Кто стоит за анонимным вбросом?

«Независимые» СМИ, чья деятельность всецело подчинена законам политической конъюнктуры, любят время от времени доставать из чулана избитые донельзя темы. Не стала исключением и «Брестская газета». Издание разместило на своём сайте 5 января статью Ирины Шатило с длинным заголовком «Педагоги Бреста о своих зарплатах: «Учителей в очередной раз «нагнули» – это однозначно». Ничего удивительного. Время писать об учителях-«фальсификаторах» ушло вместе с выборами. Теперь настала пора замолвить слово об учителях-жертвах «нелегитимной» власти. Получилось так себе.

 

В материале «БГ» анонимные собеседники журналиста сокрушаются, что их зарплата не дотягивает до озвученной министром образования Игорем Карпенко, т.е. не составляет 75% от средней по стране. Для примера взята средняя зарплата в Беларуси по данным Белстата за ноябрь минувшего года – 1300 рублей, 75% от которой – это 975 рублей.

 

Первый аноним, работающий учителем начальных классов и английского языка одной из брестских школ, заявил от имени всех педагогов, что «ни один учитель, даже с высшей категорией, не получает на свою ставку 900 и более рублей». Для этого, мол, требуется работать в две смены. А две школьные смены – это фактически одна стандартная смена продолжительностью 8 часов. Расчёт педагога на хорошую зарплату за 20-часовую недельную нагрузку (вместо обычной 40-часовой) понять не сложно. Работать в таком режиме согласились бы многие.

 

Дальше – ещё интереснее. Недовольный учитель простодушно признаётся, что категории у него нет. Получается, что педагог желает иметь хорошую зарплату не только за 20-часовую недельную нагрузку, но и за простое владение дипломом о высшем образовании без последующего повышения квалификации. Вряд ли родителям хотелось бы доверить своих детей такому специалисту.

 

Напомним, что педагогам установлены стимулирующие надбавки, пропорциональные педнагрузке: не имеющим квалификационной категории – 30%, имеющим вторую квалификационную категорию – 40%, первую – 50%, высшую – 65%, а имеющим категорию «учителя-методиста» - 80%. Всё проще простого. У кого выше квалификация – у того выше зарплата. Кому лень заниматься саморазвитием – у тех жалобы на власть.

 

Оклад педагога-анонима без категории – 372 рубля. Со всеми надбавками – 550 рублей. С факультативами, кружками и заменами уроков – плюс-минус 700 рублей. Несложно посчитать, что с категорией зарплата бы существенно увеличилась. Но плакаться всегда легче, чем работать, в том числе и над собой.   

  

Второй аноним, работающий в школе 10 лет, получил за декабрь 650 рублей при нагрузке в 25 часов и наличии первой квалификационной категории, а его коллега с той же нагрузкой и второй категорией всего 500 рублей. При этом педагог не отрицает, что в школе есть и те, у кого зарплата сравнима со среднестатистической по стране: «Зарплата в 1000 – 1400 рублей в школе есть. У тех, у кого нагрузка почти две ставки плюс всякие премии. То есть в школе нужно сутками сидеть, чтобы получить эту тысячу». Сутками не сутками, но работать нужно. Лёгких денег не бывает, тем более в школе.

 

Третий аноним с высшей категорией, 17-летним стажем и нагрузкой в 22 часа признался, что получает на руки около 750 рублей. Правда, бывает чуть больше, а бывает и чуть меньше. У молодых специалистов вообще 500 – 600 рублей.

 

Четвертый аноним поведал, что при 30-часовой недельной нагрузке и замене 8 уроков его зарплата составила около 1000 рублей. При этом педагог обошёл вниманием наличие квалификационной категории, но не преминул заметить, что «зарплаты как были нищенскими, так и остались».

 

Следующий педагог по-философски подытожил весь материал: «Зарплата стала меньше, и учителей в очередной раз «нагнули» – это однозначно. Не слышала ни от одного, что кто-то доволен своей зарплатой». С этим не поспоришь. Мало кто вообще бывает доволен своей зарплатой, таково уж свойство человеческой натуры. Передо мной лежат расчетные листки педагогов брестских школ за декабрь. Ни в одном – меньше 1000 рублей, причём не начисленных, а, как говорят, выданных на руки. В целом зарплата варьируется в пределах 1100 – 1300 рублей. Сразу обращают на себя внимание надбавки за квалификационную категорию, доходящие до 280 рублей, а также надбавки за высокие достижения в труде в размере 200 – 320 рублей… Эти суммы зависят не от прихоти власти, а от трудолюбия работника, его уровня профмастерства, активного участия в общешкольных и не только мероприятиях, личных и ученических достижений… Причём зарплата не ограничивается только приведенными надбавками. Хватает и других.

 

Что касается зарплат молодых специалистов, то журналисту «БГ» следовало бы обратиться за достоверной информацией, например, в среднюю школу № 1 Бреста, директор которой популярно объяснила бы несведущему репортеру, каким образом вчерашние выпускники умудряются зарабатывать здесь по 900 – 1000 рублей при средней зарплате учителей в городе за январь – ноябрь 2020 года чуть более 1000 рублей. 

 

На ум приходит белорусская пословица: «Хто працуе, той і мае».

 

Однако больше удручает другое. Зачем единичные и далеко не показательные факты выдавать за типичные? Для увеличения просмотров и роста социальной напряженности? Сомнительная популярность.

 

Пусть каждый делает своё дело профессионально и ответственно, тогда у нас будет порядок во всем и тогда исчезнут необоснованные упреки в адрес власти, которая не должна всё делать за нас. Перемены начинаются не с обвинений кого-то во всех грехах, а в первую очередь с себя. С желания самому стать лучше. Становясь лучше, мы улучшаем мир вокруг. Давайте попробуем сделать это не по одиночке, а вместе. 

 

 

Сергей ГРИШКЕВИЧ

Опубликовано: 15:30 - 13.01.2021г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.