кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

22
Июля
Понедельник
FB TW VK OK
Баннер не установлен
wot.jpg5bc5985a3b71c
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области
43914827 1.jpg5cd2b2f809475

«Всем привет, я новенький!». Как облегчить адаптацию ребенка в классе?

13:44 08.05.2019

Вливаться в новый коллектив всегда волнительно. Дети или подростки особенно боятся оказаться «непринятыми». Как безболезненно стать «своим» в новом классе или школе? С какими трудностями может столкнуться «новенький»?

...В четвертый класс я пришла в другую школу и, к счастью, не одна. Это облегчило ситуацию, потому что была не единственной «мишенью» для изучающих взглядов. К тому же было начало учебного года, а для перехода в новый коллектив это лучше, чем середина. За три летних месяца все дети класса немного изменяются внешне (как правило, подрастают, обновляют гардероб, прически...) и, придя на уроки в сентябре, как бы заново изучают друг друга: Петров вытянулся, Иванова подстриглась и так далее. На таком фоне новый человек в классе не так сильно привлекает внимание.

– Два года назад я переехала жить в другой микрорайон, поэтому пришлось поменять школу. Очень волновалась и надеялась, что все будет хорошо, – признается восьмиклассница СШ № 22 г. Бреста Кристина Тысляцкая. – На линейке набралась смелости и сама подошла к девочкам из нового класса, чтобы познакомиться. Сначала подружилась с ними, а потом и мальчики пошли на контакт. В классе был еще один новенький, но и его приняли хорошо. Перед уроком нас представили, а на перемене мы уже начали общаться. Думаю, новичок должен быть уверен в себе.

Кристина права, ведь еще мудрый царь Соломон говорил: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным». Психологи советуют даже застенчивым хотя бы изображать уверенность в себе (не путать с самоуверенностью!).

Адаптация может продолжаться до двух месяцев, а статус новичка обычно «стирается» через 2 – 3 недели. Считается, в младших классах проблема новеньких не так остра, как в средних и старших. Дети этого возраста более терпимы друг к другу. Присмотревшись к новичку, они не примут его лишь в том случае, если тот окажется задирой. Вообще ученики младших классов больше ориентируются на авторитет учителя, поэтому важно именно его отношение к новому члену коллектива.

– Много зависит от характера ребенка. Если он стеснительный, молчаливый, то, приходя в новый класс, сидит и ждет, кто к нему подойдет, – говорит учитель начальных классов СШ №10 г. Бреста Лариса Погребняк. – И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если он заранее что-то узнает о ребенке и представит его с лучшей стороны, озвучит какие-то достижения.

Алла Витальевна, педагог высшей категории с 40-летним стажем, давно на заслуженном отдыхе, но во время работы в школе всегда поступала именно так. Еще поручала классным активистам взять на первое время шефство над новеньким: показать, где  находятся туалет и столовая, провести в библиотеку, вместе сделать домашнее задание... Беседа с классными лидерами («Поставьте себя на место новичка!») тоже во многом помогала. А если новенький с первых дней боролся за свое лидерство, приходилось общаться и с ним, и с семьей.

– Семья должна понимать, что новый в классе ребенок, по сути, «никто», ведь все «рейтинги» уже заняты. Новичку нужно помочь найти свое место в коллективе, и начинать следует с дружелюбного общения, – продолжает педагог высшей категории Лариса Погребняк. – В каждом коллективе есть свои правила. Если новенький готов к ним прислушаться, принять их и выполнять, адаптироваться будет проще.

Лучше всего заранее познакомиться с классным руководителем, узнать о правилах школы, где что располагается. Если ребенок будет знать, где находится спортзал, тот или иной кабинет, он сможет держаться более уверенно.

На перемене к новенькому никто не подошел? Значит, его не приняли. Возможно, отмечает Лариса Ивановна, он не понравился внешне или воспринят как «лишний» в сложившемся коллективе. А может, учитель представил его как-то «не так». Если же хоть кто-то проявит внимание, значит, все будет хорошо. И можно облегченно вздохнуть, когда нового в классе ученика все сразу окружают, желая узнать о нем больше и ввести в курс дел. 

Лариса Погребняк обращает внимание еще на один важный момент: что говорят в семье перед тем, как ребенок отправится в новый класс. Если все волнуются, не скрывают переживаний и опасений, вспоминают свои невеселые опыты, то в первый же день школьник будет чувствовать себя «зажатым» и крайне неуверенным. А это путь к неудаче. Вот почему нужно настроить ребенка на позитив. Можно попросить его понаблюдать, кто ему улыбнется или как-то иначе выразит свое расположение, а потом проявить инициативу и заговорить первым. Например, попросить что-то передать.

– В начальных классах дети быстрее идут на контакт с новым учеником. Если тот проявит себя на уроках с сильной стороны, то сразу заслужит всеобщее уважение, – отмечает педагог. – В подростковом возрасте на первый план выходят внешние атрибуты: «правильные» смартфон, кроссовки, что-то еще...

Подростки тоже более открыты к представителям своего пола. Они оценивают внешность новенького, его способности, материальное положение, общительность... Поскольку встречают, как правило, по одежке, в первый день одеться лучше нарядней, чисто и аккуратно. Пусть одежда не стесняет движений, ведь это тоже поможет чувствовать себя увереннее.  Для детей старше десяти лет действительно для самоутверждения и повышения самооценки очень важны «правильные» вещи. Если новичок во многом «не дотянул», влиться в коллектив будет тяжело. Если класс упорно не принимает ребенка, нужно обратиться за помощью к школьному психологу.

Семье следует обращать внимание, в каком настроении ребенок приходит с уроков, спрашивать, все ли в порядке, с кем он познакомился. Односложные ответы должны насторожить.

– В 10 – 11-х классах уже видны четкие расслоения по социальному и материальному признакам. Узнайте у ребенка, почему он чувствует себя неуверенно. Если это происходит из-за отличия в одежде, не заставляйте его ходить «в том, что есть», – советует психолог Брестского зонального центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Лилия Охрименко. – Лучше приобрести один комплект, но той одежды, которая принята в этом классе или нравится самому ребенку. Это значительно облегчит процесс адаптации в новом коллективе. 

– В моем классе был случай, когда мальчика не принимали потому, что он был толстый и неуклюжий, – вспоминает Алла Витальевна. – Мне пришлось оставить всех после уроков (без этого ребенка) и объяснить, что излишняя полнота вызвана заболеванием, то есть новый мальчик нуждается в понимании и поддержке. Класс понял, что такая беда может случиться с кем угодно, и протянул новенькому руку. 

 – Коллектив либо идет на общение, либо игнорирует новенького, либо начинается открытый конфликт (драка), – констатирует Лариса Погребняк. – Если родители видят, что ребенка в классе не принимают, они могут устроить общий праздник. Например, в выходной пригласить домой тех, кто живет неподалеку. Тогда точно все будет хорошо!

– Принимайте активное участие в жизни класса (это выставки, конкурсы...), – обращается к родителям Лилия Охрименко. – Купите ребенку необычные тетради, фломастеры, не такой, как у всех, пенал – всё это вызовет интерес к новичку и поможет знакомству.

Чтобы не возникло проблем с адаптацией, лучше переводить ребенка в тот класс, где занимается хоть один его знакомый.

– В наш класс перевели ученика, а здесь занимались три мальчика из его двора. Так он зашел сюда как свой! – рассказывает Лариса Погребняк, добавляя: – Новенькому бывает тяжело еще и потому, что приходится привыкать к педагогу.

Так и есть – знаю это из личного опыта. При переводе в другую школу родители с целью лучшей адаптации определили меня в класс к знакомой учительнице. Увы, она разочаровала. В третьем классе прежней школы на уроке математики мы растягивали каждую букву на всю клеточку, а в будущей уже тогда детей научили писать чуть меньшими буквами, поэтому через год, когда новая учительница требовала от меня того же, я растерялась и уменьшила также цифры. В итоге этот «знакомый педагог» обрушила на меня перед классом поток негодования. Неприятно до сих пор! Кстати, тогда на меня, отличницу, в школе сорвались на крик впервые. Радости от посещения уроков в новом классе поубавилось.

– Большую роль здесь играет поддержка родителей, чтобы они поддержали ребенка морально, не ждали от него сразу очень хороших оценок, – советует Лилия Охрименко. – Не надо ругать: «Вот, в той школе ты учился хорошо, а здесь сразу же съехал!». Надо говорить: «Ничего, это временные трудности, все наладится». 

В старших классах привлекателен тот, кто интересен как личность. Девочек может обрадовать появление в классе умного симпатичного парня, ребят заинтересует приятная в общении девчонка. Отпугнуть может излишняя навязчивость новенького или открытое осуждение им других учеников. Хороший совет: добавить одноклассников в «друзья» в соцсетях, «лайкнуть» чей-то пост, написать дружелюбный комментарий. 

  Новенький может начать посещать те же секции, что и дети, с которыми он хочет дружить, чтобы найти с ними общий язык, общие темы для разговора, – рекомендует Лилия Дмитриевна.

Бывает, над новеньким сразу начинают подшучивать. Но если тот отлично пройдет «тест на чувство юмора» (удачно беззлобно отшутится), сразу станет «своим». Главное, научить ребенка управлять своими эмоциями, чтобы он мог постоять за себя без драк.

Автор
Елена СОКОЛОВСКАЯ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!