После небольшого перерыва «Заря» возобновляет выход духовной страницы. Многолетняя ведущая рубрики Ольга Ролич ушла на заслуженный отдых. Выражаем Ольге Александровне искреннюю признательность за работу и продолжаем начатое ею дело. Проект продолжит существование, правда, в несколько измененном виде. Теперь он будет называться «Свет веры». Открываем обновленный проект беседой с Уполномоченным по делам религий и национальностей Республики Беларусь Александром РУМАКОМ.
– Александр Алексеевич, сколько конфессий сегодня присутствует в Беларуси?
– Республика Беларусь является многоконфессиональной и многонациональной страной. Мы небольшая страна, но, тем не менее, у нас проживают представители 25 конфессий. Это и традиционные конфессии, к которым много веков принадлежат жители Беларуси: православие, католицизм, ислам и иудаизм. В ХХ и ХІ веке получили распространение другие религиозные течения. Я имею в виду протестантские вероучения, которых у нас зарегистрировано 13 направлений. В этом многообразии человек волен выбирать то вероучение, которое ему близко.
– Какие из них имеют наибольшее влияние на общество?
– Белорусская православная церковь занимает особую роль в конфессиональной сфере, поскольку более половины религиозных общин в стране – именно православные: 1733 из 3417. Католическая церковь – вторая по значимости конфессия в стране, по влиянию и историческому значению, имеет 500 приходов. Правда, сегодня мы констатируем факт, что по числу зарегистрированных общин христиане веры евангельской превзошли римско-католическую церковь и имеют 525 зарегистрированных общин. Но при этом по числу верующих католики по-прежнему занимают вторую позицию в Беларуси.
Евангельские христиане-баптисты и адвентисты седьмого дня – соответственно, это четвертая и пятая по численности религиозные структуры.
– Что собой являет Брестчина в конфессиональном плане? В чем ее отличие от других регионов?
– Мне отрадно всегда говорить, что Брестчина – самый верующий регион в нашей стране. Из 3417 религиозных общин в Брестской области находится 765. Это даже больше, чем в Минской области, хотя она превышает Брестскую и по территории, и по населению. Каждая четвертая с половиной православная община, каждая четвертая община пятидесятников и адвентистов, каждая третья баптистская – находятся на Брестчине.
Я много лет отдал работе в социальной сфере и вижу прямую связь демографических процессов с уровнем религиозности общества. Больше всего многодетных семей в Брестской области, что зачастую напрямую связано с религиозными убеждениями. Ведь все конфессии едины в стремлении к сохранению в нашем обществе традиционных семейных ценностей.
– Со всеми конфессиями удается найти взаимопонимание?
– Государство выстраивает сегодня равный диалог со всеми конфессиями и религиозными организациями. Выстраиванию отношений служит Межконфессиональный совет при Уполномоченном, в котором представлены все руководители религиозных структур. Периодически мы встречаемся для обсуждения вопросов взаимодействия. Конечно, у отдельных конфессий есть особая роль во влиянии на наше общество. Именно поэтому подписано соглашение между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью, которое выстраивает особые отношения институтов государства и церкви.
– Конфессии и массмедиа. Есть ли попытки использовать религиозный фактор в информационной войне?
– Религиозная сфера, как и другие сферы общественной жизни, не остается в стороне от средств массовой информации, и, конечно, очень важно, чтобы в информационном взаимодействии был очень взвешенный подход. Поэтому Уполномоченным реализуется проект, который предусматривает участие журналистов разных средств массовой информации в ежегодном конкурсе на лучшее освещение межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране и декларирует толерантный, взвешенный подход к освещению как внутрирелигиозной жизни, так и взаимоотношений между религиозными организациями. Потому что сфера очень деликатная и важно не допустить привнесение противоречий, не дать почву для возникновения конфликтов на религиозной почве, потому что, к сожалению, примеров, когда одна искра служит причиной большого пожара, приводит к большим жертвам, как это было в Югославии, как это было в Африке, где религиозный фактор способствовал распаду государств, как сейчас происходит на Ближнем Востоке.
Поэтому мы всячески стремимся к тому, чтобы в нашей стране таких обстоятельств не допускать. Например, мы имеем пример деструктивного телеграм-канала, на ресурсах которого распространяются материалы, дискредитирующие Белорусскую Православную Церковь, Католическую церковь в нашей стране, потому что определенным силам не нравится конструктивное взаимодействие этих церквей с властями по сохранению мира и согласия на нашей земле. В интернете появляются материалы священнослужителей, которые покинули нашу страну и теперь из-за границы пытаются нанести ей вред, подорвать социально-политическую стабильность.
– В ответе на предыдущий вопрос Вы коснулись темы религии и политики. Необходимо ли конфессиям занимать принципиальную политическую позицию?
– Я глубоко уверен в том, что религиозные конфессии должны быть вне политической деятельности. В церковь, костел, синагогу, мечеть, дом молитвы приходят люди разных политических взглядов и убеждений. Занимая сторону какой-либо части верующих, священнослужитель тем самым способствует расколу между людьми. Люди идут в храм, чтобы участвовать в богослужении, обращаться к Богу, а не выяснять политические взгляды. Обязанность священнослужителя объединять паству, способствовать согласию между людьми.
– Атеизм как явление исчез из общественной жизни?
– В развитии советского государства на определенном этапе было выбрано направление именно на укрепление атеистических убеждений в обществе. Это наше прошлое, которое стало результатом исторических процессов, противоречивых процессов начала ХХ века, когда церковь подверглась гонениям. Власти в ту пору избрали именно атеистический подход. Но весь ход исторического события показал, что данная политика была неправильной. Наше белорусское государство учло исторические уроки, когда на самой заре создания независимого белорусского государства Конституцией было закреплено право человека исповедовать веру либо оставаться свободным от вероисповедания.
Человек вправе сделать свой выбор сам. Но вера человека является таким стабилизирующим фактором нашего общества и оказывает влияние на социальные процессы, идущие в обществе. Поэтому было бы неправильно государству проводить политику, подрывающую стабильность страны. Конфликты не идут на пользу никому, а от стабильности выигрывают все – и государство, и церковь.
По-моему убеждению, слишком категорично было бы полагать, что церковь в современном белорусском обществе отделена от государства. Как может быть церковь отделена от государства? В церковь ходят люди, которые работают на предприятиях, в организациях государства, учатся в государственных учреждениях образования, обращаются в государственные органы за помощью в решении социальных проблем. У государства и церкви – одни и те же люди.
Отделение церкви от государства на определенных исторических этапах было вызвано объективными причинами. Но в нынешнее время мы ведем речь о взаимодействии. Есть красивое слово, употребляемое Православной церковью – соработничество. Речь идет именно о соработничестве государства и религиозных структур в поддержке людей. Государство поддерживает народ социально, церковь – духовно.
Беседовал Игорь ГЕТМАН
Оставить комментарий