кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

20
Июля
Суббота
FB TW VK OK
Баннер не установлен
wot.jpg5bc5985a3b71c
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области
eW9pbV1SIwo.jpg5ccbfdf5b41fd

«Сережа очень тупой»: абсурд да и только

11:38 03.05.2019

Премьера спектакля «Сережа очень тупой» прошла в Брестском академическом театре драмы

Тишину, стоящую в зале, нарушает скрип колес. Три курьера, освещая себе путь фонариками на касках, вкатывают на темную сцену огромный деревянный ящик. При этом не произносят ни слова. Но совершенно не сложно догадаться, что должно прозвучать в этот момент. «Вам посылка». 

Кому – зрителям. От кого – от режиссера. В спектакле «Сережа очень тупой» Денис Федоров играет роль таинственного отправителя. Кажется, это его затылок появляется на висящем экране в тот момент, когда главный герой пытается выяснить, кто заварил всю эту кашу с посылкой и что же внутри. Но ни в конец потерянному Сереже, ни пока еще ничего не понимающим зрителям адресант не собирается давать ответы. Первому дано право самому решать открывать или нет подозрительную коробку. А вторые вправе как угодно трактовать всё, что они увидят дальше, самостоятельно искать рациональное зерно в том театре абсурда, который вот-вот начнется на сцене. И это именно то, что нас роднит с Сережей, – всем придется хорошенько пошевелить извилинами, чтобы разобраться в происходящем. 

Курьеры на время покидают зал, а посылка, оставленная для зрителей, вдруг начинает кашлять: там что-то живое. Сперва из ящика показываются босые ноги, а потом и сам Сережа собственной персоной (актер Михаил Ильич). Внешне типичный хипстер в красной клетчатой рубашке и модно подвернутых брюках, а на поверку – перспективный программист, пишущий приложения для мобильного банкинга. Новенькие шмотки с этикетками, еще не распакованные телефон и ноутбук обнаруживаются, как и сам Сережа, в ящике, который уже не воспринимается просто как деревянная конструкция. Это Сережин привычный мирок, его зона комфорта, куда однажды вторглось нечто абсурдное, иррациональное, не поддающееся никакой логике. 

Сережа сидит в своей модненькой квартирке, оформленной в стиле лофт. Его жена, на секундочку, – дизайнер интерьеров, поэтому все тренды: и минимальный набор мебели, словно сбитой наспех из старых досок, и потолочные светильники на длинных шнурках, и кресла-мешки, которые заменили первый зрительский ряд, здесь абсолютно уместны и логичны. Дома Сережа сосредоточенно работает, пока вдруг не раздается звонок. На другом конце провода курьер обещает принести откуда-то вдруг нарисовавшуюся посылку и при этом произносит самую обыденную фразу «Буду у вас в течение часа». С этого момента и начинаются события, больше напоминающие чей-то бредовый сон. Домофон звонит менее чем через минуту, хозяин едва успевает нажать на кнопку, как уже надо открывать дверь, за которой его ждет самый главный сюрприз – не один, а сразу три курьера, которые заявляют чуть ли не с порога, что будут находиться здесь, как и обещали, «в течение часа». Ну, где такое видано, это просто за гранью!  

 

Самого матерого, советской закалки посыльного, который любит пожурить молодежь избитой фразочкой «А вот в наше время…»,  очень органично играет актер Геннадий Чуриков. В его реплике «С душой надо к людям, с душой», которую он повторяет время от времени, – вся сущность поколения, которому совершенно чужды смартфоны и «компутеры».  Роль среднего по возрасту курьера – судя по всему, расчетливого и прагматичного карьериста, который не выпускает из рук свою папочку и конспектирует в нее всё, что только видит, досталась Вячеславу Цыцковскому. Ну а самого молодого курьера, почти все время выключенного из процесса и ожидаемо зависающего в телефоне, играет Иван Гизмонт. Интересно, что в первоисточнике (спектакль «Сережа очень тупой» поставлен по одноименной пьесе лауреата «Золотой маски» Дмитрия Данилова) курьерская троица оказывалась родом из российского города Грязи. А у Дениса Федорова «инкубатором» для чудаковатых посыльных, считающих работу в стремной конторе под названием Служба Доставки делом всей жизни, становится белорусский городок Узда.

Как стихийное бедствие, курьеры нахрапом вваливаются в Сережину квартиру. Интерпретировав привычную фразу «Буду в течение часа» на удобный им манер, незваные гости ведут себя по-хозяйски – даже надувной диван с собой притащили, но при этом не забывают и про хорошие манеры – у всех на ногах бахилы. Хозяина это, конечно, успокоить не может (а разве кто-то вел бы себя иначе, вторгнись к нему подобные нахалы?), и он всячески пытается выпроводить странную компашку за дверь: грозит им милицией, предлагает деньги, лишь бы только ушли. Но все тщетно, у этих сотрудников из Службы Доставки своя миссия – «надо с человеком посидеть, поговорить, время провести, выслушать».

Кто они – грабители, убийцы, а, быть может, просто актеры, которых наняли для розыгрыша? По ходу спектакля у главного героя, обладающего высоким уровнем IQ, кажется, закипит мозг в попытках найти верный ответ. В течение часа, который нагло отбирают у него загадочные гости, Сергей проходит все пять классических стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и, собственно, принятие. Курьеры, которые сперва оглушали его своим дичайшим промо-танцем «Слу-у-ужба Доста-а-а-вки 8-5-3-5-3-5», доводили до исступления игрой в «Города» по совершенно абсурдным правилам, вызывали холодный пот леденящими душу историями о том, как им пришлось одного клиента хоронить, другому помогать вешаться, а третьему вырезать аппендицит без наркоза, добились-таки своего. Вот он, совершенно вымотанный морально, сидит и говорит с ними. И совсем не о погоде, а о самом высшем.

Человек, который считает себя агностиком и в чьей квартире икона находится в самом дальнем углу – за зрительскими спинами, вдруг абсолютно всерьез задает вопрос в зал: «Вы верите в Бога?». Сережа, как и все мы, окончательно выбит из колеи. Эти странные курьеры, доводя его до предела, казалось бы, бессмысленными разговорами, заставляют взять паузу, заглушить двигатель (не зря же жанр спектакля определен как «роуд муви») с тем, чтобы он смог наконец оглядеться на свою жизнь, где все давно идет по накатанной. На работе запуск очередного приложения, а в семье вечерами обсуждается все та же работа – так в чем же тогда смысл существования? 

Экзистенциального переворота, однако, не происходит. Внезапно домой возвращается Сережина жена Маша (актриса Евгения Годун), которая как ни в чем не бывало приветливо встречает непрошеных гостей, поит их чаем, на чем и заканчивается то самое «в течение часа». Курьеры уходят, но перед этим выполняют свое главное предназначение – оставляют посылку, внутри которой оказывается «что-то живое». Сережей движет любопытство, а Машей – инстинкт самосохранения. Она заставляет «тупого Сережу, который совсем страх потерял», выбросить коробку, вымыть с мылом руки и даже ухо, которое он прикладывал к посылке. А спустя минут пять о случившемся уже никто и не вспоминает. Супруги спокойно и расслабленно за бокалом вина говорят о работе. 

Так и мы, когда Сережа вновь уляжется на дно ящика вместе со всеми своими пожитками, подарим актерам порцию аплодисментов, а затем вернемся каждый в свою зону комфорта, где нам не будут задавать неудобные вопросы, не будут заставлять смеяться над самими собой, не будут взрывать мозг абсурдом, который так прекрасно отзеркаливает нашу реальность. Ну а если желаете все-таки порефлексировать – идите и смотрите.

 

Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!