На площадку «Пальмы» Zarya.by приезжает к обеду, когда здесь снимается один из кульминационных эпизодов – разговор начистоту между двумя главными героями о дальнейшей судьбе собаки, по кличке которой и названа картина. Пальма два года ждала своего хозяина в аэропорту: история основана на реальных событиях.
Финальную сцену у дверей
брестского аэропорта известные российские актеры Виктор Добронравов и Ян Цапник
стойко играют в летней одежде – и это при нуле градусов и пробирающем до костей
ветре! После дубля они забегают внутрь погреться и заодно посмотреть на
плейбеке отснятый материал.
К монитору спешит и режиссер
– Александр Домогаров-младший. По его лицу видно, что работой актеров доволен,
но все равно просит еще один дубль. Звучит команда «мотор» – и наша массовка,
одетая по моде 70-х, начинает движение по терминалу. Тех, кто за кадром,
заранее просят отключить телефоны. Разговаривать можно лишь шепотом: пишется
чистый звук.
Для многих брестчан, которые
уже не первый раз принимают участие в съемках, состаренный интерьер аэропорта
вызывает дежавю: девять лет назад на картине «Высоцкий. Спасибо, что живой»
здесь также воссоздавали атмосферу 70-х. На сей раз нашему аэропорту,
украшенному ретро-указателями и старыми телефонным будками, предстоит сыграть
роль московского «Внуково».
– В картине почти 90% действия происходит именно в аэропорту: в терминале и на взлетно-посадочной полосе, – рассказал Zarya.byисполнительный продюсер фильма Арсен Тонапетян. – Возникает логичный вопрос – почему мы не снимаем в самом «Внуково», а приехали ради этого в Брест? Во «Внуково» действительно есть отдельное старое помещение, но оно настолько засорено современной рекламой и настолько визуально неинтересное, что мы искали более привлекательную картинку. В вашем аэропорту нас привлекла именно архитектура, геометрия той эпохи, при помощи чего можно эффектно раскрыть приключенческий момент, а у нас в картине он есть – ребенок спасает собаку.
Специально для съемок
брестский аэропорт не закрывался: здесь по-прежнему совершаются рейсы. Но это
нисколько не помешало киношникам кардинально изменить внутренний вид терминала
– выстроить декорации (кассы, справочное бюро) и даже перекрасить стены из
желтоватого в голубой цвет.
Художник-постановщик фильма – Давид Дадунашвили. Он работал на таких проектах, как «Землетрясение» и «Золотая орда» и многих других. За камерой – оператор Сергей Дыщук, которого на площадке называют «русским Дикинсом»: он снимал знаменитый сериал «Кухня». В общем, команда собралась опытная, за исключением разве что самого режиссера. В фильмографии Александра Домогарова-младшего хоть и числится один полнометражный проект, все равно он называет «Пальму» своей дебютной картиной.
Несмотря на очень плотный график (чтобы успеть поймать свет, смену начали в пять утра!), сын знаменитого российского актера уделил Zarya.by время в небольшом перерыве.
–
Александр, многие зрители знают вас по роли «лыжника» в «Елках». В режиссерском
кресле не скучаете по актерскому хлебу?
– Нисколько! Я получаю
колоссальное удовольствие от работы моих замечательных актеров.
–
Говорят, что режиссеры, подобно полицейским, делятся на два лагеря. Вы
причисляете себя к хорошим или плохим?
– На площадке я стараюсь со
всеми поддерживать теплые отношения. Потому что это моя семья, которая,
надеюсь, перейдет потом и на следующий проект. Бывает, конечно, срываюсь. Есть
во мне какая-то истерия от старой актерской школы, но с я с ней борюсь.
–
Расскажите, как формировался актерский ансамбль. Какими вы изначально видели
главных героев?
– Мне хотелось видеть в
кадре людей той эпохи, из моего детства – приятных, которых хочется потрогать,
обнять. Почти со всеми актерами я попал в точку. Они именно такие, в них я
уверен. Немного сложнее было найти подходящего ребенка. Кастинг был муторный,
долгий. Сначала мы утвердили в проект Виктора Добронравова, который играет
отца. Он приходил на пробы и помогал выбирать. Вместе с ним мы эмоционально
раскачивали каждого ребенка, выжимали слезы, в общем, конкретно мучали.
–
Известная истина, что детей и животных в кадре переиграть нельзя. Вы согласны с
этим?
– Собак – точно. А вот с
детьми надо работать. Детям нравится
играть гораздо больше, чем профессиональным артистам, потому что на площадке
они учатся. Наш Леня Басов (исполнитель роли девятилетнего мальчика Коли –
Е.Д.) прокачивает свои навыки каждый день. И это так здорово, что ты можешь
быть для него не просто режиссером, но и педагогом.
– А как вам работается на площадке с
исполнительницей главной роли – овчаркой Лилией?
– Она настоящая звезда,
которую мы выбрали из множества претендентов именно из-за ее взгляда –
трогательного и проникновенного. Она профессионал: ни разу не закапризничала,
хотя на съемках бывало всякое. Мы поливали ее дождем всю ночь в ураган в
Москве, но она держалась до конца.
–
Как вы относитесь к тому, что ваш фильм называют российским «Хатико»?
– Плохо, конечно. Надеюсь,
мы докажем, что наш фильм – это не «Хатико». Если сравнивать «Пальму», то
только с «Белым Бимом». Я большой поклонник этой картины и повести. «Белый Бим»
– сложная, дико эмоциональная, еще до «Хатико» снятая, наша история.
–
А вы смотрели фильм «На привязи у взлетной полосы», в основу которого легли те
же реальные события, что и в вашей картине?
– Нет, только кусочки. Не
хотелось повторяться. Но названием этого фильма мы называем у себя в картине
статью в «Комсомолке», с которой всё и началось. А вообще перед создателями
этого кино нужно снять шляпу. Это было время перестройки, когда ни на что не
было денег. Как они умудрились снять этот фильм, совершенно непонятно.
–
А вы встречались с реальными очевидцами тех событий?
– С журналистом «Комсомолки»
Юрием Ростом, который написал ту самую статью про Пальму, не удалось пока
встретиться. Мы лишь созванивались, но я не теряю надежду, что получится
поговорить лично.У меня есть и свой интерес: Рост был большим другом Георгия Данелия, чьим большим поклонником являюсь я.
–
Ходят слухи, что вы снимаете и японскую версию «Пальмы»?
– Мы снимаем несколько сцен
для японской версии, чтобы вставить их в фильм. Картина действительно выйдет в
прокат в Японии, жители которой просто с ума сходят от собак. У них даже целый
город посвящен Акита-ину, есть музей. У японцев можно лишь поучиться такой
любви к животным.
– Так ваша картина будет о взаимоотношениях собаки и человека?
– Не только об этом. Это
будет картина о любви и семье – на тему, которая важна для многих. Мои актеры
говорят, что сейчас таких фильмов снимается мало. Надеюсь, это будет добрая,
позитивная и в то же время очень эмоциональная картина без каких-либо сложных
спецэффектов. Мы стараемся снимать ламповое кино, на котором я вырос.
Под конец нашего разговора
на площадке появляется главная героиня, вокруг которой сразу начинается
суматоха. Все так и норовят погладить овчарку Лилию, но ее хозяйка – ведущий
дрессировщик и руководитель агентства «Animal Art» Александра Степанова – не
разрешает:
– Съемочный день длинный, и
Лиля очень устает от всех этих взаимодействий, из-за чего не так внимательно
реагирует на команды.
Начиная с августа, когда стартовал проект, Лиля уже исполнила массу различных трюков: бежала за самолетом и даже пыталась его остановить. А на днях в Бресте ее ожидает еще одна большая экшн-сцена: собака будет гоняться по всему аэропорту, начиная от багажного отделения и заканчивая вторым этажом.
– Лиля очень
дисциплинированная собака, – рассказывает Zarya.by Александра.
– Мы воспитываем наших щенков, котят и даже птенцов, как говорится, с младых когтей.
В течение полутора лет животные обучаются у нас по специальной актерской
программе и осваивают азы профессии.
Агентство «Animal Art» готовит к съемкам
зверюшек уже на протяжении 20 лет, на его счету – более тысячи кинопроектов.
Самые известные роли его подопечных – это Желтый в «Мажоре», Пират и Йоко в
«Елках Лохматых» и Пузырь в «Пяти минутах тишины».
– Для Лильки это первая серьезная роль, – говорит кинолог. – До этого она играла лишь эпизоды: кого-то конвоировала или охраняла. В этот проект она попала благодаря тому, что и в жизни играет роль самой несчастной собаки в мире. Она стопроцентная трагическая актриса, очень меланхоличная, но ровно до тех пор, пока не покажешь ей мячик или какое-нибудь лакомство.
Лиля заметно оживляется и когда речь заходит о ее кинохозяине. Войдя в образ тоскующей собаки, она начинает поскуливать. Но вот на площадке показывается и сам Ян Цапник, который играет роль хозяина Пальмы. Хотя нет – обознались. Перед нами брестчанин Василий Васильняк, который принимал участие в качестве режиссера второго плана уже на проектах двадцати, снимавшихся в Бресте, и которому на этот раз предстоит сыграть роль человека, очень похожего на героя Цапника.
О том, что Василий – его близкая копия,
говорит и сам актер, отпущенный после долгих и холодных дублей на перекур. В
перерыве Ян Юрьевич охотно фотографируется с массовкой и раздает автографы.
– В Бресте я был лишь один раз в 1989 году, – вспоминает Цапник с ностальгией. – Хороший, милый город, как с картинки. Беларусь для меня, в целом, как маленький рай. Здесь замечательные люди, а про драники я вообще молчу! Тут совсем другая обстановка, так напоминающая мне большую страну, в которой мы раньше все жили, пока не разделились. Уезжаю отсюда всегда с послевкусием сладкого сгущенного молока – того, что было в детстве.
К слову, российские
киношники пробудут в Бресте до 6 декабря. А потом вернутся в Москву, где будут
доснимать спецэффекты в хромакейном павильоне, а также единичные сцены,
действие в которых происходит не в аэропорту. Выход картины на экраны
запланирован летом 2020 года.
фото Александра ШУЛЬГАЧА
Оставить комментарий: