Как брестчанин «вырос» из актера массовых сцен до второго режиссера

Сергея Савчука в Бресте знает, пожалуй, каждый, кто играл в массовке. Девять лет назад, когда в нашем аэропорту снималась российская картина «Высоцкий. Спасибо, что живой», он создал в интернете сообщество, чтобы объединить брестчан, любящих кино и желающих попасть на экраны. «Высоцкий» стал отправной точкой не только для группы в VK «Кино клуб Брест», но и для самого Сергея.

 

За эти годы он смог вырасти, не имея профессионального образования, из актера массовых сцен до второго режиссера. Сегодня в его фильмографии – короткие метры, сериалы, документальные и полнометражные картины. А самые громкие проекты, где в титрах значится его фамилия, – это «Подбросы» и «Т–34».

 

– Мой актерский путь начался не с «Высоцкого», а еще с детского сада, – шутит Сергей. – На новогодних утренниках в старшей группе я играл зайчика. Платили конфетами. Но особенно я кайфовал, когда вместо тихого часа шел на репетиции.

 

Дальше – вполне классический сценарий: театральный кружок, роли в школьных постановках и КВН. Кроме того, Сергей занимался в театре кукол при ЦМТ, где иногда давал мастер-классы известный брестский актер Владимир Зайцев. 

 

– Конечно, мне хотелось поступить в театральный, но не сложилось. Искал себя в разных профессиях, долгое время работал торговым представителем. Это оказалось отчасти близко с тем, чем я занимаюсь сейчас. Четкое формирование задач, планирование, поиск новых нестандартных решений, общение с людьми, командировки.

 

 

Сегодня поймать Сергея в родном Бресте почти нереально. Мы пересеклись с ним на проекте «Пальма», который снимался в нашем городе в начале декабря: там он работал помощником режиссера и помогал с организацией массовки, имея солидный опыт в этом деле.

 

– Брест – замечательный город, и я бы с удовольствием здесь жил и работал. Правда, при одном «но»: если бы здесь регулярно снимали кино, – уточняет собеседник. – К сожалению, не так часто в наш город приезжают какие-либо проекты. А мне уже сложно представить свою жизнь без кино, несмотря на то, что это порой адский труд. Стандартная рабочая смена у нас 12 часов, но возникают ситуации, когда смены увеличиваются до 14-16-ти. Натурная площадка – снег, мороз, ветер, дождь, палящее солнце. У павильона или квартиры тоже есть свои недостатки. Работа в кино – это всегда большая жертвенность, и по силам она не каждому.

 

Сергей признается, что в киноиндустрии смог себя реализовать во многом благодаря нашему земляку – Роману Гапанюку. На проекте «Высоцкий» брестский режиссер, работавший на то время уже в Москве, организовывал массовку, а Савчук оказался в ее рядах.

 

– Я активно помогал Роману на площадке. Без его помощи мне было бы тяжело попасть в индустрию. Я ему очень благодарен! Он меня поддерживал, помогал с работой. Мало кто хочет брать на себя ответственность за человека без опыта, учить его и прощать ошибки.

 

Конечно, «работу мечты» Сергею не преподнесли на блюдечке. Чтобы стать тем, кто он сейчас, ему пришлось немало потрудиться, пройти буквально все киноцеха. Переехав в Москву, он начал как актер массовых сцен, снимался в рекламных роликах и сериалах.

 

– Благодаря съемкам в массовке я побывал, где только можно: от «Останкино» и до «Мосфильма». Это была хорошая школа, ведь я всегда находился на площадке и имел возможность наблюдать за режиссером и командой, учиться. С первого своего дня в Москве я знал, что хочу стать вторым режиссером – тем самым человеком, который работает бок о бок с режиссером-постановщиком, помогает ему, планирует, управляет площадкой. Конечно, понимал, что сразу мне никто не доверит это. Да и сам бы не потянул. Кино – сложная машина, и нужно четко понимать, как работает каждый ее винтик.

 

 

Именно поэтому Сергей попробовал себя практически во всех кинопрофессиях: был бригадиром по массовке, реквизитором, работал в администрации, ассистентом по актерам и ассистентом кастинг-директора, помощником режиссера и скриптом-супервайзером.

 

– Моим первым проектом в Москве стал сериал «Моими глазами», который снимался по заказу ТНТ. Туда меня пригласил Роман Гапанюк, который был там вторым режиссером. Ну а я пришел работать помощником режиссера (хлопушкой) в группу Заура Болотаева. Это был замечательный старт, ведь если ты хочешь понять, как работает режиссер и актеры, то лучше профессии, чем помреж, нет. Ты всегда находишься в центре происходящего и видишь всю магию.

 

Хороший опыт получил Сергей и на масштабном проекте «Викинг» режиссера Андрея Кравчука, куда его пригласили в подготовительный период. Работа над этим фильмом длилась семь лет.

 

 

– Я работал ассистентом второго режиссера в одном из начальных периодов, когда проходили пробы и утверждались актеры. В павильоне «Мосфильма» строили условные декорации и снимали сцены с артистами в полном гриме и костюме. Я просчитывал все сцены и трюки с участием лошадей, делал таблицы, вносил в них корректировки после обсуждений и утверждений. К сожалению, во время самих съемок не удалось поработать на проекте, но зато снялся в первом эпизоде «Охота на тура». Несмотря на крупные планы, меня на экране узнали только близкие люди. Все бородатые, волосатые, в шкурах – попробуй разберись, где кто, – смеется он.

 

Для того, чтобы приблизиться к своей цели и самому стать вторым режиссером, Сергею приходилось работать бесплатно или за символическую плату. Так нарабатывалась фильмография – своего рода пропуск на серьезные проекты. 

 

– Я познакомился с ребятами из МШК (Московской школы кино) и приходил к ним работать бесплатно на дипломные и курсовые работы, – говорит Сергей. – Конечно, временами бывало очень тяжело, но спасали подработки – официантом, курьером, те же массовки.

 

Спустя несколько таких проектов Сергей познакомился с брестским режиссером Русланом Котковцом, который как раз приступал к съемкам своего первого полнометражного фильма «Связанные чувства», и тот позвал его на картину.

 

 

– Фильм, к нашему сожалению, все еще не готов. Из-за ограниченного бюджета мы допустили серьезную ошибку –самостоятельно записывали звук. Сделали это непрофессионально и плохо. Теперь Руслану требуются еще большие средства, чтоб все это перезаписать и почистить. Надеюсь, когда-нибудь фильм доберется до большого экрана, потому что получилось действительно стоящее авторское кино.

 

В качестве второго режиссера, чья работа уже оплачивалась, Сергей Савчук начал работать четыре года назад. Его первым проектом стал сериал «Особый случай» для телеканала «Россия».

 

До того, как попасть на площадку к молодому режиссеру Ивану Твердовскому, которого сегодня называют русским фон Триером, Сергей Савчук успел поработать с молодыми режиссерами Алексеем Смирновым (короткий метр «Папа»), Наркас Искандаровой («Без репетиций») и другими.

 

– Иван И.Твердовский – редкий талант, в творчество которого я влюбился еще со времен «Класса коррекции». Мечтал попасть к нему на площадку. К счастью, мне повезло. Я работал с ним на «Зоологии» как скрипт и помощник режиссера, после он пригласил меня в свой следующий проект – «Подбросы», но уже в качестве второго режиссера.

 

 

Фильм «Подбросы», который получил два приза на «Кинотавре», дался очень тяжело всей команде, вспоминает Сергей. Было 80% ночных смен. А чтобы подготовить и снять одну сцену, уходило много сил и времени.

 

– Фрагмент с одним из «подбросов» в фильме от силы занимает две минуты. Но вы просто не представляете, сколько мы готовились – меняли лампочки в фонарях по всей улице, проливали асфальт водой – и сколько потом снимали! Ваня делает много дублей. У него своя система работы с актерами, он документалист по природе и в своих работах старается добиться именно документальности. В его сценариях нет строго прописанных диалогов, он их лишь намечает. Все диалоги он выстраивает с актерами на репетициях, разрешая им говорить языком героев. Первые дубли, как правило, репетиционные: актеры притираются друг к другу. Ваня словно дожидается, чтобы они «устали» и перестали играть. Так он добивается тех самых дублей – живых и настоящих.

 

После проекта «Коридор бессмертия», посвященном блокаде Ленинграда, где брестчанин работал с большим количеством актеров массовых сцен (около 300 человек), его пригласили на военный проект «Т-34», который снимал режиссер «Бригады» Алексей Сидоров. 

 

 – На этом фильме работало несколько вторых режиссеров, и каждый отвечал за свое направление. Главным был Дмитрий Гальперин, – рассказывает Сергей. – Я руководил вторым планом совместно с постановщиком трюков Александром Самохваловым. Также с малой группой снимал детали: как ступает сапог в грязь или осыпается земля с гусениц идущего танка, – в общем всё, чем можно «разбавить» картинку.

 

 

Сергея съемки «Т–34» поразили своим размахом: большим количеством исторической и военной техники, пиротехнических средств, масштабными декорациями, огромными человеческими и административными ресурсами.

 

– Столько сожженных за одну смену дымовых шашек я еще не видел ни разу: все в округе было в дыму и копоти. И в грязи. Буквально спустя два дня после запуска площадка превратилась в месиво. Танки и киносъемочная техника сделали свое дело, превратив поле в огромные траншеи, через которые невозможно было пройти. Группу подвозили в ковше «Кировца» от дороги к настилам, на которых, как на плоту, располагалась административная база, столовая и грим с костюмом. 

 

Полнометражный фильм «Т–34» вышел на экраны в прошлом году, а в 2020-м запланирована премьера двухсерийного фильма. Это будет расширенная версия с более глубокой драматической линией и развернутыми историями героев.

 

 Говоря о планах, Сергей не может не рассказать и о своих возможных перспективах:

 

– Многие вторые режиссеры, которые чувствуют потолок, уходят потом либо в режиссуру, либо в продюсирование. Я пробовал себя в качестве продюсера на коротких рекламных роликах и решил, что это пока не мое.То еще удовольствие – организовать качественные съемки проекта за копейки и умудриться заработать, никого при этом не обидев и не обманув. Мне по духу ближе режиссура. Что мешает начать снимать сейчас? Наверное, страх потратить впустую силы людей и деньги, ведь кино – это коллективное и затратное искусство. Я без проблем могу развести и снять сцену, но собрать весь фильм – сомневаюсь. А делать что-то некачественное не хочется, потому что я жуткий перфекционист. На самом деле преклоняюсь перед людьми, которые не сомневаются, а берут и начинают снимать. Не опускают руки от первых неудач, делают «работу над ошибками»и настойчиво продолжают дальше. Растут и в результате создают шедевры. Хочу однажды найти в себе силы присоединиться к ним.

Елена ДАНИЛОВА

 

 

 

Опубликовано: 00:24 - 05.01.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.