Быть объективным

Недавняя встреча Президента Беларуси Александра Лукашенко с представителями крупнейших средств массовой информации привлекала внимание общественности ко многим актуальным темам – в том числе к необходимости объективности в работе журналиста.   

 

Такой формат конструктивного живого диалога между первым лицом государства и масс-медиа для Беларуси – не ноу-хау. Успешно апробированный ранее и уже подтвердивший свою эффективность, не оставляющий по завершении каких-либо недомолвок и недосказанности, он не может не импонировать своей честностью и открытостью. Когда не сглаживают углы, не обходят стороной неудобные вопросы, но при этом эмоции не берут верх над этикой и корректностью – политической и человеческой. Отрадно, что коммуникации, в которых равно задействованы обе заинтересованные стороны – власть и СМИ – становятся в нашей стране доброй хорошей традицией.

 

Пять лет назад, в 2015-м, основной тон тогдашней встрече в год президентских выборов задавало вооруженное противостояние на юго-востоке Украины и, как следствие, первостепенная важность сохранения мира и стабильности в собственной синеокой республике. К настоящему моменту упомянутый конфликт миновал «горячую» фазу активных боевых действий, теперь же на первый план обсуждений выступила угроза не милитаристского характера, которую потенциально несет недобросовестная и необъективная журналистика, порождающая разного рода будоражащие и беспокоящие умы фобии.

 

Президент отметил, что встречается с представителями СМИ, чтобы пояснить отдельные аспекты внутренней и внешней политики, прокомментировать происходящие события, ответить на актуальные вопросы, волнующие журналистов и их аудиторию. При этом обратил внимание на сегодняшнюю явь: в отдельных масс-медиа в последнее время стали появляться разного рода конспирологические теории на предмет того, почему Глава государства проводит встречи с активами. «Якобы что-то чрезвычайное происходит, и поэтому Президенту приходится реагировать, как пожарному. Так вот: нет никакой чрезвычайщины», – высказался Александр Лукашенко.

 

К слову, такие мероприятия  подразумевают подведение итогов долгой и планомерной работы – то есть повестку дня, диаметрально противоположную каким-либо авралам и ЧП. А ведь сделано действительно много. Подтверждение тому – статистика, озвученная Президентом 22 июня этого года на встрече с активом Брестской области. Приведем лишь некоторые наиболее показательные цифры по региону.

Объем промышленного производства вырос в 5,5 раза, экспорт товаров возрос почти в 7 раз – до $2 млрд 600 млн. Появились абсолютно новые крупные промышленные производства в рыбной, молочной, химической промышленности. За период суверенитета 136 тыс. семей улучшили жилищные условия, из них около 16 тыс. – многодетные.

 

 Никаким авралом и «чрезвычайщиной» всего этого не достичь. Тут другое. Каждый журналист, представляющий и государственные, и негосударственные СМИ, непосредственно причастен к формированию имиджа своей страны, определению, каким ему быть: положительным или отрицательным. И совсем не секрет, что не только некоторые индивидуалы-фрилансеры, но и определенные информагентства осознанно нацелены на привнесение в общий имиджевый образ Беларуси пятен красок исключительно темных, мрачных и депрессивных.

 

 Увы, реальная жизнь – это не только гламур и глянец, молочные реки и кисельные берега, быстрое воплощение планов и легкий успех. Появляются новые вызовы, требующие адекватного, оперативного и эффективного реагирования. Глава государства констатирует: такого давления, как в эти дни, Беларусь не испытывала за все время своего независимого развития. Все сплелось в один узел – внешний диктат цен на углеводороды, затронувший многие страны экономический кризис и его последствия, планетарное распространение COVID-19 и инфопандемия… Однако пока одни думают и пробуют, как побыстрее и с наименьшими потерями выйти из сложившейся ситуации, другие, видимо, очень хотят не только наступления той самой «чрезвычайщины», но и понуждают в нее верить остальных.

 

За относительно недолгий хронологический период успело взрасти «племя младое, незнакомое», делающее себе имя преимущественно на негативе. Воспринимающее журналистику в узком и однобоком ракурсе выискивания для последующего тиражирования имеющихся нерешенных вопросов и проблем – нередко надуманных. У такого «выковыривания» есть вполне объяснимая подоплека личной корыстной заинтересованности: пиар, рейтинг, хайп, деньги. Но ведь жизнь, где бы то ни было, не может быть однозначно хорошей или плохой, черной или белой! Так что к объективности в ее привычном классическом понимании псевдонеожурналистика не имеет отношения. Сегодня, как и всегда, быть объективным для журналиста означает не просто констатировать «минусы», но и видеть, не отвергая и не замалчивая, «плюсы».

 

С высокой долей вероятности можно предположить: в современных условиях число информационных поводов будет только возрастать. Иной вопрос: насколько часто ими будут манипулировать – искусно или не очень? Подобные игры чреваты громкими скандальными высказываниями, оскорблениями с переходом на личности, разбирательствами в Сети и вживую и прочими последствиями в том же тоне и духе. Поэтому заверение Президента о наведении порядка в сфере свободы слова прозвучало очень своевременно.         

 

Очевидно, что кому-то очень выгодно, чтобы Беларусь воспринималась извне как разболтанный, вкривь и вкось ходящий ходуном, трудно контролируемый механизм, который пора бы взять под чье-то управление со стороны. В офисах и на «дистанционке» опус за опусом рождаются и распространяются те самые конспирологические слухи о пресловутом чрезвычайном положении. Полностью пресечь их на корню в век высокоскоростного интернета крайне проблематично: на смену одним тут же появляются другие. Зато против них есть достаточно эффектное средство: показывать и рассказывать о том, что сделано и чем можно заслуженно гордиться.

 

Сегодня мы все ожидаем очередных хороших информационных поводов. И точно так же очевидно, что их у нас больше, чем плохих новостей.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ 

Опубликовано: 10:05 - 15.07.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.