greenNew.jpg5c0f641b2c53a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

23
Апреля
Вторник
FB TW VK OK
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rodinka2.jpg5cb02d256a88c
Что? Где? Когда?
Как вы обычно просыпаетесь утром?
Курс валют в Бресте и области
AK5Z1162.JPG5c51ad14cfea5

Краеведческий музей презентует 12 артефактов из истории тысячелетнего города (фото)

15:56 30.01.2019

…«Твердой рукой мастер обрезал зубья, а затем вырезал тринадцать букв древнеславянской азбуки – кириллицы с буквами от А до Л» – звучит комментарий к фото на экране, словесно дополняя  вещественный образ далекого прошлого. Под приподнятым пологом темно-синей материи открывается стеклянный куб, внутри которого – экспонируемый предмет, в ярких лучах света безмолвно «позируемый» журналистам и другим приглашенным. Так в среду приступил к воплощению нового проекта «Двенадцать артефактов» Брестский областной краеведческий музей.  

Идея проекта заложена в названии: каждый месяц юбилейного 2019-го музей в течение недели будет представлять для всеобщего обозрения по одному предмету, имеющему особую историко-культурную и мемориальную ценность. 


Автор проекта, заведующая научно-экспозиционным отделом краеведческого музея Нина Кириллова, ответственная за основные организационные моменты, в том числе за подготовку соответствующих информационных справок, разработку сценарных планов и, конечно же, отбор заявленной дюжины артефактов, поясняет: 

- Речь идет о предметах разных коллекций. А именно – документов, археологии, вексиллологии (изучение флагов, знамен, штандартов, вымпелов), иконописи, одежды и так далее. Каждый экспонат уже подобранного ряда  соответствует определениям «первый», «единственный», «уникальный», объединяет же их очень важное обстоятельство – связь с историей и культурой тысячелетнего Бреста. 



Право первой демонстрации самшитовый гребень с кириллическим алфавитом начала XIII века получил не только в силу того, что он является историко-культурной ценностью первой категории, внесен в Список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и с него следует начинать, даже исходя из хронологии. Само существование данного предмета позволяет многие века спустя делать конкретные выводы в противовес мифам и «чистым», не основанным на конкретике фактов гипотезам. 

Этот гребень наглядно подтверждает – в эпоху раннего средневековья, то есть с IX по XIII столетия, Берестье успешно развивало торговые связи с самыми отдаленными, за многие тысячи километров, землями. Известно, что самшит часто упоминается античными авторами, тем же Овидием, крупные ареалы его произрастания включают африканский, центральноамериканский и евроазиатский: от Британских островов через Южную Европу, Малую Азию, Закавказье, Китай до Японии и Суматры. Однозначно – для обработки этого дерева, тем более в тогдашних условиях, требовались особое мастерство и искусство: самая твердая и плотная из всех встречающихся в Европе однородная тяжелая древесина самшита впоследствии применялась для изготовления музыкальных инструментов, измерительных приборов, деталей оптических и хирургических инструментов, а также – печатных машин.


В вырезании букв на износостойкой гладкой поверхности сейчас просматривается определенный символизм: мог ли искусный житель Берестья предполагать, что почти полное истребление самшита во второй половине XIX века будет связано с развитием ксилографии – гравюры на дереве, когда иллюстрации в газетах резались на самшитовых досках, иногда размером с газетный разворот?

Но, пожалуй, что наиболее ценно – гребень доказывает, что наши предки уже в то время были грамотными, умели читать и писать. Причем в этом они не сильно запаздывали по сравнению с  остальными народами, если принимать во внимание сопоставление дат и событий. 

Как известно, старейшими кириллическими памятниками считаются многочисленные восточнославянские, среди которых наиболее важны датированные: Остромирово Евангелие 1056 –  1057 года, Изборники Святослава 1073 и 1076 годов, Служебные Минеи 1095, 1096, 1097 годов. «Берестейский гребень – это самый первый, самый древний и пока единственный букварь, обнаруженный на территории Беларуси. Наши предшественники знали кириллицу и активно ею пользовались. Об этом говорят найденные берестяные грамоты – памятники бытовой переписки. То есть не только знать, но и обычные люди были образованными, вели между собой переписку, в то время как в Западной Европе даже монархи вместо подписи зачастую ставили крестик», – поясняет директор Брестского областного краеведческого музея Алексей Митюков. 


Увы, личность берестейского резчика по дереву так и осталось неустановленной, зато истории известно имя того, кто обнаружил гребень-артефакт. Это произошло в 1970 году при раскопках древнего городища Берестье, счастливчиком оказался местный школьник-волонтер Виктор Петручик. Вместе с ним по соседству трудился приглашенный на открытие проекта Александр Савчук, по непредсказуемости судьбы в 2012 году оказавшийся трехмиллионным посетителем археологического музея «Берестье».

 – От места, где был найден гребень, я находился всего в трех-четырех метрах. Тогда раскопки в основном вели обычные подростки пятнадцати-шестнадцати лет, нас было порядка трех десятков человек. Существовала определенная дневная норма, которую требовалось выполнить – раскопать участок в четыре квадратных метра, при этом действовала система материального стимулирования – два рубля за ценный предмет. Обнаружение гребня, к слову, не произвело какого-то особого ажиотажа – находка как находка, одна из многих – тогда мы находили керамику, кожаные изделия, Виктору записали ее в ведомость – и все. И только несколько недель спустя,  после изучения, пришло понимание того, насколько уникальный предмет он нашел, – вспоминает Александр Антонович. 

То, что в условиях единой огромной державы гребень не «переселили» в учреждение культуры Минска или любого другого большого города Советского Союза, – уже своего рода чудо. На протяжении долгих десятилетий в силу особой ценности оригинал хранился в отделе фондов Брестского областного краеведческого музея: все это время в экспозиции «Берестья» демонстрировался муляж. Возможность увидеть своими глазами тот самый, настоящий гребень, запечатлеть его на память предоставлена до 6 февраля включительно.  





фото Валерия КОРОЛЯ

Автор
Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!