Крылатая фраза советских классиков литературного жанра сатиры Ильфа и Петрова «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» выстраивалась на бесстрастно-циничной эгоистичности реалий бытия: общество и составляющие его индивиды должны сами решать свои проблемы, не дожидаясь никакой сторонней помощи.
При всем богатстве творческого воображения упомянутый авторский тандем вряд ли сумел бы предвидеть или хотя бы представить нелепую ситуацию, при которой спасателей «топят» те, кого они спасали: а именно в таковой в настоящий момент оказалась отечественная государственная компания «Белавиа».
Лавинообразная, сродни катящемуся с вершины горы нарастающему снежному кому, эскалация абсурда стартовала 23 мая после вынужденной экстренной посадки в Минске Boeing 737 авиакомпании Ryanair, выполнявшего международный регулярный пассажирский рейс FR4978 по маршруту Афины–Вильнюс: причиной незапланированной остановки на пути следования стало неподтвержденное впоследствии сообщение о минировании борта. Белорусская сторона предложила рассмотреть данный инцидент детально и объективно, однако коллективный Запад изначально оказался настроен на иной – категоричный лад диктата: вскоре участниками саммита ЕС было решено запретить белорусским авиакомпаниям осуществлять рейсы в аэропорты Евросоюза, а также рекомендовать европейским перевозчикам отказаться от полетов в воздушном пространстве Беларуси.
Явную несправедливость предпринятых ограничительных мер еще больше усиливает тот факт, что наша компания, не так давно оказывала многим государствам помощь в трансфере их граждан на родину. Эта тема торжества несуразности – надо надеяться, временного – поднималась и обсуждалась, в частности, на недавней встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина. «Наша компания вывезла тысячи человек! Шведов, американцев, поляков, литовцев… Как они были благодарны «Белавиа» в конце того, начале этого года. Какое «Белавиа» имеет отношение к этому самолету? Упрекают военных, что мы его посадили. «Белавиа» причем?».
Аналогичное недоумение высказал ее генеральный директор Игорь Чергинец: по его словам, совет Международной организации гражданской авиации (ИКАО) принял решение расследовать недавний инцидент с посадкой самолета Ryanair в Минске до 25 июня, однако правительства ряда государств, не дожидаясь даже начала расследования, предприняли явно спланированные действия по закрытию не только их стран для посадки бортов «Белавиа», но даже воздушных коридоров.
«Так проявилась благодарность от правительств Великобритании, Франции, Литвы, США и других стран за спасение тысяч их граждан, дипломатов и военных в прошлом году. В частности, руководство госдепа США и посольства США в Минске обещало, что за океаном «не забудут никогда осуществленную эвакуацию американских граждан из Турции». И действительно не забыли! Мы сейчас почувствовали эту незабытую благодарность на себе.
Несмотря на существующие сложности, руководство авиакомпании не намерено масштабно сокращать сотрудников из-за действий ряда стран, которые фактически ввели против нее санкции. Чтобы оставаться на лету, «Белавиа» будет менять свою маршрутную сеть в сторону полетов в страны СНГ. «Мы будем наращивать полеты в тех странах, где пускают. Надеемся на наших партнеров: актуальны направления во все страны СНГ, в Сочи, Краснодар, Минеральные Воды, Байкал, Алтай – есть масса прекрасных уголков России, которые нужно развивать белорусам с точки зрения туристического направления», – сообщил в эфире телеканала «Беларусь1» вице-премьер Николай Снопков, также выразив уверенность в том, что авиакомпания сможет выстроить бизнес-модель, которая позволит компенсировать потери от запрета совершать перелеты в европейском воздушном пространстве.
История имеет свойство повторяться: 30 мая в новостных сводках комплексным набором снова фигурируют самолет Ryanair, оказавшаяся ложной угроза минирования и вынужденная посадка – на этот раз в аэропорту Берлин–Бранденбург. Алгоритм действий немецкой стороны практически полностью копирует аналогичные, предпринятые белорусской стороной неделей ранее. Ryanair заявила, что об угрозе экипажу сообщили немецкие диспетчеры.
«Экипаж рейса FR1901 из Дублина в Краков вчера был уведомлен немецким управлением воздушного движения о потенциальной угрозе безопасности на борту. Капитан выполнил необходимые процедуры и направился в ближайший аэропорт, которым был Берлин» – говорится в соответствующем комментарии. По данным Bild, причиной эсктренного приземления стало сообщение о минировании самолета. Boeing 737 совершил посадку в немецкой столице 30 мая около 21.00 по московскому времени. Лайнер в аэропорту встречали правоохранительные органы и экстренные службы. Багаж пассажиров выгрузили на летное поле, его проверили кинологи. Наличие взрывного устройства на борту не подтвердилось, после проверок пассажиров посадили в другой самолет и отправили в Краков около 3.00.
Примечательно, что ложные угрозы для названной иностранной авиакомпании не в новинку. В июле 2020 года лайнер Ryanair, также следовавший из Дублина в Краков, вынужденно сел в Лондоне после того, как на борту была найдена записка с угрозой взорвать самолет. После случая с Лондоном страны Евросоюза не стали вводить санкции против Великобритании и обвинять руководство страны «в воздушном пиратстве». Будут ли теперь введены ограничительные меры в отношении Германии?
Евгений ЛИТВИНОВИЧ
Оставить комментарий