blueALL.jpg5c0f794b612a8

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

26
Мая
Воскресенье
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
баннер.jpg5cdea6a0cf91a
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области
fake.jpg5c8b78f592156

Как отличить правду от вымысла и не репостить недостоверную информацию

12:05 15.03.2019

 Безобидный лайк, затем репост – и вот мы уже сокрушаемся тому, как быстро интернет превращается в настоящий рассадник фейков. А родительские чаты становятся благодатной почвой, в которой побеги прочно пускают корни и распространяются подобно вирусу. Чего здесь только не встретишь? Страшилки о маньяках, ворующих детей на органы, банде педофилов, земляничных конфетах, которые раздают подросткам возле школ. А под оберткой, конечно же, опасный психотроп. Как отличить правду от вымысла, мы попытались разобраться вместе с экспертами.   

Не успели интернет-сообщества Бреста и области прийти в себя от известий о мальчишке, который, мол, выпив лимонад «Тархун», умер в реанимации больницы, как подоспело очередное страшное предупреждение.

Некий источник просит присмотреться к сообщениям своего ребенка в сервисе «Телеграм». Если вдруг там обнаружатся такие слова, как «закладка», «клад», «адрес», «пробник», бейте тревогу и желательно во все колокола сразу. Ведь это не кто иной, как распространители запрещенного, которые не боятся даже преисподней и бесстыдно окучивают наших кровиночек. 

– Такую информацию мы в любом случае проверяем, – поясняет Zarya.by официальный представитель УВД Брестского облисполкома Сергей Дученко. – Устанавливаем людей, которые могут быть причастны к ее распространению. Зачастую они поясняют, что просто перестраховывались, получив сообщение и передав ее кругу пользователей сети. Мы всегда готовы дать компетентный ответ, помочь разобраться и успокоить население, поскольку информация не соответствует действительности. Тем не менее люди и сами должны нести какую-то ответственность – человеческую, моральную – за распространение недостоверных сведений, ведь не все понимают, так оно на самом деле или нет. 


И поэтому флешмоб «Прочитай и передай другому» запускается на раз-два. Родители, как и в истории про мальчика с лимонадом, по цепочке делятся сообщением, некоторые из них по-настоящему верят в реальность происходящего. Однако «ноги» у сомнительной сенсации настолько длинные, что даже проблематично выяснить, откуда они растут на самом деле.

Достаточно поискать ключевые фразы в интернете – и вуаля: миф о закладках с пробниками, словно птица Феникс, воскресает из пепла каждый раз на новом месте. Будённовск, Киров, Иркутск, Севастополь – в новостных пабликах этих городов в разное время всплывала аналогичная информация. Впору бы включить Станиславского с его легендарным «Не верю!», но у страха, как говорится, глаза велики. По родительской психике подобные известия бьют наотмашь и попадают прямо в цель. 

– Основная причина доверия к фейковым новостям – это некритичность мышления, – считает Елена Медведская, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина. – Когда взрослый продолжает, как маленький ребенок, без каких-либо самостоятельных раздумий и анализа, трактовать все, что он видит или слышит, как «чистую правду». Отсюда рождается и стремление побыстрее передать новость дальше, подпитываемое иллюзией приобщения к некоторому могущественному и тайному источнику данных. Еще одной причиной доверия выступает соответствие новости ожиданиям ее потенциального потребителя, которое можно сравнить с зерном, упавшим на благодатную почву. Кто-то настроен враждебно по отношению ко всему миру, поэтому для него любая плохая новость выступает подтверждением его общего настроения. У кого-то есть негативный медицинский опыт, и он считает всех врачей шарлатанами, поэтому для такого человека в буквальном смысле слова «бальзамом на душу» являются любые намеки на их некомпетентность.


На ум приходит еще один свежий пример. Буквально месяц назад в интернете живо обсуждалась история об ученице одной из столичных гимназий, выпрыгнувшей из окна якобы после игры в мессенджере. «У нее в телефоне было предсмертное видео, – гласил текст сообщения, которым родители предостерегали друг дружку в Вайбере. – Следователи разбирались, смотрели ее телефон. Сегодня утром сообщили, что виной всему – новая игра М.».

Следователи действительно разбирались и, вероятно, смотрели гаджет, вот только подтверждения вышесказанному не нашли. В нашей стране случаев смерти от упомянутой игры зафиксировано не было, отметили в Следственном комитете и посоветовали на подобные информационные вбросы попросту не вестись.    

Разумеется, некоторые из них очень искусно замаскированы под истину. «Мне рассказала кума, а ей – учительница на школьном собрании, – привносят нотки правдивости в небылицу сами пересказчики фейков». Понятное дело, во времена наших бабушек и дедушек сарафанное радио было чуть ли не единственным источником информации.

С появлением глобальной паутины информационный поток возрос в геометрической прогрессии, предоставляя человеку свободу выбора. Беда лишь в том, что достоверность интернет-продукции в большинстве своем весьма сомнительна, а современный человек не всегда способен отфильтровать информацию. 

– Как правило, фейковые новости спекулируют на базовых человеческих ценностях: безопасность жизни, здоровье, социальная справедливость и прочих, – размышляет Елена Медведская. – Их опасность заключается в том, что они поддерживают и укрепляют искаженные представления о мире, которые в свою очередь выражаются и в таком же искаженном поведении, отвлекая людей от решения реально стоящих перед ними задач.


Разумеется, в действительности фабрики фейков не существует. Вряд ли кто-то нажимает на заветную кнопочку, и с конвейера сходят отборнейшие небылицы. Интернет – это среда обитания, где абсолютно любой может почувствовать себя в роли ньюсмейкера. При этом желание в числе первых поделиться интересной информацией настолько велико, что ее достоверность порой отходит на второй план.

– Фейковые новости существовали задолго до появления медиа в форме сплетен, наговоров и интриг, – отмечает собеседница. – Их создатели испокон веков преследуют некие корыстные цели, как правило, это власть и деньги. С появлением интернета процесс фальсификации существенно упрощается и ускоряется. Но за технологическими новинками кроется та же психологическая сущность провокатора и черного пиарщика. В информационном обществе одним из аспектов стремления к власти становится влияние на сознание потребителя этих новостей, поскольку сама информация уже диктует, о чем именно человеку думать, каким содержанием заполнять свое мышление и разговоры.

Так, в конце минувшего года один из новостных пабликов Бреста выложил в сеть коротенькое видео, снятое на телефон. В кадре – сирены с мигалкой, кареты неотложки, а за кадром мужской голос сообщает зрителю о том, что в автобусе возле супермаркета «Микс» в Ковалево была стрельба. 

Правоохранители ситуацию разъяснили: одному из пассажиров всего лишь защемило ногу дверьми автотранспорта, вызвали «скорую», рядом по чистой случайности оказалась и милиция. «Выстрелила» в данной истории только версия событий очевидца, который неверно трактовал происходившее. Да и то ненадолго: видео удалили, наверное, быстрее, чем злополучный автобус продолжил движение по привычному маршруту.  


– Отличить подлинную информацию от фейковой могут помочь два приема: во-первых, это опора в оценке информации на жизненный опыт и здравый смысл, – говорит Елена Медведская. – Конечно, в жизни может случиться всякое, но насколько реалистично событие, описываемое в новости? Во-вторых, это обращение к надежным, прежде всего, официальным источникам информации, а не к безымянным страничкам социальных сетей. Потребителям новостей необходимо сохранять здоровый скепсис, размышляя самостоятельно, а не посредством навязанных извне штампов.

Кроме того, даже по своей стилистике фейки значительно отличаются от официально подтвержденной информации: больше эмоций, меньше фактов. 

– В официальной информации, прежде всего, указан ее источник, – резюмирует Сергей Дученко. – Например, если мы обращаемся к публике с неким предупреждением, в сообщении обязательно будет подписано: информирует УВД Брестского облисполкома. И так делают все государственные структуры – МЧС, Следственный комитет, прокуратура и прочие. Гражданам следует быть бдительными и не поддаваться на провокации. Ведь, кроме всего, такие рассылки могут быть замаскированы под вредоносные программы. 

Автор
Нина МИТЮКОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!