oknakondrrat.jpg5d6e634f052e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

18
Октября
Пятница
Inst. FB TW VK OK
Баннер не установлен
Баннер не установлен
wot.jpg5bc5985a3b71c
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Поучаствовали в переписи населения?
Курс валют в Бресте и области
AK5Z7289.JPG5d5e57f577840

Расширят ли мост на бульваре Шевченко и вернут ли бывший Суворовский?

11:53 22.08.2019

Какие только замечательные черты любимого города ни стремятся подчеркнуть брестчане, именуя его Городом Победы, Городом Талантов, Городом Спорта, Настроения, Фонарей, Цветов… А еще наш древний и вечно юный Брест можно назвать Городом Мостов.

Судите сами: только в ведении главной ответственной организации – Брестского дорожно-эксплуатационного предприятия – их больше 20: автомобильных и пешеходных. (Считать железнодорожные мосты заинтересованное ведомство не рекомендовало).

Правда, не все мостовые сооружения в ДЭП называют непосредственно мостами. Мосты, поясняют специалисты, – это дороги над водными объектами, остальные – путепроводы. Но как бы там ни было – главная суть от этого не меняется. 

Так вот, если быть точными, в дни празднования тысячелетия в городе будет торжественно открыто мостовое сооружение с порядковым номером 22. 


Кольцевой шестиполосный путепровод диаметром 140 метров, уникальная для страны транспортная развязка в составе второй очереди Западного обхода Бреста, поможет вздохнуть свободнее центру, а водители и пассажиры перестанут томиться в ожидании зеленого света у «речицких» железнодорожных переездов. Путепровод примет на себя не только легковушки и автобусы, но также грузовой транспорт. 

Сейчас здесь наводятся последние штрихи – устанавливаются железобетонное барьерное ограждение, водоотводные лотки, наносится дорожная разметка. 


К удобствам Кобринского путепровода, также получившего новую жизнь к юбилею города, мы уже привыкли. Интересно, что этот мост – один из старейших в городе. На восточной окраине Брест-Литовска он возведен в начале прошлого века в соответствии со всеми техническими требованиями того времени.

Три съезда, один из которых – к Суворовскому мосту через реку Мухавец. Опоры облицованы высококлассным гранитом, пролетное строение из стальных ферм. Ширина моста позволяла пропускать транспорт в двух направлениях, а проезжая часть была вымощена булыжником. Имелось освещение. 

Во время оккупации Бреста немецкие солдаты круглосуточно этот стратегический объект охраняли, проверяли документы, досматривали груз у всех, кто через него следовал. В 60-е годы прошлого века в процессе реконструкции здесь появилась пешеходная часть, а за счет постройки дополнительных опор и устройства пролетного строения мост стал шире. Нынешний обновленный путепровод шире своего предшественника более чем вдвое.


1948 год

Немногим старше Кобринского мост у Центрального железнодорожного вокзала. Нет, не тот, привычный нам путепровод по улице Ленина, построенный в 80-е годы, а съезд с него над путями Варшавской стороны вокзала, который ведет на Привокзальную площадь. 

Его опоры сохранились практически в первозданном виде и с 1906 года не перестраивались – эта дата прекрасно читается на гранитной облицовке. До конца 80-х он был одним из самых важных мостов Бреста.




В том же 1906-м построен и автодорожный путепровод по теперешней улице Героев обороны Брестской крепости. После войны он был капитально восстановлен на сохранившихся устоях. Его длина – всего 40,7 метра. Он самый короткий.

А вот пальма первенства в возрастном рейтинге вполне может принадлежать мосту через железную дорогу Москва – Брест по улице Скрипникова (из-за формы в народе его называют Горбатым).

Путь над рельсами под автогужевую дорогу возведен ровно 120 лет назад. Устои – из кирпичной кладки на цементном растворе, одеты в железобетонную рубашку. Промежуточные опоры были металлическими на бетонном основании, пролетные строения – из металлических клепаных балок, на которых находился деревянный настил проезжей части. 

В 1944-м мост был взорван – сохранились только устои. В 46-м наша воинская часть, используя трофейные немецкие шпалы, временно объект восстановила. Спустя семь лет деревянная проезжая часть была заменена железобетонной плитой. Ширина ни проезжей части (две встречные полосы в общей сложности 5,9 метра), ни тротуаров по 70 см современным требованиям не соответствуют. Поэтому без крайней нужды здесь стараются и не ездить, и не ходить.


Активное строительство автомобильных мостов в Бресте велось также в 70-80-е годы прошлого века, некоторые реконструированы уже в наше время. Нынешним требованиям удовлетворяет пропускная способность мостов и путепроводов по проспекту Республики, Машерова, улицам Ленина, 28 Июля, Пионерской, Берестейского моста. 

За состоянием всех без исключения мостовых сооружений зорко следят специалисты Брестского дорожно-эксплуатационного предприятия, которое занимается их обслуживанием и текущим ремонтом. Отремонтировать, очистить от ржавчины и покрасить турникеты, обновить асфальтобетонное покрытие и деформационные швы, восстановить штукатурку, закрыть арматуру от воздействия атмосферы – такие несложные работы выполняет отдельная бригада предприятия. Для более радикального вмешательства приглашаются специалисты-мостовики.


Но для того чтобы решить, какая именно техническая поддержка необходима тому или иному объекту на данном этапе, проводится их обследование специализированными организациями.

Мероприятие это серьезное и отнюдь не дешевое. В соответствии с требованиями его необходимо проводить раз в десять лет для мостов протяженностью 25 – 100 метров и каждые пять лет при длине 100 – 500 метров. 

На нынешний год планом, утвержденным заместителем председателя горисполкома Николаем Якубовским, предусмотрено обследование 18 мостов (по остальным еще не истекли предыдущие сроки), практически все они или уже прошли процедуру, или в процессе. Для этих целей из городского бюджета выделено 200 тысяч рублей.


Аварийных мостов и путепроводов у нас нет, с ходу успокоил начальник производственно-технического отдела ДЭП Дмитрий Полховский. Наиболее проблемный на данный момент – мост через Мухавец по бульвару Шевченко, возведенный в 1917 году и подвергавшийся лишь текущему ремонту.

Бульвар – одна из главных магистралей, пересекающих центр города с севера на юг, интенсивность движения за последние годы здесь выросла в разы – двух полос сегодня явно не хватает.

И хотя транспортные потоки ощутимо перераспределились благодаря введенному в строй шесть лет назад самому длинному (187 метров) – Берестейскому мосту в составе первой очереди Западного обхода города, бульварному расширение не помешало бы. Да и укрепление тоже. 

Впрочем, о его перспективах в горисполкоме будут говорить только после выданного заключения недавно выполнявшими там работы экспертами минского ООО «АрхСтройКонсалт».



А вот строительство автомобильного моста, который соединит разные берега улицы Краснознаменной на месте бывшего Суворовского, генеральным планом Бреста предусмотрено. Правда, о какой перспективе идет речь, власти не уточняют. А идея действительно неплохая: микрорайон за рекой разрастается бурными темпами, и его жителям необходима комфортная связь с центром. 

Пока же дорога, проторенная когда-то, у Мухавца обрывается. Здесь установлен валун, свидетельствующий о том, что в сентябре 1794 года русские войска под командованием Суворова в этом месте форсировали реку, направляясь подавлять польское восстание. Это событие было увековечено в 1902 году (в советское время обелиск реставрирован, а потом и реконструирован). И мост, который появился тут, назвали в честь русского полководца. 



Во время войны его пытались взорвать советские партизаны, но при первой попытке что-то пошло не по плану: центральный пролет обрушился лишь на половину ширины – так, что могла проехать легковая машина. При второй попытке мост окончательно был уничтожен. Но после войны его восстановили – здесь даже ходили автобусы в направлении Южного городка. Спустя время сооружение разобрали. 

Еще один мост и по сей день остается памятником военного мостостроения и единственно сохранившимся в Беларуси вертикально-подъемным мостом, имевшим ручной привод. Он находится на территории Брестской крепости, но даже не нанесен на схемы информационных щитов. 


Однако народная тропа к этому уникальному объекту не зарастает. По ней и ведет нас краевед Иван Чайчиц: 

– Если стать лицом к Тереспольским воротам и по левую руку обогнуть оборонительную казарму, за поворотом мы и увидим удивительно хорошо сохранившиеся останки моста, который, через правый рукав реки Мухавец соединял цитадель с западной частью Кобринского укрепления Брестской крепости. На противоположном берегу когда-то находился Бригитский монастырь, который в период строительства крепости использовался для нужд гарнизона, а потом был перепрофилирован в тюрьму. От него и получил название железобетонный мост. Спроектирован он был инженером Иваном Белинским и построен под его наблюдением в 1911 – 1913 годы. Особенность сооружения – это средний пролет, который мы сейчас видим. Он поднимался вверх, и по руслу, составлявшему часть Днепровско-Бугской системы, могли проходить небольшие суда. 

Пострадал мост в Первую мировую войну – в 1915 году сгорел деревянный настил, навсегда был выведен из строя подъемный механизм. В период межвоенной Польши положили новый настил, и дорога над Мухавцем функционировала. Накануне Великой Отечественной она использовалась сотрудниками конвойных войск НКВД – как путь к Бригитской тюрьме. 

После войны мост не восстанавливали. А ведь если сегодня приложить даже самую малость усилий, он мог бы стать прекрасным туристическим объектом. Каким, по сути, и является.


Возвращаемся к Тереспольским воротам, где наш гид делает очередное для нас открытие. Тогда же, в начале прошлого века, здесь был сооружен подвесной мост. Насколько это была гениальная конструкция, можно и сегодня убедиться по сохранившимся ее фрагментам: чего стоит мощный трос, при помощи которых ворота удерживали мост! 

Впечатляют и массивные железные кольца, вмурованные в гранитную облицовку берега на разном уровне – для того чтобы здесь легко могли заякориться лодки. И футшток – высеченная в граните рейка для определения уровня воды в реке. Целый век промелькнул для них незаметно… 

Впрочем, это уже история. Совсем другая история. И преимущественно – для туристов. Но к ней мы еще вернемся.





 



P.S. Немного архивных фотографии строительства Гузнянского моста 




фото Валерия КОРОЛЯ

Автор
Ирина ОРЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!