Вопрос-ответ

В настоящее время в структуре совершаемых нотариальных действий  нотариусами Республики Беларусь важную часть составляет нотариальное удостоверение  доверенностей. В различных ситуациях требуется выдача не любой, а определённой доверенности, соответствующей конкретной ситуации, поэтому необходимо знать, что из себя представляет доверенность, какая доверенность считается надлежащим образом оформленной, какие виды доверенностей существуют и используются в том или ином случае, в чем заключается сущность передоверия и в каких случаях оно возможно, а также в связи с чем прекращается действие доверенности.

Статья 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь определила доверенность,  как  письменное  уполномочие одного лица другому лицу для представительства перед третьими лицами. Это односторонняя сделка, определяющая содержание и пределы полномочий представителя, действия которого на основе доверенности создают права и обязанности непосредственно для представляемого. Лицо, выдавшее  доверенность, в законодательстве именуется «представляемым», а лицо, на имя которого выдана доверенность – «представителем». Выдача доверенности является односторонней сделкой, и поскольку она порождает правовые последствия в силу волеизъявления одного лица – представляемого, для её совершения и приобретения ею юридической силы не требуется согласие представителя. Предполагается, что доверенностью оформляются заранее согласованные отношения добровольного представительства.

Представляемыми по доверенности могут быть физические лица, обладающие гражданской правоспособностью и дееспособностью, а также юридические лица, прошедшие государственную регистрацию и подтвердившие свою правоспособность соответствующими документами. Для удостоверения доверенности нотариус устанавливает личность представляемого, проверяет его дееспособность (гражданскую дееспособность).

Представителями могут быть граждане и юридические лица. Гражданин, выступающий в качестве представителя, должен обладать полной дееспособностью, которая возникает в связи с достижением им совершеннолетия (18 лет) либо в более ранние сроки (при вступлении в брак или эмансипации). Согласно пункта 3 статьи 183 Гражданского кодекса Республики Беларусь представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Условно доверенности делятся на три вида:

  1. на совершение одного определенного действия (например, получение денег по почтовому переводу, купля-продажа жилого дома или автомобиля (разовая доверенность);
  2. на совершение в течение определенного времени ряда однородных действий (например, получение в течение нескольких месяцев заработной платы, получение в течении года пенсии или в течение нескольких лет денежного вклада (специальная доверенность);
  3. на совершение в течение определенного времени ряда разнообразных действий (например, доверенность на распоряжение имуществом (общая доверенность).

В доверенности должны быть указаны место и дата ее совершения (подписания), фамилии, собственные имена, отчества (полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами) и адрес места жительства представителя и представляемого, адрес местонахождения юридического лица, а в надлежащих случаях - и занимаемая должность. В случае, когда в документе, удостоверяющем личность, отсутствует отметка (штамп) о регистрации (прописке) по месту жительства и не имеется свидетельства (справки) о регистрации по месту пребывания, в тексте доверенности отражается, что лицо проживает по адресу, указанному с его слов. Полномочия представителя должны быть изложены ясно и полно. Срок действия доверенности указывается цифрами и словами, и устанавливается выдающим её лицом по своему усмотрению, но не может превышать трех лет (статья 187 Гражданского кодекса Республики Беларусь).   Если срок действия в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Нотариус вправе удостоверять доверенности в порядке передоверия, если в основной доверенности оговорено право передоверия. При решении вопроса о праве поверенного выдавать доверенность в порядке  передоверия необходимо учитывать следующие обстоятельства. Право передоверия должно быть указано в основной  доверенности  в виде формулировки: "с правом передоверия" либо иной аналогичной записи, ясно указывающей на предоставление этого права.  Нотариус, решая вопросы удостоверения  доверенности в порядке передоверия, должен сравнить текст основной доверенности с проектом доверенности в порядке передоверия. Доверенность в порядке передоверия не должна содержать в себе больше прав, чем  предоставлено  по  основной доверенности. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана. В тексте доверенности, выданной в порядке передоверия,  должны быть указаны время и место удостоверения основной  доверенности, фамилия,  имя, отчество и адрес места жительства лица, которому выдана основная доверенность и лица, которому передоверяются полномочия. К передоверию, т.е. к передаче полномочий другому лицу, представитель вправе  прибегнуть, если такое право прямо предусмотрено выданной ему доверенностью, либо он вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов представляемого (пункт  1 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Только представитель по основной доверенности может передавать свои полномочия (полностью или частично в зависимости от того, какой вариант передачи полномочий закреплен в основной доверенности) другому лицу, которое уже не вправе прибегнуть к передоверию.

Лицо, выдавшее доверенность, может в любое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана - отказаться от нее. Наиболее распространенным основанием прекращения доверенности является истечение ее срока действия. Равным образом прекращается действие разовой доверенности совершением представителем указанного в ней действия.

Для отмены нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, выданной в порядке передоверия, лицо, выдавшее доверенность, должно подать нотариусу, удостоверившему доверенность, заявление об отмене доверенности. Подлинность подписи лица на заявлении об отмене доверенности свидетельствуется нотариусом.

Лицу, отменившему доверенность, нотариус разъясняет о его обязанностях, предусмотренных пунктом 1 статьи 190 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об ее отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.

 

 

Нотариус Брестского

нотариального округа                                                   Юлия Михайловна Космач

Договор займа денег — это соглашение, в соответствии с которым заимодавец передает заемщику в собственность денежные средства, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег. Данный договор по белорусскому законодательству является реальным, то есть считается заключенным с момента фактической передачи денежных средств.

В Республике Беларусь в качестве предмета займа между физическими лицами (не являющимися индивидуальными предпринимателями) может выступать валюта. По законодательству договор займа предполагается возмездным. Это означает, что если в договоре займа ничего не указано о процентах, на сумму займа начисляются проценты, даже если это не прописано в договоре. В случае если в договоре не указан размер процентов по договору займа, применяется ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь. Проценты по договору займа выплачиваются ежемесячно, если иное не оговорено в договоре займа. Есть исключения, когда займ денег признается беспроцентным: если он заключен между физическими лицами на сумму не превышающую 50 базовых величин и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности любой из сторон договора, а также, когда в качестве займа используется иностранная валюта, а стороны не оговорили процент, т.к. ставка рефинансирования Национального банка РБ устанавливается только в отношении белорусского рубля.

Возврат полученной суммы производится в порядке и сроки установленные договором. Заемщику следует вернуть денежные средства в течение 30 дней с момента заявления соответствующего требования заимодавцем, либо в иной срок, указанный в договоре, если при заключении договора стороны не оговорили срок возврата займа.

Договор может быть заключен в устной либо в письменной форме. Следует отметить, что в соответствии с законодательством договор займа необходимо оформлять в письменном виде, если его размер составляет более 10 базовых величин, а также независимо от суммы займа, когда его выдает юридическое лицо (ст. 761 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Размер базовой величины устанавливается Правительством Республики Беларусь, и на сегодняшний день составляет 27 рублей. Следовательно, договор займа на сумму более 270 рублей необходимо оформить письменно. Если в договоре фигурирует иностранная валюта –письменно оформить договор займа следует и в том случае, если в пересчете по курсу Национального банка РБ сумма займа превысит 10 базовых величин. Законом предусматривается простая письменная форма договора, несоблюдение которой при сумме займа свыше 10 базовых величин повлечет невозможность заемщика и заимодавца в случае спора ссылаться на свидетельские показания при доказывании факта заключения договора и его условий на показания свидетелей. Стороны будут вправе приводить лишь письменные и другие доказательства, которые не являются свидетельскими.

Самый простой способ придания договору письменной формы – это составить и подписать его сторонами в 2-х экземплярах с соблюдением основных условий: указания даты составления договора и даты возврата денег, с указанием сторон, суммы, сроков и условий займа. Договор следует хранить сторонам до его полного исполнения. Очень часто физические лица ограничиваются лишь распиской при займе денег, не обращая внимания на то, что расписка в данных отношениях – это только документ, удостоверяющий передачу заимодавцем заемщику определенной денежной суммы. Его заверение у нотариуса не предусмотрено законодательством, но расписка, как и договор, составленный в простой письменной форме, в случае спора между сторонами, может быть предъявлена для рассмотрения дела в суде. Расписку можно написать от руки или напечатать, главное, чтобы она содержала максимальную информацию о сторонах договора (заемщике и заимодавце), о передаваемой сумме денег, условиях займа (срок возврата, проценты и т.д.), а также имелись подписи сторон.

Заключение же договора займа у нотариуса имеет очень важное преимущество: в случае невозврата должником денег по договору взыскатель обращается к нотариусу за совершением исполнительной надписи, по которой эти деньги будут взысканы с должника в бесспорном порядке без обращения в суд.

Давая деньги в долг, всегда важно оценивать, насколько вы готовы расстаться с данной суммой навсегда и готовы ли со временем долг превратить в подарок. Важно понимать, чем вы рискуете, когда даете в долг: с друзьями и хорошими знакомыми вы можете испортить отношения, с чужими людьми рискуете остаться без денег.

В данной ситуации выбор всегда остается за вами и, если вы решились на данное действие, то сделайте это самым надежным способом – оформите свои долговые отношения нотариально удостоверенным договором.

 

Нотариус Брестского

нотариального округа                                      Манило Елена Александровна

Для приобретения наследства наследник должен его принять. Вы можете сделать это двумя способами:

1) путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство;

2) фактическим вступлением во владение или управление наследственным имуществом.

Очень важно знать, что срок для принятия наследства составляет шесть месяцев с момента его открытия. Датой открытия наследства является день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим или признанный судом день его предполагаемой гибели. Если Вы всё же пропустили срок, наследство может быть принято без обращения в суд, если все остальные наследники, принявшие наследство, согласны на это. Также по заявлению наследника, пропустившего срок для принятия наследства, суд может признать его принявшим наследство, если найдёт причины пропуска срока уважительными.

Рассмотрим первый способ принятия наследства.

Заявление о принятии наследства Вы можете составить самостоятельно дома и выслать по почте в нотариальную контору по месту открытия наследства до истечения шести месяцев с момента открытия наследства. В своем заявлении Вам нужно указать ваши фамилию, имя, отчество и адрес, фамилию, имя, отчество наследодателя, дату и место открытия наследства. Кроме того, нужно указать, что настоящим заявлением Вы принимаете наследство. Нотариус, получивший Ваше заявление, откроет наследственное дело и сообщит Вам о том, что Вы признаетесь принявшим наследство, и разъяснит о необходимости Вашего обращения либо обращения Вашего представителя по доверенности к нотариусу по месту открытия наследства для оформления наследства.

В случае, если заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство подано нотариусу не самим наследником, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия.

  1. Второй способ принятия наследства - фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом. Это когда наследник каким-либо образом принял меры к сохранению имущества, к защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся ему суммы.

  Документами, подтверждающими фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом, являются:

документ, содержащий информацию о проживании наследника на день открытия наследства либо в течение установленного законодательством срока для принятия наследства по одному адресу с наследодателем либо проживании в наследуемом жилом помещении (справка о месте жительства и составе семьи, справка о месте жительства, справка о последнем месте жительства наследодателя и составе его семьи на день смерти и другое);

справка о том, что в установленный законодательством для принятия наследства срок наследник пользовался наследственным имуществом, принял меры к его сохранению, обрабатывал земельный участок, производил текущий ремонт и т.д.;

документ, подтверждающий производство расходов на содержание имущества;

копия вступившего в законную силу решения суда об установлении факта принятия наследства;

иные документы, подтверждающие фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом

 

Нотариус                                                      Надежда Юрьевна Михновец

В практике нотариусов Республики Беларусь распространены  ситуации обращения граждан за оформлением наследственных прав в отношении нескольких видов имущества, судьба которого конкретно не определена волей наследодателя, т.е. имеет место наследование нескольких видов имущества двумя либо более наследниками.  Наследники оказываются перед выбором: произвести оформление наследственного имущества путём установления в отношении него долевой собственности, что не всегда целесообразно по экономическим причинам, или же определить его судьбу самостоятельно путем заключения в нотариальной конторе или в нотариальном бюро  соглашения между ними.

Раздел наследства по соглашению между наследниками возможен, если имущество, которое входит в состав наследства, находится в долевой собственности наследников, т.е. в собственности двух или нескольких наследников. Раздел имущества, входящего в состав наследства, возможен как при наследовании по закону, так и при наследовании по завещанию. Исключением является ситуация, при которой наследодателем было составлено завещание,  в соответствии с которым наследникам завещаны конкретные вещи. В данном случае приоритет для нотариуса имеет воля завещателя, а не соглашение или договоренность  наследников: свидетельства о праве на наследство выдаются конкретному наследнику на конкретные вещи (имущество).  Приведём пример:  сын и дочь наследуют 2 вида имущества по ½ доле (одной второй) доле каждый: квартиру и автомашину; завещание, определяющее судьбу наследственного имущества, отсутствует. При достижении между ними договоренности нотариус может удостоверить соглашение о разделе наследственного имущества, по которому в собственность брата в порядке наследования перейдет автомашина, в собственность сестры – квартира.  Раздел невозможен, если в состав наследственного имущества включена только квартира или автомашина, т.е. один конкретный вид имущества.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает заключение соглашения как до выдачи наследникам свидетельства о праве на наследство, так и в течение шести месяцев после. Если соглашение о разделе наследства заключено до выдачи свидетельства о праве на наследство и нотариально удостоверено, то оно является основанием для выдачи наследникам свидетельства о праве на наследство (статья 1083 Гражданского кодекса Республики Беларусь)  с указанием в свидетельстве конкретных вещей. В случае заключения данного соглашение в течение шести месяцев после выдачи свидетельства о праве на наследство, оно подлежит обязательному нотариальному удостоверению и является основанием для государственной регистрации наследниками их права на недвижимое имущество в соответствии с этим соглашением.

Соглашение о разделе наследства удостоверятся нотариусом по месту открытия наследства на основании документов, истребуемых для оформления наследственных прав.  Предоставление иных документов не требуется. За удостоверение соглашения и составление его проекта  подлежит уплате нотариальный тариф в размере 6 базовых величин - 135 белорусских рублей 00 копеек. 

 

Нотариус Брестского нотариального округа                                Ю.М. Космач

30 января 2020 года

 

 

Как правило, люди не задумываются о составлении завещания и вопросах, связанных с его удостоверением. Необходимость в составлении и удостоверении завещания может возникнуть внезапно.

Завещание – это волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Оно может быть совершено гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме, и должно быть совершено лично. Оформить завещание по доверенности нельзя.

Завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом.

Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем. Если завещатель в силу физических недостатков, болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано в присутствии нотариуса или иного лица, удостоверяющего завещание в соответствии с законом, другим гражданином с указанием причин, в силу которых завещатель не мог подписать завещание собственноручно.

Однако бывают случаи, когда не представляется возможным соблюсти указанный порядок и удостоверить завещание надлежащим образом с участием нотариуса, например в случае, если гражданин находится в лечебном учреждении и по состоянию здоровья не может прибыть к нотариусу.

Для таких случаев законодатель наделил правом удостоверения завещаний иных лиц и приравнял завещания, удостоверенные этими лицами, к нотариально удостоверенным.

Так, к нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются:

1) завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, или проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, а также начальниками госпиталей, руководителями домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

2) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, ходящих под Государственным флагом Республики Беларусь, удостоверенные капитанами этих судов;

3) завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;

4) завещания военнослужащих в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, а также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами этих частей;

5) завещания лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, пожизненного заключения, или местах содержания под стражей, удостоверенные начальниками соответствующих учреждений, исполняющих наказание, или руководителями администраций мест содержания под стражей.

К завещаниям, приравниваемым к нотариальным, применяются аналогичные правила, что и к нотариально удостоверенным завещаниям, за одним исключением.       

Должностные лица удостоверяют только письменные завещания дееспособных граждан, написанные завещателем либо записанные со слов завещателя в присутствии свидетеля. Должностные лица не могут удостоверять закрытые завещания.

Нотариус                                                         Надежда Юрьевна Михновец

30 января 2020 года

Белорусы чаще всего покупают жилье за наличные или в кредит. Но есть еще один рабочий инструмент – можно воспользоваться чеками «Жилье». Такие государственные ценные бумаги в Беларуси выдавали в 1990-х годах. Они позволяют получить денежную жилищную квоту. Как это сделать, корреспонденту БелТА рассказала заместитель начальника управления жилищной политики Мингорисполкома Елена Федорович.

Чеки «Жилье» были выпущены в обращение отдельными сериями и номиналами по 100, 500, 1000, 3000 и 5000 рублей. В 1994 году произошла деноминация, поэтому величина начисленной жилищной квоты и номиналов чеков «Жилье» была уменьшена в десять раз и стала составлять соответственно 10, 50, 100, 300 и 500 рублей. Измененный номинал указан на каждом экземпляре чека в правом верхнем углу на лицевой стороне.

До 1 января 2007 года ценные бумаги нужно было перерегистрировать в ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк». Не перерегистрированные чеки считаются недействительными. По окончании срока их выдача была прекращена. Тем, кто не перерегистрировал принадлежащие им ценные бумаги по уважительным причинам, могли продлить этот срок по решению суда.

Кто может использовать чеки?

Чеки «Жилье» могут использовать только те граждане и члены их семей, которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для признания нуждающимися определены Жилищным кодексом.

Учет таких ведет местными исполнительными и распорядительными органами по месту их жительства.

Сегодня переход права на чеки «Жилье» от одного лица к другому возможен только в трех случаях: по наследству, по решению суда или по нотариально удостоверенным договорам дарения близким родственникам (в их числе – супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки).

Где применить чеки?

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий могут использовать чеки на ряд нужд. В частности, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, для финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, для реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов. Также ценные бумаги можно применить для долевого участия в жилищном строительстве, для покупки жилья или для погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам, взятым и использованным на указанные цели.

При этом не все чеки могут быть проиндексированы – они должны быть верно оформлены и выданы в соответствии с законом. Чеки подлежат индексации, если они были начислены самому нуждающемуся, получены им по наследству или по решению суда. Также будут проиндексированы чеки, подаренные близкими родственниками. Правда, должно совпасть несколько условий: эти ценные бумаги должны были получить лично дарители; чеки были подарены им, выданы по решению суда или перешли по наследству, при этом изначальные владельцы чеков приходятся близкими родственниками нынешнему заявителю.

Кстати, проиндексированные чеки «Жилье» могут быть использованы только для одного жилого помещения.

Сколько стоят чеки?

Индекс роста стоимости чеков «Жилье» рассчитывается на основании статистики о средней стоимости 1 кв.м общей площади жилья, строящегося с господдержкой, по сравнению со стоимостью его строительства на 31 декабря 1991 года.

Индексацию чеков проводят с учетом индекса роста стоимости строительства жилья по состоянию на несколько ключевых дат. Это дата обращения гражданина с заявлением об индексации чеков «Жилье» (при строительстве или реконструкции жилых помещений), дата заключения договора купли-продажи (при покупке жилого помещения), дата ввода дома в эксплуатацию (при погашении задолженности по кредитам или ссудам, взятым для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе; финансировании индивидуального или коллективного жилищного строительства; реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевом участии в жилищном строительстве; покупке жилья после ввода дома в эксплуатацию).

Чтобы определить стоимость чеков, нужно умножить сумму чеков на индекс роста стоимости жилья, действующий по месту его строительства, реконструкции либо приобретения. Например, в наличии есть 500 чеков, жилье строится в Минске. Умножаем 500 на индекс, действующей в столице – Br14,771. Получается, что государство «выделит» на улучшение жилищных условий Br7385,5. В других областных центрах цифра будет отличаться, в каждом регионе действует свой индекс. (На Брестчине она составляет Br18,3120. –  Прим. «Зари»)

Процедура «обналичивания» чеков

Для индексации чеков граждане и совершеннолетние члены их семей, которые вместе строят или покупают жилье, должны подать заявление в местный райисполком, в котором они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (либо состояли на момент предоставления кредитов). Также чеки проиндексируют в райисполкоме по месту нахождения государственных органов и других организаций, поставивших их на учет. Например, по месту работы.

В исполком нужно подать заявление, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, чеки «Жилье» с выпиской из специального (чекового) счета, свидетельство о праве на наследство, копию решения суда или договор дарения (если чеки были получены по наследству, решению суда или договору дарения). Далее в зависимости от цели, на которую нуждающийся хочет использовать чеки, также нужно предоставить проектно-сметную документацию на строительство или реконструкцию жилого дома, документы, подтверждающие стоимость приобретенных стройматериалов в ценах, действующих на момент обращения (в случае строительства или реконструкции одноквартирного, блокированного жилого дома); договор купли-продажи жилого помещения (в случае покупки жилого помещения); справку о задолженности по строительству на момент обращения от застройщика (для строительства жилья в составе организации застройщиков, в порядке долевого участия в жилищном строительстве, по договорам создания объектов долевого строительства или по другим договорам, предусматривающим строительство жилых помещений).

Заявку рассмотрят и исполком письменно сообщит о принятом решении.

В соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2018 г. № 408 (далее – Положение), на облисполкомы и Минский горисполком с 3 сентября 2018 г. возложены функции по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных организаций в Республике Беларусь (ранее данные функции были возложены на Министерство иностранных дел Республики Беларусь).

 

При этом, представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. Представительство иностранной организации не является юридическим лицом.

 

Численность иностранных граждан – сотрудников представительства иностранной организации (включая руководителя) не может превышать пяти человек.

 

Пунктом 25 Положения установлено, что представительство иностранной организации один раз в год (с 1 января по 1 марта) представляет в исполком письменный отчет о деятельности представительства иностранной организации, в который включаются сведения о местонахождении, штатном расписании, количестве иностранных граждан - сотрудников данного представительства (включая руководителя), контактная информация этого представительства, сведения об учетном номере плательщика, открытых таким представительством счетах, осуществляемых представительством некоммерческой иностранной организации программах деятельности, сроках и ресурсах для их реализации, размере выделенных общественным организациям (объединениям) и гражданам ресурсов (грантов) и их получателях, а также описание деятельности представительства иностранной организации за истекший период.

 

В связи с этим, информируем о необходимости направления отчета о деятельности представительства иностранной организации за 2019 год в главное управление юстиции Брестского облисполкома (224005, г. Брест, ул. Ленина, 11, кабинет 35) в срок до 01 марта 2020 г.

 

В случае невыполнения вышеуказанного требования, в адрес представительства будет вынесено письменное предупреждение, по результатам которого будет ставиться вопрос о прекращении деятельности представительства.

 

Начальник отдела регистрации

юридических лиц главного управления

юстиции Брестского облисполкома

Кравчук Ксения Александровна

Я являюсь матерью четырех несовершеннолетних детей. Наша семья живет в старом родительском доме, который достался моему мужу по наследству. Дом требует ремонта, однако денег на это у нас недостаточно, работает только муж. Я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Возможно ли использование материнского капитала для работ по ремонту дома?

 

Отвечает адвокат юридической консультации Пружанского района Наталья ВАСЮКОВИЧ:

– Указом Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 345 «О семейном капитале» расширены направления досрочного использования средств семейного капитала.

С 1 января 2020 г. досрочно (независимо от времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала) средства семейного капитала могут быть использованы в том числе на строительство (реконструкцию) или приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членом (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора.

Досрочное использование средств семейного капитала на ремонт жилого помещения законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, если ремонт относится к реконструкции, то право на досрочное распоряжение будет в случае, если вы состоите на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Под словом «обращение» следует понимать индивидуальные или коллективные заявления, предложения, жалобы, изложенные в письменной, электронной или устной форме.

Все белорусы, а также иностранные граждане, постоянно проживающие на нашей территории, имеют право обращаться в любые государственные органы. С индивидуальными предпринимателями немного иначе – к ним можно официально обратиться путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Главный документ, который вам понадобится для правильного обращения в государственный орган, – это «Закон об обращениях граждан и юридических лиц».

Куда обращаться?

Обращения граждан могут рассматриваться как в местных исполнительных и распорядительных органах (подчиненных им организациях) на той территории, на которой возникли вопросы, так и в иных органах, обладающих исключительной компетенцией. 

Обращаем внимание, что в Указе Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» прописаны сферы жизнедеятельности населения и государственный орган, в который следует обратиться для решения проблемных вопросов. Этот Указ послужит вам маленькой подсказкой при определении государственного органа, в который можно обратиться для решения возникшего вопроса.

Темы обращений могут быть самыми разными. Очень важно, чтобы ваше обращение было направлено по адресу. Однако, если вы подали обращение не в тот государственный орган, в таком случае он самостоятельно перенаправит ваше обращение в компетентный орган либо сообщит вам, куда необходимо обращаться по возникшему вопросу.

Как обратиться?

Обратиться в государственный орган можно письменно и устно, а также путем направления электронного письма на белорусском или русском языках. Обращение гражданина может выглядеть в виде заявления, предложения или жалобы.

При этом в обращении необходимо указать:

– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);

– изложение сути обращения;

– личную подпись гражданина.

Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком.

Если вы решили отправить электронное обращение, узнать электронный адрес государственного органа можно на его официальном сайте.

Государственный орган должен принять любое обращение, но имеет право оставить его без рассмотрения, если оно не соответствует требованиям, изложенным выше. Есть еще ряд случаев, когда государственный орган может не рассматривать обращение (они изложены в статье 15 п. 1 «Закона об обращениях граждан»).

Не допускается в обращениях употреблять нецензурные, либо оскорбительные слова или выражения. Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законом.

Личный прием

Устные обращения принимаются в ходе личного приема. Каждый государственный орган составляет свой график общения руководителей с гражданами. Но есть общее правило: руководители и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы.

Информацию о времени и месте проведения личного приема можно найти на стендах в государственном органе, на сайте или уточнить по телефонам приемной.

Собираясь на личный прием, не забудьте паспорт. Имейте в виду, что ваш разговор во время личного приема может записываться, о чем вас должны уведомить до начала приема.

Что необходимо знать о сроках?

Подача заявлений и предложений сроком не ограничивается, а вот жалобы могут быть поданы в течение трех лет со дня, когда Вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, свобод и (или) законных интересов.

Рассмотрение обращений осуществляется не позднее пятнадцати дней, а в случае дополнительного изучения и проверки – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. Отсчет срока начинается не со дня отправления письма, а с момента регистрации его в государственном органе.

Что делать, если не понравился ответ

Ответ государственного органа на ваше обращение может быть обжалован в вышестоящую организацию или в суд. Как правило, порядок обжалования указывается в ответе на обращение.

Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих организаций размещается в государственном органе в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом). При этом обязательно собирайте и предъявляйте копии предыдущих ответов.

 

Ольга Онищук, главный специалист управления юридического сопровождения и юридической экспертизы главного управления  юстиции Брестского облисполкома 

 

Законодательство не содержит определенного перечня видов деятельности, допускаемых к осуществлению унитарным предприятием, учрежденным общественным объединением.

 

Согласно статье 20Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 «Об общественных объединениях» (далее – Закон) общественное объединение может осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами.

 

Отдельно Законом оговорено, что общественное объединение имеет право учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством (абз. 5 ч. 1 ст. 20 Закона).

 

Таким образом, унитарное предприятие, учрежденное общественным объединением, вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством. Однако такая деятельность не должна выходить за рамки уставных целей, ради которых общественное объединение создано, а также должна соответствовать этим целям и отвечать предмету деятельности общественного объединения.

 

Поэтому в каждом конкретном случае определение видов деятельности, которыми может заниматься унитарное предприятие, учрежденное общественным объединением, должно происходить исходя из уставных целей общественного объединения и его предмета деятельности, т.е. должны соотноситься нормы устава общественного объединения и устава унитарного предприятия.

 

 

 

Главный специалист отдела

регистрации юридических лиц

главного управления юстиции

Брестского облисполкома                                                В.В.Корчагина

 

ОТВЕТ. В соответствии с пунктом 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение о регистрации), определено, что коммерческие и некоммерческие организации обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения наименования, смены собственника имущества или изменения состава участников организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат).  При этом, коммерческие организации, не сформировавшие уставный фонд в срок, предусмотренный в части второй пункта 7 Положения о регистрации (объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации должен быть сформирован в течение двенадцати месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом), обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения в соответствии с частью пятой пункта 7 Положения о регистрации (коммерческие организации, сформировавшие в течение срока, определенного выше, уставный фонд в меньшем размере, чем это предусмотрено в их уставах, обязаны уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера. Коммерческие организации, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, обязаны уменьшить размер уставных фондов до фактически сформированного размера, который не может быть ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда).

Также необходимо отметить, что в случае изменения местонахождения коммерческой или некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.

В случае назначения (замены) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), коммерческие и некоммерческие организации обязаны в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены), представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.

Формы указанных уведомлений размещены на официальном сайте главного управления юстиции Брестского облисполкома (brestjust.gov.by, направление деятельности «Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования/Бланки заявлений) и веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (egr.gov.by).

Обращаем внимание, что уведомление об изменении местонахождения коммерческой, некоммерческой организации и уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (egr.gov.by).

Вышеуказанные уведомления подлежат включению в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без осуществления государственной регистрации изменений или дополнений в уставы юридических лиц.

 

Начальник отдела регистрации

юридических лиц главного управления

юстиции Брестского облисполкома

Кравчук Ксения Александровна

 

В целях профилактики распространения инфекционных заболеваний гражданам и представителям юридических лиц рекомендуется предварительно записаться на прием к нотариусу по телефону или через сайт Белорусской нотариальной палаты, получить необходимую справочную информацию по телефонам нотариальных контор, нотариальных бюро.

Напомним нашим читателям важные тонкости оформления наследственных прав. Соблюдение гражданами в ряде случаев определенных установленных законодательством сроков позволит минимизировать либо избежать их обращения в судебные органы.

          Кто из наследников вправе получить свидетельство о праве на наследство?

Право на получение свидетельства о праве на наследство имеют наследники, принявшие наследство в установленном законодательством порядке. Для приобретения наследства наследник должен его принять.

«Закрытие границ» в мире, введенное как мера по предотвращению распространения инфекции, внесло изменения в планы многих людей. В некоторых случаях это создает сложности и для принятия гражданином наследства.

Законодательством установлен срок для принятия наследства – 6 месяцев со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя или объявления его судом умершим. Если последний день срока для принятия наследства приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Наследство может быть принято одним из способов:

– путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство,

– путем фактического принятия наследства.

Если заявление наследника о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство поступило в срок для принятия наследства нотариусу по месту открытия наследства почтой, наследник признается принявшим наследство. В случае, когда такое заявление было сдано в отделение связи до истечения срока для принятия наследства, но поступило к нотариусу по его истечении, заявление считается своевременно поданным.

Итак, принятие наследства может быть осуществлено путем подачи наследником в установленный законодательством срок одного из заявлений: о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство.

          Какая разница в оформлении и содержании заявления о принятии наследства и заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство?

  Заявления отличаются друг от друга своим содержанием и оформлением.

  В заявлении о принятии наследства требуется указать меньше сведений и оно может быть составлено в простой письменной форме (без нотариального освидетельствования подлинности подписи на нем, не требуется его консульская легализация или проставление на нем апостиля).

          Содержание заявления о принятии наследства:

          адресуется нотариальной конторе (нотариальному бюро) по месту открытия наследства;

          указываются фамилия, собственное имя и отчество заявителя, его адрес;

          дата открытия наследства (дата смерти наследодателя);

фамилия, собственное имя и отчество наследодателя;

          место открытия наследства (определяется в соответствии со статьей 1036 Гражданского кодекса Республики Беларусь);

          сообщается, что настоящим заявлением наследник принимает наследство.

          Форма заявления о принятии наследства доступна на сайте Белорусской нотариальной палаты belnotary.by: Форма заявления о принятии наследства.

          Заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство

более подробное и подлинность подписи наследника на нем обязательно должна быть засвидетельствована у нотариуса в стране места пребывания либо в дипломатическом представительстве Республики Беларусь (в установленных случаях также должны быть проставлены апостиль или консульская легализация). Если текст документа будет выполнен частично на белорусском (русском) и частично на иностранном языках, то дополнительно потребуется перевод заявления, который целесообразно осуществить в Республике Беларусь.  

          Содержание заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство:

          все сведения, которые должны быть указаны в заявлении о принятии наследства;

          состав наследства (наследственного имущества);

          другие наследники умершего, адрес их места жительства (места пребывания), а если он не известен – место работы. При этом под роспись на заявлении наследнику должны быть разъяснены правовые последствия выявления иных наследников после принятия наследства;

          в заявлении о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию наследникам предлагается указать всех наследников на обязательную долю, и при их наличии – всех наследников по закону первой очереди, которые призывались бы к наследованию в случае отсутствия завещания; а также сведения об отказополучателях при наличии в завещании положений о завещательном отказе.

          Что делать, если умер проживавший в Республике Беларусь гражданин, или у которого осталось недвижимое имущество на территории Республики Беларусь, а приехать в Беларусь до истечения срока на принятие наследства наследник не может в связи со сложившейся ситуацией, вызванной распространением коронавируса?

В такой ситуации заявление о принятии наследства или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство можно направить в нотариальную контору или бюро почтовым отправлением или телеграфом. Актуальную информацию о том, с какими странами у Республики Беларусь на сегодняшний день действует почтовое сообщение, можно получить на сайте http://www.belpost.by/.

          Как поступить наследнику в случае изменения правил приема письменной корреспонденции в стране его пребывания?

По официальной информации, размещенной на сайте Белорусской нотариальной палаты, если отделения связи принимают корреспонденцию к отправке, лучшим вариантом будет передать заявление в отделение связи и попросить предоставить информацию о его принятии для отправки (сделать снимок штампа о принятии отправления почтовым отделением, сохранить чек, квитанцию и т.п.) и, воспользовавшись формой для подачи электронных обращений на сайте Белорусской нотариальной палаты, обратиться с просьбой довести до сведения нотариуса информацию о принятии наследства, что позволит информировать нотариуса о волеизъявлении наследника и позволит учесть данное волеизъявление при оформлении наследственных прав;

если отделения связи не принимают корреспонденцию к отправке, то возможно, воспользовавшись формой для подачи электронных обращений на сайте Белорусской нотариальной палаты, обратиться с просьбой довести до сведения нотариуса информацию о принятии наследства.

В случае, когда отделения связи не принимают почтовые отправления и телеграммы, после того, как у наследника (его представителя) появится возможность приехать в Республику Беларусь, ему необходимо будет обращаться в суд для признания его принявшим наследство, так как указанные обращения, направленные через сайт Белорусской нотариальной палаты, не являются основанием для открытия наследственного дела и выдачи свидетельства о праве на наследство.

Указанные обращения могут являться дополнительными доказательствами в суде при обращении за установлением наследниками факта принятия наследства.

          В какую нотариальную контору или нотариальное бюро наследнику необходимо направить заявление?

По общему правилу наследственное дело открывается в нотариальной конторе, нотариальном бюро по последнему месту жительства умершего. Последнее постоянное место жительства определяется по регистрации наследодателя по месту жительства (при ее отсутствии – месту пребывания) на день смерти наследодателя, либо если место жительства неизвестно, – по месту нахождения недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, гаража и т.п.), а при отсутствии недвижимого имущества – по месту нахождения основной части движимого имущества (статья 1036 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Итак, чтобы не пропустить срок для принятия наследства, вы можете составить заявление о принятии наследства самостоятельно и направить его по почте нотариусу в указанный 6-месячный срок со дня открытия наследства. Для этого нет необходимости посещать нотариальную контору или нотариальное бюро лично.

          Мы призываем вас заботиться о состоянии своего здоровья и проявить заботу о нотариусах и работниках нотариальных контор и нотариальных бюро!

          Наталья КУЛАК и Ирина САВЧУК, нотариусы Брестского нотариального округа    

 

 

 

Заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества подается в письменной форме гражданином Республики Беларусь, достигшим шестнадцати лет, в отдел загса по месту регистрации по месту жительства.

Если гражданин отказывается от добровольной уплаты алиментов, взыскать их можно принудительно через суд, что предусмотрено частью 2 статьи 91 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Как правило, для взыскания алиментов подается исковое заявление. По результатам его рассмотрения суд выносит решение, в котором определяет размер алиментов, а также выдает исполнительный лист. Вместо иска может быть подано заявление о возбуждении приказного производства. В таком случае суд выносит определение о судебном приказе без проведения судебного заседания и вызова сторон.

Исполнительный лист и определение о судебном приказе являются исполнительными документами. Иными словами, это документы, на основании которых можно взыскать алименты.

В последующем исполнительный документ предъявляется в орган принудительного исполнения по месту жительства должника. Однако не всегда должник проживает на территории Республики Беларусь.

За границей взыскать алименты на основании документов, которые выдал суд нашей страны, возможно только в случае, если между Республикой Беларусь и страной, в которой живет должник, есть соответствующий международный договор. Он должен позволять исполнять решения наших судов на территории страны проживания должника.

В настоящее время такие договоры заключены Беларусью со многими странами, в том числе с Россией, Украиной, Польшей, Литвой, Казахстаном, Арменией, Киргизией.

Как взыскать алименты, если должник проживает в России?

Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией действует Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее – Соглашение), подписанное 3 марта 2015 года в городе Москве, вступившее в законную силу на территории Республики Беларусь 31 декабря 2015 года.

В соответствии со статьей 6 Соглашения уполномоченными органами со стороны Республики Беларусь являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Уполномоченными органами со стороны Российской Федерации являются территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.

Таким образом, в настоящее время в случае, если исполнительный документ Республики Беларусь о взыскании алиментов подлежит исполнению на территории Российской Федерации, взыскателю необходимо направить исполнительный документ для исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации через уполномоченные органы.

Следует обратить внимание, что исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов в соответствии с Соглашением осуществляется по законодательству страны, на территории которой исполнительный документ подлежит исполнению.

Перечень и контактные данные управлений принудительного исполнения главных управлений юстиции областных исполкомов, Мингорисполкома находятся на сайте https://minjust.gov.by/territorial/.

Уполномоченный орган определит компетентное лицо, которое будет взыскивать алименты с должника в России, и передаст ему документы. Компетентное лицо - судебный пристав-исполнитель по месту жительства (пребывания) должника в России.

Для обращения в уполномоченный орган необходимо подготовить следующие документы (п. 1 ст. 3 Соглашения):

1) исполнительный документ;

2) заявление о возбуждении исполнительного производства;

3) заявление о направлении исполнительного документа.

Оба указанных заявления составляются в письменной форме. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 3 Соглашения в них необходимо указать:

- вашу фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);

- сведения о вашем месте жительства (месте пребывания) и месте жительства должника;

- реквизиты вашего банковского счета, на который следует перечислять деньги, либо адрес, по которому следует переводить деньги.

Заявления должны быть подписаны собственноручно или доверенным лицом. Для этого необходимо выдать ему доверенность.

Заявление о возбуждении исполнительного производства должно быть адресовано компетентному лицу, а заявление о направлении исполнительного документа - уполномоченному органу;

4) дополнительные документы (при необходимости), если в исполнительном документе нет информации о том, подлежит ли он исполнению, был ли уведомлен должник о рассмотрении дела, взыскивались ли алименты по исполнительному документу ранее в Беларуси (п. 2 ст. 3 Соглашения). 

Вышеназванные документы необходимо передать в уполномоченный орган. Он направит их компетентному лицу в Россию. Если с документами все в порядке, последний начнет процедуру взыскания алиментов, о чем уведомит вас.

Кто осуществляет контроль за уплатой алиментов на территории Российской Федерации?

В случае, если исполнительный документ принят судебным приставом-исполнителем Российской Федерации, а алименты не поступают, взыскателю необходимо самостоятельно обращаться в Федеральную Службу судебных приставов России.

Информация о территориальных органах Федеральной службы судебных приставов России, их деятельности, режиме работы, графике приема размещена на официальном сайте ФССП России http://fssprus.ru. Адрес ФССП России: 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.15/5, стр.1, тел./факс +7 (495) 620-65-37, 621-92-15.

Также взыскатель вправе воспользоваться электронным сервисом «Интернет-приемная» на официальном интернет-сайте ФССП России (расположен в разделе «Обращения»). С помощью данного электронного сервиса можно направить электронное обращение по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы судебных приставов России.

Подробнее ознакомиться с работой сервиса «Интернет-приемная» можно, осуществив переход по ссылке http://fssprus.ru/form/action/conditions/.

Как взыскать алименты, если должник проживает в другой стране?

Если должник проживает в одной из стран, как то: Украина, Польша, Литва, Казахстан, Армения, Киргизия – для взыскания с него алиментов нужно выполнить следующее.

Взыскателю необходимо обратиться непосредственно в суд страны проживания должника или в белорусский суд, который вынес решение о взыскании алиментов (далее - белорусский суд) (п. 11, 16 Инструкции по оказанию помощи гражданам Республики Беларусь в вопросах исполнения международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи, утвержденной постановлением Министерства юстиции от 1 июля 2003 г. № 17 (далее - Инструкция № 17)). Для этого нужно подать ходатайство об исполнении решения о взыскании алиментов.

Процедуры по исполнению решений о взыскании алиментов в вышеназванных странах схожи, однако наименование ходатайства может отличаться в зависимости от страны проживания должника. Например, если плательщик работает в Литве, подается «ходатайство о разрешении исполнения решения» (ст. 54 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Вильнюсе 20.10.1992)) (далее - Договор с Литвой); если в Казахстане – «ходатайство о признании и исполнении решения» (ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 07.10.2002)) (далее – Кишиневская конвенция).

В ходатайстве указывается фамилия, имя, отчество и место жительства как взыскателя, так и должника. Кроме того, целесообразно указать банковские реквизиты (при наличии счета) для перечисления алиментов.

Рекомендуем обращаться в белорусский суд. Обычно в суде можно уточнить, как правильно составить ходатайство. Также вам не придется самостоятельно готовить и передавать в суд страны проживания должника документы, необходимые для исполнения решения о взыскании алиментов. Это сделает суд. К таким документам относятся:

- копия решения о взыскании алиментов, заверенная судом;

- справка о вступлении решения в законную силу, если это не следует из самого решения;

- документ, который подтверждает, что должник был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела;

- справка о том, что решение на момент его пересылки не исполнено или исполнено частично.

После того, как все документы будут собраны, белорусский суд направит их в суд страны проживания должника (п. 15 Инструкции № 17). Если суд удовлетворит ходатайство, он обяжет плательщика выплачивать вам алименты.

Алименты будут взыскиваться из доходов должника принудительно по правилам страны его проживания и перечисляться (переводиться) на ваш банковский счет (по вашему адресу).

 

Анастасия Крапивная

Главный специалист отдела организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Брестского облисполкома

У нас с братом в январе 2020 года умер отец. В квартире в городе Бресте зарегистрированы по месту жительства я и мать, проживал также и отец до его смерти. Квартира приватизирована родителями в браке на имя матери с зачетом только жилищных квот родителей и приобретенных ими государственных приватизационных чеков «Жилье». Ни я, ни брат не являемся участниками приватизации. Брат проживает в городе Минске. Отец завещание не оставил. Мы хотим с братом унаследовать долю отца в указанной квартире. Реально ли это?

          Валерия, г. Брест

          – Чтобы унаследовать долю отца в квартире, являющейся общей совместной собственностью супругов и зарегистрированной по праву собственности на имя матери, пережившей супруги наследодателя, вам с братом необходимо в срок до шести месяцев со дня смерти отца обратиться к нотариусу за оформлением наследственных прав. По письменному заявлению наследников, принявших наследство, и обязательно с письменного согласия матери, пережившей супруги, нотариус выдаст свидетельство о праве собственности на имя умершего супруга, в данном случае вашего отца на 1/2 (одну вторую) долю в имуществе, нажитом супругами в период брака для последующего включения указанного имущества (1/2 (одной второй доли в праве собственности на квартиру) в состав наследства. Обязательным условием выдачи нотариусом свидетельства о праве собственности на имя умершего супруга является письменное согласие пережившего супруга, вашей матери. В случае отказа матери дать вышеуказанное согласие вы вправе обратиться в суд.

          Людмила СЁМОЧКИНА, нотариус Брестского нотариального округа

 

Наследование по праву представления – это наследование доли умершего наследника по закону другими лицами.

Представляющими наследника по закону лицами могут быть следующие родственники наследодателя:

внуки и их прямые потомки – по праву представления наследников первой очереди (детей наследодателя);

дети братьев и сестер, т.е. племянники и племянницы, – по праву представления наследников второй очереди;

двоюродные братья и сестры – по праву представления наследников четвертой очереди (дяди и тети наследодателя).

Таким образом, наследниками по праву представления могут быть только потомки наследников по закону первой, второй и четвертой очередей, как бы заступающие на место умершего наследника, который наследовал бы в рамках соответствующей очереди, если бы был жив.

Наследовать по праву представления не могут:

– потомки наследника, лишенного наследодателем наследства, если в завещании указано, что потомки такого наследника также лишаются наследства;

– потомки умершего наследника, который, если бы он был жив, мог быть отстранен от наследования как недостойный наследник. Такие потомки не могут вступать в наследство, если суд сочтет призвание их к наследованию противным основам нравственности.

          Законодательством не предусмотрено наследование по праву представления при наследовании по завещанию.

          Наследники призываются к наследованию по праву представления только при наличии следующих условий:

наследодатель не распределил все свое имущество в завещании, и наследникам по закону есть что наследовать;

умерший наследник по закону принадлежит к той очереди наследников, которая призвана к наследованию по закону;

смерть этого наследника наступила в одном из следующих случаев: до открытия наследства, т.е. раньше, чем умер наследодатель, одновременно с наследодателем, т.е. в один и тот же день. Тогда вероятна ситуация, что одно и то же лицо может быть призвано к наследованию по закону после каждого из умерших: в одном случае как прямой наследник, в другом – как наследник по праву представления.

Особенность наследования по праву представления состоит в том, что к наследникам по праву представления переходит только доля, причитавшаяся тому наследнику по закону, которого они представляют.

          Если наследник по праву представления один, то к нему перейдет доля умершего наследника целиком. Если же таких наследников несколько, то доля делится между ними поровну.

Лариса СКОКЛЮК, нотариус Брестского нотариального округа

Выдача повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния, а также архивной справки, содержащей сведения из записи актов гражданского состояния, являются административными процедурами. Осуществление данных административных процедур производится органом загса по письменным и (или) устным заявлениям заинтересованных лиц (заинтересованного лица), поданным в ходе приема. Помимо заявления граждане должны предъявить и другие документы, в частности, паспорт или иной документ удостоверяющий личность.

Таким образом, по заявлениям, непосредственно поступившим от граждан почтовым отправлением либо в электронном виде, документы о регистрации актов гражданского состояния органами загса Республики Беларусь не выдаются.

Для получения вышеуказанных документов необходимо обращаться с заявлением лично либо через представителя по доверенности в отдел загса по месту жительства, либо по месту хранения записи акта гражданского состояния, либо, если регистрация актов гражданского состояния производилась на территории Брестской области, в группу архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции Брестского облисполкома (г. Брест, пл. Свободы, 18).

          Наталья ВОРОТНИКОВА, заместитель начальника отдела

архивных учреждений, нотариата и загсов главного управления

юстиции Брестского облисполкома                            

 

Архивную справку, содержащую сведения из записи акта о смерти (далее – справка), могут получить родственники и иные члены семьи умершего, опекуны, попечители детей умершего, в том числе руководители детских интернатных учреждений и иные учреждения образования, в которых находятся на воспитании дети умершего, а также органы опеки и попечительства.

Должна заметить, что справка может быть выдана представителям граждан по доверенностям, удостоверенным нотариусом либо иным должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.

Марина АШАРЧУК, заведующий группой архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния    

Если по исполнительному производству взыскиваются деньги, ответственность наступает по ч. 1 ст. 24.10 КоАП за непредставление или представление заведомо ложной информации:

– об имуществе или его месте нахождения (например, непредставление по требованию судебного исполнителя списка дебиторов (арендаторов) организации, бухгалтерского баланса);

– изменении места работы или жительства;

– дополнительном заработке (в том числе за работу по совместительству) и иных доходах.

По ч. 2 ст. 24.10 КоАП ответственность наступает в случае неисполнения исполнительного документа, не связанного с передачей денег (например, документа о передаче имущества), в срок, который установил судебный исполнитель, суд или иной орган.

По ч. 3 ст. 24.10 КоАП ответственность наступает за невыполнение действий, предписанных судебным постановлением (например, о восстановлении на работе) или иным актом (например, судебным приказом, предписанием судебного исполнителя), или, наоборот, за совершение действий, от которых следовало воздержаться, в срок, который установил судебный исполнитель, суд, законодательный акт.

 Ответственность по ст. 24.10 КоАП применяется только к должнику по исполнительному производству – гражданину или организации.

          Кристина ПОБЕРЕЖНАЯ, главный специалист отдела  организации и контроля принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции Брестского облисполкома

 

С 1 июля 2020 г. вступили в силу изменения в постановление Министерства юстиции от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц», согласно которым:

предоставлена возможность иметь наименование юридического лица, состоящее из двух знаков (цифровых обозначений и (или) букв) (до 1 июля 2020 г. не допускались к согласованию в качестве наименований наименования, состоящие из одних цифровых обозначений либо менее чем из трех знаков (цифровых обозначений и (или) букв);

 установлен запрет на использование наименований юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации (до 1 июля 2020 г. только правопреемник прекратившего деятельность юридического лица вправе был обратиться за согласованием наименования юридического лица, прекратившего деятельность);

упразднены ограничения по использованию в наименованиях общепризнанных аббревиатур, слов в превосходной степени сравнения, наименований, позволяющих позиционировать данное юридическое лицо в качестве лидера определенной отрасли (сферы деятельности) на основании его наименования, такие как «лучший», «первый», «единственный» и так далее, в любом роде, падеже и числе;

уточнены требования по использованию наименований иностранных юридических лиц, имен физических лиц, псевдонимов и др.

Эльвира ГАНЕНКО, главный специалист отдела регистрации юридических лиц главного управления юстиции Брестского облисполкома

 

Размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя определен статьей 107 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» и составляет не более 50 процентов.

          Вышеуказанные ограничения размера удержаний не распространяются на удержания при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также при возмещении осужденными ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением. При этом за этим должником от подлежащих к выплате сумм должно быть сохранено:

          – не менее 30 процентов заработной платы и приравненных к ней доходов – при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

          – не менее 10 процентов заработной платы и приравненных к ней доходов – при возмещении осужденными, отбывающими наказание в виде пожизненного заключения, лишения свободы, за исключением отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением;

          – не менее 30 процентов заработной платы и приравненных к ней доходов – при возмещении осужденными, отбывающими иные виды наказания, ущерба, причиненного преступлением, морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, связанных с совершенным преступлением.

          Размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть изменен судебным исполнителем по ходатайству стороны исполнительного производства либо по собственной инициативе.

          При определении размера удержаний из заработной платы судебный исполнитель должен исходить из остатка задолженности по исполнительному производству, наличия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, сумм заработной платы и приравненных к ней доходов, сохраняемых за должником, а также иных обстоятельств исполнительного производства (например, состояние здоровья должника и необходимость в обеспечении лекарственными средствами, наличие на иждивении несовершеннолетних детей и т.п.).

          Юлия ЮХНОВА, заместитель начальника управления принудительного исполнения – начальник отдела организации и контроля принудительного исполнения главного управления юстиции Брестского облисполкома

 

 

Под административной процедурой понимается действие уполномоченного органа, совершаемое на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

 

Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан утвержден в Указе Президента от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

 

В данном перечне имеется информация о самой административной процедуре, указан орган, в который можно обратиться, документы, которые необходимо представить вместе с заявлением, а также сведения о плате за осуществление административной процедуры и др.

 

 Ольга ОНИЩУК, главный специалист управления юридического сопровождения и юридической экспертизы главного управления юстиции Брестского облисполкома

Наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители умершего. Внуки наследодателя и их прямые потомки наследуют по праву представления.

 

При отсутствии у умершего наследников первой очереди наследниками по закону второй очереди являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя. Дети братьев и сестер наследодателя – его племянники и племянницы наследуют по праву представления.

 

При отсутствии у умершего наследников первой и второй очереди наследниками по закону третьей очереди являются дед и бабка умершего как со стороны отца, так и со стороны матери.

 

Татьяна МАЗЬКО, главный специалист отдела архивных учреждений, нотариата и загсов главного управления юстиции Брестского облисполкома