greenNew-2.jpg5ceccc4d20ad9

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

22
Октября
Вторник
Inst. FB TW VK OK
Баннер не установлен
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Поучаствовали в переписи населения?
Курс валют в Бресте и области
aanfr.jpg5d7b93a2257c3

«Анна Франк»: жизнь все-таки прекрасна

16:03 13.09.2019

Что общего у спектакля Тюменского большого драматического театра и знаменитой трагикомедии Бениньи

Оскароносная картина «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи наглядно продемонстрировала, что о теме войны и холокоста можно говорить по-разному. Без пафоса и бравады, выводя на первый план не снаряды, а человека. Маленького, беззащитного, со своими несовершенствами и слабостями. Однако итальянский режиссер не изобрел велосипед: внешняя хрупкость и легкость бытия лишь усиливает ту бесконечную боль, заложенную в основу трагедии.

 В спектакле «Анна Франк» Тюменского большого драматического театра, показанном в рамках нынешней «Белой вежи», вряд ли стоит искать отсылки к Бениньи. Кроме, пожалуй, одной: эта история тоже о жизни, которая прекрасна несмотря ни на что.  

Такое ощущение складывается буквально в первые секунды, когда на сцену вприпрыжку выбегает озорная «кудряшка» – а-ля Пеппи Длинныйчулок. Девчушка рассказывает, что ей двадцать семь и она писательница. Но уже через минуту признается: на самом деле ее нет, ведь она еврейка, и какие-то люди решили, что ее быть не должно.

Последняя фраза, собственно, лейтмотив всего спектакля. Поначалу даже закралось подозрение, что из зрителя намеренно решили выжать слезу уже на старте, мастерски спекулируя на базовых человеческих инстинктах. К счастью, опасения не подтвердились. Сцены с участием героев больше вызывали улыбку, нежели слезы, а иногда и то, и другое одновременно.         

 Вряд ли кто-то еще не знает, что Анна Франк – реальный персонаж. Когда Нидерланды оккупировали нацисты, девочке стукнуло всего пятнадцати. Вместе с близкими – мамой, папой и сестрой, а также семьей компаньона отца – она вынуждена была скрываться на чердаке одного из зданий в Амстердаме. Все события, происходившие в замкнутом пространстве комнатушки на протяжении двух лет «ссылки», Анна записывала в дневник. Причем делала это с присущей пытливому уму непосредственностью и впечатлительностью. Под названием «Убежище» дневник увидел свет в конце 40-х, а сегодня он входит в десятку самых читаемых книг в мире и издан на 70 языках.  


Герои на сцене, вынужденные длительное время сосуществовать в стесненных условиях, чем-то напомнили обитателей советских коммуналок, где всегда было тесно, зато шумно и весело. Наперекор невзгодам соседи поневоле выполняли главное правило убежища – не раскисать. И делали это с такой легкостью, что зритель порой и вовсе забывал о том, что за окном война. О страшных событиях изредка напоминали лишь отголоски залпов да радио-отчеты о сражениях фашистской Германии. Еще, пожалуй, хаотично расставленные кровати с панцирной сеткой, одна из которых выполняла функцию окна, подчеркивая, что герои все-таки в заточении, словно за колючей проволокой.

Тем не менее дерзкая Анна, ее до безобразия положительная сестрица Марго, нелепый кавалер Петер и взбалмошная Августа Ван Даан, напоминающая Фаину Раневскую в молодости, настолько разные, что, наверное, никогда бы по доброй воле не поселились под одной крышей. Но здесь им пришлось делить между собой те скромные радости, которые оказались доступны с учетом обстоятельств. Герои мечтали и привязывались, справляли дни рождения и поминки, правда, хоронили шикарную шубу госпожи Ван Даан, подшучивали друг над дружкой. Влюблялись и самозабвенно вспоминали, о чем больше всего скучают из своей прошлой жизни. 

В спектакле занят «золотой» состав Тюменского БДТ – Сергей Скобелев, Константин Антипин, Кристина Тихонова, Валерий Рябков, Сергей Калинин, Софья Илюшина и другие. В минувшем году постановка стала лауреатом IX Международного фестиваля камерных театров и спектаклей малых форм «АrtОкраина» в Санкт-Петербурге. 


– Существует несколько инсценировок «Анны Франк», – отметила Екатерина Рябова, театральный критик из Москвы, – но тюменский театр взял пьесу Аси Волошиной – молодого питерского драматурга. У Аси определенный стиль, не совсем в русле драматического театра. Ее пьесы, состоящие из реплик, голосов из прошлого, скорее, для чтения. Такой материал, наверное, возможно поставить единственным способом – в виде читки. Но режиссер Александр Тихонов сам артист, поэтому смотрит на материал актерскими глазами. Он ищет там людей, что, в общем-то, не преступление. Ведь главная задача театра как раз найти живого человека. 

Удалось ли это сделать, можно спорить до умопомрачения. Кто-то сумеет разглядеть среди череды сменяющих друг друга эпизодов что-то живое и до боли знакомое, а для кого-то персонажи на сцене так и останутся статистами – безликими и бесхарактерными. Впрочем, как обмолвилась все та же Екатерина Рябова, каждая история, рассказанная театром, должна вызывать эмпатию. А в данном случае это, несомненно, произошло.

 

Фото из архива театра    

Автор
Нина МИТЮКОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!