Нефть: в поиске альтернативы

Еще предки сегодняшних жителей туманного Альбиона не рекомендовали класть все яйца в одну корзину. И поныне правота подмеченного принципа подтверждается и в самых разных сферах бытия, и при решении важнейших государственных задач – в том числе обеспечения энергетической безопасности.

 

Эксперты отождествляют нефть с кровеносной системой мировой экономики, главным топливом технического прогресса, придумывая для нее все новые неофициальные громкие эпитеты. В этом плане в Беларуси сложилась особая ситуация: при высокоразвитой перерабатывающей промышленности – отсутствие необходимого количества собственного сырья. 

 

 К слову, идея добычи нефти непосредственно на территории Беларуси впервые была озвучена геологом Александром Розиным еще в 1933 году. Четверть века спустя ученые определили перспективный нефтеносный район –  Полесье, и уже в 1964-м в республике открыли первое промышленное месторождение нефти – Речицкое. Развитие отрасли продолжилось и в дальнейшем. В июне 2015 года завершилось сверление самого глубокого отечественного месторождения – Передречицкого глубиной 6755 метров, буквально на днях хорошей новостью стало открытие трех новых залежей нефти Южного блока Гарцевского месторождения Припятского прогиба. В этом году запланировано завершить его бурение и подсчитать новые запасы углеводородов: по предварительной оценке, они составляют до 800 тысяч тонн. А еще – продолжить сейсморазведочные работы на Макановичско-Великоборском участке.     

 

Вместе с тем очевидно: даже при наиболее благоприятных обстоятельствах и самых смелых сбывшихся прогнозах нефти из своих восьмисот с небольших белорусских скважин не хватит не то что на переработку за рубеж – даже для внутренних нужд. Ее все равно придется закупать. Желательно у разных партнеров из разных стран, избегая монополии одного поставщика, даже если тот первоначально предлагает самые выгодные условия. Чтобы даже гипотетически не оказаться от него в зависимости.

 

На протяжении десятилетий белорусские НПЗ использовали преимущественно российскую нефть: механизм ее доставки работал исправно, все моменты были учтены, однако в прошлом году в системе, отлаженной до мелочей, произошел серьезный сбой. 19 апреля «Белнефтехим» заявил о резком ухудшении качества нефти Urals, поступающей по магистральному проводу «Дружба»: содержание хлорорганических соединений в десятки раз превысило  предельные значения по стандарту, белорусские нефтеперерабатывающие заводы – Мозырский и ОАО «Нафтан» – вынужденно снизили нагрузку мощностей, понесли убытки, ущерб был нанесен и трубопроводной системе. В ходе расследования выяснилось, что к масштабному загрязнению, произошедшему на участке Самара – Унеча, причастно ООО «Самаратранснефть-терминал». И только 16 января нынешнего года в ходе встречи исполняющего обязанности вице-премьера РФ Дмитрия Козака с заместителем главы правительства Беларуси Игорем Ляшенко наконец-то были достигнуты соглашения о методах компенсации за допущенное загрязнение.

 

Между тем пока что говорить о какой-то долгосрочной ценовой стабильности и четко определенных постоянных объемах поставок углеводородов из России в Беларусь не приходится. Пик напряженности пришелся на праздничный новогодний период: 31 декабря истекли годовые контракты, а подписать новые сразу не удалось. Тогда СМИ взбудоражили общественность прогнозами о том, что текущих запасов нефтяного сырья в Беларуси остается на 10-12 дней – до середины января. Теперь уже ясно: апокалипсиса, к счастью, не произошло, концерн «Белнефтехим» проинформировал о заключении первого исключающего премию поставщику контракта с российской нефтяной компанией бизнесмена Михаила Гуцериева. Впрочем, после этого тема не ушла на второй задний план – скорее, наоборот.

 

Новая реальность такова, что из-за введения Российской Федерацией налогового маневра будут неизбежно снижаться финансовые поступления в белорусский республиканский бюджет, ухудшаться эффективность работы отечественных нефтеперерабатывающих заводов, которые начинают сталкиваться с проблемой финансирования текущей деятельности и  своих инвестиционных программ, направленных на развитие производства. Усложнение экономических условий нет смысла отрицать, тем более замалчивать: в такой ситуации правильнее всего не спать в шапку и не сидеть, сложа руки, а образно выражаясь, раскладывать яйца по разным корзинам. В данном конкретном случае вместо одной нефтяной «реки», которая в силу различных обстоятельств может обмелеть, лучше постоянно подпитываться из многих «ручейков».

 

В контексте изменившихся реалий 21 января Глава государства провел совещание по вопросам повышения эффективности реализации нефтепродуктов на экспорт. На повестке дня рассматривались прогнозы развития мирового рынка нефти на ближайшее время и среднесрочную перспективу, действия для упреждения возможных негативных тенденций, резервы повышения эффективности экспорта нефтепродуктов в складывающихся условиях. Пока в полном объеме альтернативы поставкам российской нефти нет, РФ останется нашим главным поставщиком, вместе с тем будущее – в том числе за альтернативными источниками. Приоритет – диверсификации: Беларусь пойдет к тому, чтобы закупать у Российской Федерации 30-40 процентов нефти, а остальное – у других государств. Возможно, при согласовании с Россией ее поставками займется Казахстан, 30 процентов предполагается доставлять через Украину, столько же с Балтики. Последний из названных проектов уже начал действовать: танкер «Breiviken» доставит в порт Клайпеды 80 тысяч тонн нефти, которую Беларусь приобрела у Норвегии для ОАО «Нафтан». Сырье на терминале Klaipedos nafta перекачают в железнодорожные цистерны и отправят в Новополоцк.  

 

Несмотря на продолжающиеся переговоры белорусской и российской заинтересованных сторон, в настоящий момент дефицита топлива на автозаправках Брестской области нет и не предвидится. «В январе этого года в сравнении с предыдущим никаких изменений в поставках топлива, отгружаемого нашими нефтеперерабатывающими заводами, не произошло. Нормативные запасы топлива у нас имеются по всем складам хранения и автозаправочным станциям: на пять –десять суток в зависимости от вида до момента следующего подхода вагонов. Никакого ухудшения ситуации в поставках сегодня нет, как и оснований для этого. Заводы изготавливают объемы, необходимые для нашей бесперебойной работы, топлива для реализации достаточно», – подтвердил в комментарии «Заре» директор РДУП «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» Василий Козодой.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ                  

Опубликовано: 16:20 - 24.01.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.