Этический кодекс педагога: что думают брестские преподаватели?

На минувшей неделе «Заря» совместно с главным управлением по образованию Брестского облисполкома организовала круглый стол, за которым были обсуждены примерные этические правила для педагогических работников.  Эти правила недавно вынесло на общественные обсуждения Министерство образования.

 

Свести к минимуму конфликтные ситуации возможно, если педагоги, учащиеся и их законные представители будут на равных не только заявлять о своих правах, но и выполнять соответствующие обязанности: к такому мнению пришли участники дискуссии.

 

Старшее поколение еще помнит время, когда в небольших населенных пунктах перед учителем снимали шапку, обращаясь на «вы»: на тот момент они являлись наиболее грамотными и образованными людьми, что заслуживало безусловного уважения. Сегодня, когда подавляющее большинство родителей имеет высшее образование, а то и несколько, а жизнь выдвигает все новые требования, педагог, по сути, оказался под постоянным негласным контролем общества.

 

- Если теоретизировать, учитель – это некая социальная роль, которая предполагает определенную модель поведения. Социальная роль – это часть целого социального института образования. В свою очередь, данный социальный институт оказывает образовательные услуги, а любая услуга должна оказываться качественно: у потребителя есть свои определенные требования и к этому социальному институту, и к тому, кто эти услуги оказывает. Каких-то серьезных проблем взаимоотношений педагогов с другими участниками образовательного процесса нет: эти люди приходят в профессию по призванию, велению души и сердца, отдают ей все силы, а потому и не позволят самим себе опустить планку поведения, в том числе и по отношению к своим воспитанникам, родителям, коллегам, – убеждена учитель-методист брестского лицея №1 Светлана Зелинская.

 

 

В свою очередь директор вышеназванного лицея Ольга Гончаренко не скрывает: любое учреждение образования – это живой механизм, какие-то конфликтные ситуации здесь возникают всегда, причем практически каждая из них имеет свои характерные особенности и решается по-разному. Просто сейчас появилась возможность снимать инциденты на смартфоны, выкладывать видео в интернет, но это не повод говорить про общий кризис общения.

 

- По крайней мере, не могу сказать, что у нас в коллективе есть проблемы в общении между педагогами: это люди с высшим образованием, имеющие колоссальный опыт, подающие пример подрастающему поколению, не позволяющие себе нарушить ни один из пунктов предлагаемых правил. Что же касается учащихся, то все остается, как и прежде: дети к нам приходят, и мы должны их воспитывать, учить не только предметам программы, но и умению правильно общаться. С родителями вопрос иной: тут многое зависит уже от их уровня культуры и этики. Вместе с тем педагог, общаясь с ними, никогда не будет намеренно накалять обстановку, – говорит Ольга Николаевна.

 

Педагог-психолог СШ №20 города Бреста Ольга Стасюк уверена, что предлагаемые примерные этические правила послужат хорошим подспорьем молодым специалистам на старте их карьеры. Хотя выбранная профессия сама по себе изначально подразумевает соответствие определенным морально-этическим и нравственным критериям, и из стен вуза выпускники выходят достаточно осведомленными об этих правилах, никогда не лишне четко определить и прописать, что можно, а чего нельзя. И здесь очень важна привязка данных правил к существующим реалиям бытия: в частности, учтены нюансы, связанные с общением педагогического работника в социальных сетях.

 

По мнению директора брестской СШ №8 Людмилы Печко, с введением правил в образовательном процессе в одночасье ничего не изменится: ответственный, добросовестный, умеющий «наводить мосты» и с учениками, и с их родителями учитель таковым и останется. Если же педагог уже психологически изношен, эмоционально выгорел, и работа для него превратилась в стандартную рутину, никакие правила этого не изменят. Конфликтов совсем избежать невозможно, но задача учителя работать так, чтобы все участники образовательного процесса находили общий язык.

 

 

Участники круглого стола сошлись в едином мнении – в установлении этических правил в какой бы то ни было сфере никогда нет ничего плохого: взаимоотношения всех сторон тем самым нивелируются, регламентируются, подводятся под некий единый общий знаменатель, переходя в более цивилизованное русло. Пускай правила для педагогических работников и не избавят общество от конфликтных ситуаций, тем не менее, появляется достойный ориентир-идеал, к которому следует стремиться. 

 

Впрочем, обсуждение правил затронуло не только позитивные моменты. Представители сферы образования не без оснований обеспокоены вполне резонным вопросом: а не аукнется ли введение упомянутых правил еще большими сложностями в их и без того нелегкой работе?

 

Опасения отнюдь не беспочвенны. Раз общественности официально делегировали возможность в режиме онлайн не только знакомиться с предложенными этическими правилами, но и оставлять свои замечания и предложения, направляя их по соответствующему электронному адресу, то почему бы, пользуясь удобным случаем, и не предъявить впоследствии к конкретному педагогу или учебному заведению лишний раз очередные претензии? Предлагаемые в настоящий момент общие размытые формулировки для этого подходят если не идеально, то близко к тому.

 

Как, по какой шкале объективно оценить, к примеру – соответствует ли учитель своим образом жизни – внешним видом, характером, поведением и культурой общения – традициям и нормам профессионального сообщества или нет?  Проявил ли необходимую деликатность и тактичность в оценке ученических успехов или поражений? Стремится ли он быть положительным примером для обучающихся, достаточно ли открыт для общения с их законными представителями на профессионально-педагогическую тематику – и это далеко не полный список того, к чему можно будет «прицепиться».

 

 

Казалось бы, де-юре вынесенные на обсуждение примерные этические правила пока не наделяются силой закона, который обязателен к исполнению, оставаясь в статусе рекомендаций. Вместе с тем точно также очевидно, что любой поступивший с мест сигнал об их нарушении для администраций учебных заведений послужит своего рода руководством к последующему алгоритму действий: дальнейшим разбирательствам, выяснению обстоятельств, определению степени вины, принятию мер.

 

Но правильно ли будет всегда выставлять лишь одну сторону образовательного «треугольника» априори виноватой и оправдывающейся?

 

– Проект примерных этических правил появился не вдруг и не на пустом месте: есть отдельные приказы, постановления, рекомендации Министерства и управлений, появляющиеся по ситуации и выполняемые в обязательном порядке и так или иначе затрагивающие обсуждаемую по всей Беларуси тему. Собрать их вместе в какой-то общий документ было бы полезно, но над этим надо работать. Сейчас нет такой ситуации, когда в этом плане необходим какой-то аврал, ускорение: здесь требуется действовать вдумчиво, прежде чем редактировать – вчитываться, избегать спорности содержания, двоякого толкования фраз. Наверное, не надо пытаться делать что-то отдельно для педагогов, отдельно для родителей и их детей. Если и готовить такой документ, то он, безусловно, должен быть универсальным комплексным, охватывать в равной мере всех без исключения участников образовательного процесса, – считает начальник отдела социальной и воспитательной работы главного управления по образованию Брестского облисполкома Николай Тарасюк.

 

Еще до принятия и утверждения примерных этических правил  предстоит определиться: быть им интегрированными в акты существующей нормативно-правовой базы либо представленными обществу в виде какого-то отдельного документа.

 

По данному поводу в большинстве своем участники круглого стола высказались за различные варианты интеграции: включение в Кодекс об образовании Республики Беларусь, в должностные инструкции – для ознакомления и под роспись. По мнению выступающих, выложенные в свободном доступе отдельно от «пакета» прочей документации эти правила будут привлекать к себе повышенное внимание, что вполне реально способно вызвать зачастую не совсем здоровую реакцию у некоторых представителей общественности, тем самым повышая вероятность возникновения большего количества конфликтов.

 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ     

Фото Александра ШУЛЬГАЧА   

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 16:45 - 25.02.2020г.
Поделиться новостью

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться/зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии.