greenNew.jpg5c0f641b2c53a

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

15
Декабря
Суббота
FB TW VK OK
Баннер не установлен
wot.jpg5bc5985a3b71c
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
rod.jpg5a96ad12c3b7c
Что? Где? Когда?
Как надо праздновать Новый год?
Курс валют в Бресте и области
AK5Z5863.JPG5bf654cce16de

У первого в Беларуси шахматного робота появятся «зрение» и «голос»

09:03 22.11.2018

Вжик-вжик, вжик-вжик. Под эти жужжащие звуки, напоминающие работающий блендер или фен, механическая рука переставляет на доске фигурки и сама нажимает на часы. Так играет партию первый белорусский шахматный робот по имени Анастасия.

Увидеть ее в деле брестчане могли на II Международном фестивале «Черная пешка». А некоторым даже посчастливилось сразиться с необычным соперником: за время фестиваля Настенька провела более 500 партий. И, безусловно, стала всеобщей любимицей. 

Хотите познакомиться с ней поближе? Без проблем! Мы заглянули в гости к Анастасии и узнали много интересного: как она получила свое имя, сколько весит и какие преображения ждут ее в будущем. 


В настоящее время Настенька «живет» в лаборатории роботехники Брестского государственного технического университета, где на свет появилось ее программное обеспечение. В его разработке участвовали студенты 4-го курса факультета электронно-информационных систем Артем Скарубо, Сергей Аллакаев и Анастасия Христолюбова. А идея создания шахматного робота принадлежит директору фестиваля «Черная пешка» Катерине Таберко.

– В Германии играет шахматный робот Kuka, в России есть Chesska, придуманный известным тренером Константином Костенюком, – рассказывает Катерина Таберко. – И мы подумали: как же так? Наша страна славится IT-специалистами, шахматы в Беларуси переживают очередной виток популярности – так почему у нас до сих пор нет своего шахматного робота?

Проект планировался масштабный и, конечно, дорогостоящий. Только стоимость одних комплектующих для Настеньки должна была превысить 30 тысяч евро. 

–  Но оно того стоило. Ведь в итоге получился совершенно уникальный робот, - продолжает Катерина. - Это не просто первый шахматный робот в Беларуси. Это, в принципе, первый настоящий робот в нашей стране, который не просто веселит и развлекает публику, он способен обучать детей и взрослых игре в шахматы. 


Свое имя робот получил не случайно. Во-первых, создатели выбирали что-то славянское. Во-вторых, большую роль сыграл и тот факт, что имя Анастасия оказалось очень популярным среди известных шахматисток. Да и в команде разработчиков робота есть своя Анастасия.

– Мы назвали нашего робота в честь международного гроссмейстера Анастасии Зезюлькиной, а также в честь вице-президента ФИДЕ, председателя Белорусской шахматной федерации Анастасии Сорокиной, – отмечает Катерина Таберко.

Вес Настеньки, как у настоящей леди, – около 55 килограммов (столько весит вся установка: рука и платформа, на которую она крепится). Робот умеет сам готовить доску к началу игры, а после окончания партии, независимо от результата, исполняет радостный танец. Также Анастасия способна сама передвигать фигуры на доске и нажимать на часы. Для обдумывания хода ей достаточно всего секунды, хотя время может задаваться самое разное. А на все манипуляции с фигурой и часами она тратит примерно секунд десять. 

– Конечно, человек передвигает фигуры гораздо быстрее, его превзойти в этом сложно, но, я считаю, что у нашего робота и так неплохая скорость, я доволен, – говорит один из разработчиков Анастасии Артем Скарубо. 


Парень вспоминает, что «научить» робота захватывать фигурки оказалось чуть ли не самым трудоемким процессом, так как все они имеют разную высоту и диаметр. Поэтому пришлось тестировать несколько вариантов захвата, а это далеко не один час  игры с Настей.

Кстати, помимо сотрудников университетской лаборатории и директора «Черной пешки», тестировал Настеньку и специально приглашенный мастер ФИДЕ Дмитрий Буланов. Известный шахматист остался очень доволен уровнем игры, который показал робот. 

– В целом же мы писали программное обеспечение около четырех месяцев, – рассказывает Артем, одновременно запуская Настеньку через обычный ноутбук. – Дело в том, что в шахматах множество вариантов развития событий, и нужно было продумать всё досконально, чтобы робот справился с каждым из них: и со сбитием, и с рокировкой, и с превращением пешки, и с взятием на проходе. Наверное, это было самым сложным в нашей работе. 

Артем признается, раньше он не был поклонником шахмат, но с появлением в его жизни Анастасии, захотелось им стать. Причем важно было не только разобраться во всех технических тонкостях и правилах игры, но и попытаться понять психологию шахматистов, чтобы отразить все эти нюансы при создании искусственного интеллекта. Это пока Анастасия не умеет разговаривать, но в планах разработчиков – подарить в ближайшее время роботу «голос» и «зрение».

– В настоящее время Анастасия не оснащена камерой, – говорит Артем Скарубо. – За ходом игры ей помогают следить специальные магнитики, прикрепленные снизу каждой фигурки, которые размещаются на электронной доске. 

Камера же позволит роботу видеть не только всё происходящее на доске, но и своего соперника, а это значит, что Настя будет способна вступать с человеком в контакт и общаться. Планируется, что в будущем робот сможет комментировать партии. Причем не сухо, а с юмором, так как рассчитан он все-таки на детскую аудиторию. 


Уже в новом году Анастасия сменит прописку и самое главное – начнет работать. Она будет преподавать в шахматной школе «Черная пешка». На занятия к необычному тренеру многие родители записывают своих детей уже сейчас. Большую популярность Анастасия снискала после недавнего фестиваля, где с ней смогли посоревноваться сотни человек, большинство из которых – дети. 

– От желающих сыграть партию с нашим роботом просто не было отбоя, – говорит директор фестиваля «Черная пешка» Катерина Таберко. – И это несмотря на то, что обыграть Анастасию юным шахматистам было практически невозможно. Пока мы не дали намеренно им такой шанс, пойдя на небольшую хитрость. Артем – большой гуманист, и он специально установил разное время для человека и робота, в итоге 18 партий закончились поражением Насти – детки обыграли ее по времени. 

Учитывая большой спрос на шахматного робота, разработчики хотят его апгрейдить таким образом, чтобы в будущем Анастасия смогла проводить сеанс одновременной игры, то есть играть сразу на нескольких досках. 


фото Валерия КОРОЛЯ

Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!