В своем измерении

Для понятия «безопасность» западные политики активно применяют собственную единицу измерения – выборы.

 

Казалось бы, впору, подобно пушкинскому Мазепе из поэмы «Полтава», наконец-то признать: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»: темы безопасности и выборов хотя и пересекаются, но не являются тождественными – то и другое не близко родственно и весьма опосредованно сопоставимо и сочетаемо. И, тем не менее, с чужой подачи каждую очередную избирательную кампанию в Беларуси начинают с упорной настойчивостью «впрягать» в одну упряжку с организациями, чье основное предназначение совершенно иное.  

 

Напомним, в декабре 2016 года по итогам тогдашних прошедших белорусских парламентских выборов в итоговом докладе ОБСЕ отмечались их эффективная организация, увеличение числа кандидатов, в том числе от оппозиции, гостеприимное отношение к международным наблюдателям, меньшее количество ограничений по местам для агитации и массовых мероприятий. Упоминались и шесть постановлений ЦИК, принятых на основе предложений экспертной группы, касающихся технической стороны проведения выборов. Вместе с тем  предсказуемо не обошлось без ложки дегтя: по мнению ОБСЕ, существующая в стране конституционно-правовая база не способна (!) в полной мере гарантировать проведение выборов в соответствии с международными стандартами, что, оказывается, лишь подчеркивает необходимость проведения в республике комплексной реформы избирательной системы в рамках более широкого процесса демократизации. А для этого зарубежные эксперты любезно предложили длинный перечень из 32(!) рекомендаций, как, в их понятии, проводить выборы правильно. 

 

Не прошло и четырех лет, как на днях все та же ОБСЕ  выступила все с тем же увесистым «пакетом» все того же количества неизменных рекомендаций – теперь уже на основании доклада по итогам наблюдения за выборами в Палату представителей в ноябре прошлого года. Как несложно догадаться, теперь европейские чиновники ожидают их внедрения накануне предстоящих выборов Главы белорусского государства.

 

Любые рекомендации, как известно, не носят юридически обязательного характера, тем не менее, имеют немаловажное значение. Без сомнения, каждый отчет ОБСЕ, неизбежно вызывая широкий международный общественный резонанс, в определенной мере формирует положительный либо, что, увы, происходит чаще, отрицательный имидж Беларуси по другую сторону ее границ. И вот тут возникает вопрос: почему, по сути, единоличным правом определять степень легитимности избирательных кампаний всех уровней, принимать или отвергать итоги их результатов наделила себя структура, изначально ориентированная на другие цели и задачи?  

 

ОБСЕ – крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности, объединяющая 57 стран Северной Америки, Европы и Центральной Азии, создавалась как постоянно действующий международный форум для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. 

 

Организация продолжает работать в нескольких измерениях – политико-военном, подразумевающем контроль над распространением вооружений, дипломатические усилия по предотвращению конфликтов, меры по построению доверительных отношений и безопасности, экономическом и экологическом. И лишь третье измерение – человеческое – включает непосредственно защиту прав человека, развитие демократических институтов и мониторинг выборов.

 

Рекомендации в отношении Беларуси и ее выборов от ОБСЕ выглядят по крайней мере странно. Они полезны и жизненно необходимы в самом начале становления страны выборе пути, когда не обойтись без изучения и перенимания лучшего опыта, проб его перенесения на почву своих реалий. Но ведь за почти тридцать лет Беларусь успела полностью состояться как суверенное независимое государство с собственной атрибутикой, Конституцией, законодательством, в том числе избирательным, к слову, в случае необходимости корректируемым – изменяемым и дополняемым исходя из переменчивости ситуаций.

 

Согласимся, что выборы – неотъемлемая часть государственной независимости и суверенитета, точно также очевидно: каждая страна организует и осуществляет избирательные процессы, прежде всего, в своих интересах. Когда мягко, но настойчиво, раз за разом, нашу республику побуждают чуть ли не кардинально переделывать конструкции ее избирательной системы чужого признания ради – это ли не нескрываемое вмешательство во внутреннюю политику? Как известно, все государства – участники ОБСЕ обладают равным статусом, и Беларусь – не исключение. 

 

Следует отметить, что Минск рассматривает отчеты ОБСЕ в качестве платформы для дальнейшего диалога и конструктивного взаимодействия с готовностью обсуждать с Западом вопросы совершенствования белорусского избирательного законодательства – разумеется, без менторского тона и на равноправной основе. Несомненно: объективность и справедливость восторжествуют, когда выборы будут измеряться по единым стандартам и шкале, абсолютно одинаковыми для всех миссий. А пока Европа продолжает жить и оценивать Беларусь, оставаясь в своем измерении.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ 

Опубликовано: 07:30 - 13.03.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.