Оферта представляет собой предложение неограниченному кругу адресатов либо конкретному лицу заключить сделку (в том числе приобрести товар или заказать услугу). Среди способов направления предложения:
- надпись на доске на фасаде кофейни «капучино до полудня всего 80 рублей»;
- плакат в парикмахерской, где перечисляются услуги и их стоимость;
- письмо по электронной почте, в котором получателю рассказывают о предложении SEO-услуг со скидкой;
- фотографии вещей из новой коллекции в instagram с указанием цен;
- листок, повешенный на общее обозрение в интернет-магазине, где приводится информация о предлагаемых мобильных устройствах, их прайс и условия оплаты;
- описание процедуры активации бухгалтерского приложения, приведенное на сайте.
Таким образом, в оферте требуется привести существенные условия договора купли-продажи, оказания услуг или иного. В частности, если речь о купле-продаже, необходимо точно указать товар и назначенную за него цену.
Оферта и акцепт
Со своей стороны, от покупателя требуется осуществить акцепт, то есть принять предложение. Если сначала со стороны организации имело место формулирование оферты, а затем клиент, которому она так или иначе адресовалась, произвел акцепт, то договор считается заключенным.
При этом акцепт может иметь форму не только высказывания, но и оплаты, это весьма распространенный случай. Перевод оговоренной сумму продавцу по карточке составляет акцепт.
В таком случае не требуется составление и подписания договора. Отдельный документ окажется не нужен в принципе.
Среди действий клиента, которые рассматриваются как акцепт, можно упомянуть следующие:
- клиент записался на стрижку — оформлен договор оказания услуги;
- пользователь скачал на свой смартфон приложение — оформлен лицензионный договор;
- покупательница отправила в директ сообщение: «готова купить этот кардиган» — оформлен договор купли-продажи;
- покупатель передал продавцу купюру и сказал; «мне зеленого чая» — оформлен договор купли-продажи.
Акцепт не должен содержать правок в оферту, то есть он должен быть безоговорочным. Если клиент в принципе согласен, чтобы фирма разработала ему сайт, но предлагает заплатить несколько меньше, эту реакцию нельзя считать акцептом. Аналогичным образом если продавец предложил покупателю ценные бумаги с оплатой в срок до 31 марта, а покупатель в целом согласен на сделку, но желает оговорить срок оплаты до 1 апреля, подобная правка не дает возможности говорить об акценте. Это предложение рассматривается как встречная оферта.
В то же время акцепт не исключает устранения опечаток или уточнения данных продавца в договоре. Подобные мелкие изменения, не влияющие на сущность сделки, можно вносить в соглашение.
Оговаривается, что частные лица могут обмениваться офертой и акцептом в устной форме, если они планируют заключить сделку размером не более 10 тысяч рублей. В то же время при транзакции между частным лицом и организацией акцепт должен быть оформлен в письменной форме, в том числе на бумаге либо в электронном виде.
Возможность изменить оферту у оферента существует до того момента, когда поступил акцент. Если это произошло, то покупатель или клиент получает право требовать товар и услугу по цене и на условиях, которые оговорены в предложении.
Если акцепт поступил, то у исполнителя существует возможность расторгнуть сделку согласно стандартным правилам. В частности, это допустимо, если расторжение в определенном случае было установлено в договоре. Равным образом такое право возникает при невнесении клиентом оплаты. Помимо этого, основанием для разрыва договора становится форс-мажор.
Стоит оговорить, что оферент может указать внутри оферты, что он предлагает некие привилегии, к примеру, скидки определенным категориям, в частности, родителям с детьми или пенсионерам. В таком случае очевидным образом соответствующее снижение цены необходимо предоставить именно представителям этой группы (которые имеют право его требовать), но не остальным.
Когда договор не может быть заменен офертой?
Существуют ситуации, в которых окажется недостаточно оферты и акцепта, в том числе оформленных на бумаге. В таких случаях нужно будет оформить именно договор, при этом предполагается, что перед его составлением стороны проведут переговоры и определят его условия:
- Заключение договора оказания услуг, носящих нетиповой характер.
- Совершение операций с недвижимостью, включая продажу объектов и аренду;
- Корпоративные договор, который составляют и подписывают участники общества с ограниченной ответственностью.
Почему в рекламе говорят — не является офертой, и когда необходимо это указывать?
Рекламное сообщение рассчитано на передачу аудитории определенной информации, которая сможет привлечь ее представителей. При этом в качестве цели рассматривается создание у клиентов намерения совершить покупку в определенной организации или в торговом заведении. Перед рекламой неизменно ставится цель повысить стремление приобрести товар или заказать услугу. Это приводит к тому, что в ходе такой коммуникации акцент делается на привлекательных характеристиках товара или услуги. Также в рекламе подчеркиваются выгоды сделки для реципиента.
Однако выдвижение оферты само по себе предполагает возникновение для компании-оферента точно оговоренных обязательств. При этом нередко рекламодателю невыгодно заключать с клиентом сделку на тех условиях, которые представлены в рекламе.
Договор купли-продажи или оказания услуг включает массу нюансов, которые затруднительно или нецелесообразно для компании оговорить в рекламном ролике. Но со своей стороны представитель аудитории, ознакомившийся с рекламой, может потребовать от фирмы, заключить с ним соглашение именно такое, как описано в ролике. При отказе организации клиент имеет возможность счесть нарушенным свое право принять «предложение». В таком ситуации он подает в суд и выигрывает дело.
Оговорка в рекламном сообщении, гласящая, что эта реклама не является публичной офертой, призвана предотвратить подобные ситуации. Она подразумевает, что продавец предложит товар с приблизительно схожими характеристиками и дизайном, но отклонения от рекламного сообщения не исключены. В результат такой оговорки представитель аудитории не сможет предъявить рекламодателю претензию, поскольку оферты не было, а было лишь информирование.
Стоит отметить, что изложенный подход не всегда разделяется судебными инстанциями. Существуют прецеденты, когда в рекламном сообщении содержалось упоминание «не является офертой», но сам товар был конкретизирован. В таких случаях суды указывают, что точное описание продукта даже при присутствии этой оговорки предполагает, что речь именно об оферте. В результате у рекламодателя возникает обязанность продать именно это изделие (оказать такую услугу), и надпись от нее не освобождает.
На практике компаниям рекомендуется для избежания обязательств подходить к вопросу продвижения по возможности абстрактно. К примеру, имеет смысл представить общее наименование товара (телевизор или смартфон), но не марку и не модель.
Иначе говоря, оговорка «не является офертой» не повредит, но и безусловным щитом не станет, в любом случае имеет смысл менее точно составить рекламное сообщение.
Виды оферты
Оферта может относиться к одной из целого ряда категорий. Среди них можно упомянуть следующие:
- Твердая. Данное предложение непосредственно адресовано конкретному лицу. В большинстве случаев он имеет возможность лишь принять подобную оферту или отказаться от нее, но не вносить правки (тем самым выдвигая встречное предложение). При этом другие потенциальные клиенты, получившие информации о твердой оферте, не могут требовать права заключить с ними договор на указанных в ней условиях.
- Безотзывная. Этот вариант предполагает отсутствие у оферента возможности отказаться от выполнения своих обязательств, если оферта будет акцептована. Стандартный случай — предложение относительно выкупа акций.
- Свободная. Подобные «предложения» направляются в массовом порядке, при этом у оферента нет обязанности заключать соглашение. Этот вариант используется, если выпустившая ее компания намерена изучить рынок.
Облигации с офертой
Организации, которые выпускают облигации, нередко оговаривают оферты для этих ценных бумаг. Облигация с офертой предполагает, что эмитент берет на себя обязательство погасить ее раньше срока по заранее определенной стоимости.
Если речь идет о долгосрочной облигации, то, предусмотрев ее оферту, эмитент и инвестор получат возможность определять ее доходность. В определенных ситуациях начисления по купонам облигации окажутся меньшими по сравнению с рыночной стоимостью самой бумаги.
Если речь идет о долгосрочной облигации, то, предусмотрев ее оферту, эмитент и инвестор получат возможность определять ее доходность. В определенных ситуациях начисления по купонам облигации окажутся меньшими по сравнению с рыночной стоимостью самой бумаги.
Оставить комментарий