«Не покидай меня...»: трогательная история, в центре которой женщины

Назначенную на 26 марта премьеру спектакля «Не покидай меня…» по одноименной драматической балладе Алексея Дударева в постановке заслуженного деятеля искусств Беларуси Александра Козака Брестский академический театр драмы отменил – коррективы в афишу внесла ситуация с коронавирусом.

 

В этот день состоялся предпремьерный показ, на который были приглашены работники культуры, журналисты, любители театрального искусства.

 

Это уже девятая постановка тетра по пьесам современного классика белорусской драматургии. Посвящается она 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сюжет нынешней – одной из самых пронзительных пьес Дударева – основан на реальных событиях.

 

 

– Мы долго думали, как откликнуться на эту знаменательную дату – чтобы не стыдно было нам, творческим людям, не стыдно было пригласить людей, поделиться своими чувствами, эмоциями, мыслями, – отметил Александр Козак. – И нам показалось, что именно пьеса Дударева «Не покидай меня…» может затронуть струны души нынешнего поколения, которое не знает, что такое война. Меня эта пьеса привлекает своей темой. Не так много у нас произведений о войне, где в центре внимания женщины. Это очень трогательная история – таких в суровые военные годы, очевидно, было немало. В пьесе заложено много эмоциональных моментов. Думаю, постановка будет интересна и ветеранам войны – как только-только окончившие школу дети отдают свои жизни за наше будущее. Вот эту светлую, благодарную память о них мы и хотим передать зрителям. Мы говорим всем участникам войны «Спасибо!».

 

Спектакль переносит нас в 1944 год, действие происходит в бывшей панской усадьбе в местечке Беседь перед самым началом Белорусской наступательной операции. Четыре девушки попадают в распоряжение капитана Михасёва (Михаил Ильич). За короткий срок фронтовик-разведчик должен подготовить этих «детей, цыплят» к разведзаданию. Куда и с какой целью их отправят – пока неизвестно.

 

Но отнюдь не неизвестность или сложность подготовки бойцов оказывается самым трудным для Михасёва. Куда сложнее найти общий язык с каждой из девушек. Их шутки, пререкания, капризы, слезы и просьбы – всё это фронтовик, представленный к Золотой Звезде Героя Советского Союза, с радостью променял бы даже на штрафбат. Не дает покоя его душе и мысль о том, что на месте этих девочек могла бы быть его 15-летняя дочь.

 

Провожая отца на фронт, Диана сказала: «Не покидай меня, папа…» Эти слова прочно закрепились в памяти Михасёва, с ними он и воюет.

 

 

За плечами каждой будущей разведчицы – своя трагедия, своя боль, свой характер, своя судьба: выросшая в строгой католической семье полька Ядвига Гурская (Екатерина Яцковец), мечтательная, пишущая песни о любви Аля Ладысева (Дарья Старосотникова), остроумная, слегка нахальная Зина Батян (Анна Стасюк) и мудрая, рассудительная, талантливая Вероника Кремис (Татьяна Строк).

 

Подготовка к заданию кажется девушкам забавной игрой: они репетируют песни и танцы, учатся одеваться и краситься в экстремальных условиях, но при этом делают ежедневные марш-броски и осваивают боевые приемы. (Надо отметить, инструктором по строевой подготовке и рукопашному бою неплохо поработал капитан ВДВ Роман Бритун.)

 

А еще был танец Огня (танец жизни или танец смерти?) – сильнейший по напряжению момент во всем спектакле: пелена дыма, красный цвет, озаряющий сцену, прекрасная пластика актрис (хореография Валерия Султанова). 

 

 

Не совсем обычная подготовка разведчиков объясняется заданием, которое поступило Михасёву, – спецразведгруппа под видом артистов, выступающих на празднике в честь святой Агнии, проникает в тыл к немцам, парализует работу узла связи вражеской армии и включает радиопередатчик, вызывая огонь на себя. Зафиксировав сигнал, Советская Армия и должна начать Белорусскую наступательную операцию, начать прицельно бомбить противника…

 

За два часа зрители смогли и улыбнуться шуткам дерзкой Зины Батян, и проникнуться болью и пережитым ужасом Вероники Кремис, послушать великолепное исполнение романсов в сопровождении гитары. При всём трагизме ситуации спектакль светлый, романтичный, чистый. И тонкие струны души действительно затрагивает.

 

 

– Мы, дети войны, знаем о ее ужасах не понаслышке, – сказала, выходя из зала со слезами на глазах бывшая учительница Светлана Евгеньевна. – Нам всё это очень близко и болит до сих пор. Наше молодое поколение должно знать историю, знать, какой ценой достался сегодняшний ясный день, чтить память о защитниках и беречь мир.

 

– Очень круто! Очень понравилось! Мы по литературе проходили похожую повесть «А зори здесь тихие…». Думаем, спектакль тронет за душу многих наших сверстников, – поделились впечатлениями 16-летние школьницы Кристина и Маша.

 

 

Ирина ОРЛОВА

Фото Татьяны МУХОРОВСКОЙ

Опубликовано: 09:40 - 27.03.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.