Запад или Восток?

27.10.2021

Один из вечных вопросов: так мы Запад или все же Восток? В цивилизационном плане. Вопрос уместен, поскольку раз мы самостоятельны, суверенны, раз мы сами по себе, то нам надо обозначить место в этом мире. Пусть небольшой кусочек земли. Тем более, как говорил один из классиков, Запад есть Запад, Восток есть Восток и с мест они не сойдут Редьярд Киплинг.

 

С Западом всё относительно понятно. Многовековая история, очевидные достижения во всех сферах, географическая близость, словом, по всему выходит, что нам там и место. Правда, тревожит то, что сам Запад относится к нам неясно, непросто. Есть некая снисходительность, взгляд старшего по отношению к младшему: можете пытаться, но понятно, что путь вам предстоит большой, пахнет тысячелетиями.

 

С Востоком в чем-то проще: общий не самый высокий уровень развития, непрерывные войны и смена конфессиональных приоритетов, задумчивое копание в самих себе, вечные поиски самобытности. Но здесь же и вопросы: слишком большой разброс мнений, отрешенная недоверчивость, опора на пережитое лично тобой. Отсюда и известная формула про «тутэйшых». Кстати, очень глубокая формула: мы не Запад, мы не Восток, мы – «тутэйшыя». А вот если задуматься, что это значит, тутэйшые? Да, местные. А местные – это кто? А дальше собираем черты национального характера как позитивные (правдивость, наивность, созерцательность, трудолюбие, задумчивость и т.д.), так и негативные (толерантность в какой-то части, недостаток активности, терпимость ко злу и иное).

 

Нам надо привыкнуть к простой мысли: даже на ближнем Западе (Польша) белорусы в интеллектуальном плане малоизвестны. Мне пришлось 15 лет проработать в польских университетах и все время искать упоминания о белорусах в польских учебниках, энциклопедиях и проч. Их там нет. Ленин и Сталин есть, а белорусов нет. Выходцев из Беларуси много, а вот «входцев», то есть приехавших и прославивших страну, нет. Это никому не кажется странным? А потом, когда мы эти национальные черты попытаемся «привязать» к традиционному толкованию Запада и Востока, окажется, что место наше там просматривается плохо. Другими словами, мы вовсе не случайно «тутэйшыя».

 

Нам впору создавать свою собственную цивилизационную общность, пусть небольшую, но оригинальную и самобытную. Чем это не национальная задача?

 

По понятным причинам мы критично относимся к новациям Запада (многим): однополым бракам, изменению пола у детей, всем изыскам ювенальной юстиции, навязываниям стандартов сомнительного свойства, но не стоит забывать, что мы столь же критически относимся ко многим нововведениям Востока. Например, запрету женщинам заниматься спортом, посещать университеты, расстрелам инакомыслящих и иное. И опять возникает смысловой крен к утверждению «тутэйшых». Так что старая дихотомия «Восток – Запад» вовсе не столь безупречна, как это может показаться на первый взгляд. И вряд ли продуктивно рассматривать эту проблему сквозь призму интересов военно-политических блоков. Россия вот справедливо утверждает свою особую роль в современном мире, и мы соглашаемся с этим подходом. А кто и когда сказал, что на подобную роль могут претендовать лишь большие страны с огромным экономическим потенциалом? Так что задача построения «государства тутэйшых» вполне актуальна и имеет перспективу.

 

Дело за малым: насытить различные сферы жизни фактическими достижениями, тем более что итоги развития страны за последние десятилетия показывают, что и сделано немало, а будет сделано еще больше. Не надо нас только пугать войной: и потому, что к этой беде мы уже привыкли, и в связи с тем, что «тутэйшыя» – это не только мы, но и Россия.

 

Борис ЛЕПЕШКО

г. Брест