом «военном совете» решили сражаться до последнего патрона. На совете были кроме меня шесть человек. В их числе поездной диспетчер Шихов Алексей, старшина Павел Баснев, лейтенант Николай, один в военной гимнастерке и желтом кожаном пальто лет 45-ти, фамилию не помню, и еще два младших командира».

 

Поездного диспетчера Брестского отделения Алексея Шихова можно назвать обычным человеком с непростой судьбой: пережив дежурство в ночь на 22 июня 1941 года, присоединившись к защитникам вокзала, оставаясь с ними на протяжении восьми суток, он вышел из подвалов одним из последних. А затем, в годы гитлеровской оккупации, входил в состав подпольной организации, участвовал в партизанском движении, после изгнания немецко-фашистских захватчиков продолжил работать на железнодорожном транспорте.

 

На одной из первых послевоенных городских партийных конференций отмечалась высокая эффективность слаженных усилий коллектива станции «Брест-Центральный» и его вокзала. В своем выступлении секретарь парткома Судьин отдельно выделил хорошую работу диспетчера Шихова, который «имеет тесную связь с работниками своей смены на линейных станциях».

 

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Яндекс.Метрика