Легенда мировой авиации начинал свой карьерный «взлет» на Лунинетчине

 125 лет назад родился один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Сухой, начинавший свой карьерный «взлет» учителем на Лунинетчине. 

 

Первая глава биографии легендарного авиаконструктора непосредственно связана с Беларусью. Павел Осипович появился на свет 10 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (теперь город Глубокое Витебской области) в семье учителя начальных классов сельской школы. В многодетной семье помимо него воспитывалось ещё пятеро девочек. Дома радовались, что теперь есть наследник, которому надлежало дать всестороннее образование. Этому способствовала, к слову, и особая домашняя атмосфера: в доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, общими усилиями выпускался домашний молодежный рукописный журнал ««Молодая поросль», куда дети помещали рисунки, дружеские шаржи, рассказы и стихи собственного сочинения.

 

Считается, что именно благодаря неустанному родительскому вниманию единственный сын Павел достиг таких высот. Его отец - Осип Андреевич Сухой – еще в детстве обнаружил незаурядные способности, на «мирские средства» — деньги, собранные односельчанами «всем миром», — получил образование в учительской семинарии. Теперь эти яркие способности перешли по наследству к Павлу, который более тяготел к математике, физике, технике. После переезда семьи в Гомель, где Осипу Андреевичу предложили заведовать школой, Павел поступил в местную мужскую гимназию, в которой учился с 1905 по 1914 годы. Окончил ее буквально за считанные месяцы до начала Первой мировой войны, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам, отличные оценки по остальным десяти предметам. В его «Аттестате зрелости» была сделана следующая надпись:

 

«Дан сыну начального учителя из крестьян… в том, что, вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике, Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью».

 

Именно там, в Гомеле, молодой юноша всерьез – раз и навсегда – «заболел» небом. Самым сильным впечатлением тех лет оказались показательные полеты аэроплана, пилотируемого авиатором Сергеем Уточкиным, проходившие в рамках публичных гастролей по городам Российской империи.

 

– Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами! – рассказывал впоследствии о своих впечатлениях Павел Сухой дочери Ирине.

 

Шапочка-«керенка» и «кавалерийская» походка

 

После гимназии будущий авиаконструктор собрался поступать в Императорское Высшее техническое училище в Москве - единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха. Однако начавшаяся Первая мировая война внесла в эти планы свои коррективы: по достижении призывного возраста Павла Сухого мобилизуют на военную службу, после обучения в школе прапорщиков отправляют на Западный фронт в действующую армию. Известно, что в марте 1918 года он демобилизовался в звании штабс-капитана, занимая должность начальника пулеметной команды полка. Возник вопрос: что дальше? И тогда вчерашний военнообязанный принимает решение вернуться на родину в родительский дом в Гомеле, где вскоре получает предложение места учителя математики в небольшом городе Лунинец ныне Брестской области. Именно здесь он встретил любовь всей своей жизни, познакомившись с молодой учительницей Софьей Тенчинской, своей будущей женой. Позже Софья Феликсовна вспоминала: «Как-то вечером я возвращалась из школы. Меня обогнал незнакомый человек в военной шинели, перекрашенной в черный цвет, на голове его красовалась маленькая шапочка-«керенка». Я тогда обратила внимание на большие, очень выразительные глаза незнакомца и смешную «кавалерийскую» походку. Через два дня он появился у нас в школе и стал преподавать математику. Я в этой школе давала уроки французского языка».

 

Увы, этот «полесский» период оказался лишь кратковременным эпизодом в судьбе главного героя данной публикации: уже в июле 1919 года, незадолго до вступления в Лунинец войск Пилсудского, спасаясь от накатывающегося огненного вала советско-польской войны Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей вынуждены были уехать в Гомель, где продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Павла.

 

И только в марте 1925 года недавний учитель математики окончил Московское Высшее техническое училище с присвоением квалификации инженера-механика, блестяще защитив дипломную работу на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». Примечательно, что научным руководителем выпускника выступил не менее известный авиаконструктор Андрей Туполев. Полученные знания вскоре понадобились на практике. Уже в 1927 году Сухой создал свой первый самолет I-4, который отличался большой скоростью и маневренностью. Также на его довоенном счету разработка самолетов АНТ-25 и АНТ-37, на которых были установлены десятки мировых рекордов, выполнены уникальные перелеты, в том числе и легендарный беспосадочный перелет Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова Москва - Портленд (США) через Северный полюс.

 

Оставшись в памяти

 

Позднее Павел Сухой был причастен к созданию боевого многоцелевого самолета Су-2, выполнявшего в годы войны «совмещенные» функции ближнего бомбардировщика и разведчика: интересно, что поначалу он являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским летчикам.

 

В конце Великой Отечественной войны Сухой одним из первых приступил к разработке проектов реактивных самолетов сразу по двум направлениям – машин со стреловидным и треугольным крылом. В новаторстве авиаконструктору не было равных: в 1966 году был создан первый советский истребитель-бомбардировщик со сменной геометрией крыла и его модификации Су-17, где Сухой впервые поставил кресло-катапульту К-36, в 1970м - всепогодный бомбардировщик Су-24 с системой автоматического огибания рельефа местности. Выдающимся достижением АКБ Сухого стали стратосферный стратегический сверхзвуковой разведчик-ракетоносец Т-4 и его дальнейшие разработки, где впервые в мировом самолетостроении использована кабина экипажа, которая отклоняется вертикально. Вместе с сотрудниками конструкторского бюро Сухой создал более 50-ти моделей самолетов, из которых свыше 20-ти выпускались серийно. На его самолетах установлены около пятидесяти мировых рекордов по протяженности, высоте и скорости полета!

 

Маршал авиации, Герой Советского Союз Иван Пстыго отмечал: «Я горжусь тем, что мне довелось летать на машинах Павла Осиповича Сухого. Это был выдающийся человек и конструктор. Случалось, он принимал решения, которые, казалось, противоречили общепринятым представлениям, были непонятны даже для специалистов. Но проходило время, и все убеждались, что идея конструктора правильна. Его способность предвидения всегда поражала».

 

 Генеральный конструктор авиационной техники, Герой Социалистического Труда Архип Люлька вспоминал: «Павел Осипович Сухой создал образцы авиационной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолетов».

… Имя авиаконструктора Сухого увековечено в памятниках и названиях улиц в Москве и во многих населенных пунктах Беларуси, присвоено Гомельскому государственному техническому университету. Не забыто оно и на Полесье: в 2005 году в рамках подготовки к областным «Дожинкам» возле пересечения улиц Гагарина и Советской в городе Лунинец установили памятник Павлу Сухому.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Опубликовано: 13:48 - 16.07.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.