Александр АГЕЕВЕЦ, директор средней школы №20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева:

08.10.2025

– На решение стать учителем повлиял жизненный путь моего деда. Владимир Флорович Бартош взял винтовку в руки в 16 лет, был связным партизанского отряда и после стал учителем в лесной школе. Привлек внимание полицаев и чудом избежал расстрела. Он всегда помнил, как учил в войну, и говорил, что все равно будущее за детьми, их всегда надо учить. Владимир Флорович мне рассказал эту историю, а я посчитал: почему бы и не попробовать поучительствовать? Мне, когда сам учился, нравились география и биология. Вот почему пошел в наш Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина на факультет естествознания, получил специальность «Учитель географии и биологии».

Будучи заместителем директора по учебной работе в гимназии №5 города Бреста, поступил в БрГТУ на «Промышленное и гражданское строительство». Руководствовался тем, что мужчина должен уметь что-то делать руками, иметь какую-то прикладную профессию. Шесть лет учился заочно и параллельно работал восемь лет в строительстве. Но, вероятно, учительство было мне все-таки ближе, и я вернулся в 2016 году в систему образования.
Тогда увидел, как школа шагнула вперед. Но самый значимый прыжок в образовательном процессе с инновациями, приложениями, телефонами, QR-кодами, дополненной реальностью произошел с 2019 года. Прогресс развивается: искусственный интеллект, новые технологии в графике, инженерные возможности. Всё это влияет на образовательное пространство, а вот в какую сторону – вопрос интересный. Если грамотно использовать плоды прогресса, можно серьезно изменить подход к образованию, заинтересовать ребенка, показать, что ты современный учитель.
Современная школа должна всегда быть на ступеньку, а лучше на две впереди родителей, впереди детей. Нельзя упускать новые технологии: и как показывает время, а также последние исследовательские работы учащихся, по старинке сейчас жить просто невозможно.

Школа учит детей. Но и воспитывать их мы тоже должны, сейчас это особенно актуально. А воспитание не может быть без образования – это основы развития человека и его любви к Родине. Пусть эта любовь начинается с семьи, потом – к городу, области, стране, но человек, который неравнодушен, – вот это самое главное, а знания в нашей «двадцатке» хорошие, мы в этом убеждаемся при поступлении выпускников. Наши дети в большинстве своем выбирают технические специальности.

Родители обязательно должны участвовать в образовательном процессе, должны быть активны, ведь поколение детей поменялось, они мыслят немного иначе, чем мы. Надо родителей тоже учить, чтобы можно было достучаться до детей. Важно доверие друг другу. Например, в нашей школе проводить различные соревнования в шестой школьный день, к участию которых привлекаем родителей: команда родителей против команды детей. Классные руководители приглашают родителей участвовать и в поездках. Так формируется связь с родителями, что помогает учителям и в учебной, и в воспитательной работе.

У нас проводится настоящая командная работа: учитель – ребенок – родитель, когда все вместе работают на результат, совершенствуются и вовлекаются в образовательный процесс как одно целое. Я думаю, в нашей школе удается достичь именно такой командной работы. Отсюда и наши положительные результаты.

Наши успехи по жизни были бы невозможны без педагогов, без учителей. Я считаю, что те, кто готов учить других, занимаются благородным делом. Да, это непросто, но за этим будущее, потому что через какое-то время появятся выпускники, результативные ученики, которые смогут с помощью учителя чего-то достичь. И тогда приходит понимание, что мы – педагоги – свою жизнь проживаем не просто так, а оставляем след в истории учреждений образования, в которых работаем, а может быть, и в истории образования Беларуси. Нужно дарить свои знания, отдавать себя образованию детей ради будущего. Так и делают учителя Брестчины.

За годы в учительской профессии для себя я сделал такой вывод: школа – это не застывшая масса, она постоянно развивается. Например, у нас в школе 87 педагогов, у каждого свой характер. Большинство из них – это классные руководители, которые прививают детям важные мысли, принципы, которыми и сами руководствуются в жизни.

Очень важно, чтобы наше образование шло в правильном созидательном русле. Педагог, который каждый день приходит в класс, вкладывает в образование ребенка не просто знания, но часть своей души. Нужно слушать и слышать ученика, а ученику – уважать учителя.

Мнение выслушал Роман АНШИЦ