кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

19
Ноября
Понедельник
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
wot.jpg5bc5985a3b71c
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
pravilaRI19.jpg5bdc2552a90fe
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области
1ffdf19f8814695789d4b9e5f752d561.jpg5bd3137eb733d

Синдром спасителя

16:15 26.10.2018

Название вынесенного в заголовок научного термина, хорошо известного любому дипломированному психологу, поневоле приходит на ум, когда знакомишься с недавним интервью лауреата Пулитцеровской премии, американской журналистки Эн Эплбаум: оказывается, на другом берегу Атлантического океана за многие тысячи километров гораздо виднее, что делать и как жить белорусам.

В прошлом Эплбаум – студентка Оксфорда и Лондонской школы экономики, сотрудник «The Economist», «Evening Standard», ныне – публицистка «The Washington Post», а также эксперт ряда аналитических центров. Ничуть не умаляя профессиональных достоинств и успехов этой  леди, все же с большой долей вероятности предположим, что ее экспертные выводы, касающиеся непосредственно Беларуси, тенденциозны и далеко не всегда являются истиной.

Известно, что за рубежом представления о нашей стране, ее восприятие зачастую складываются из личных умозаключений сотрудников масс-медиа – порой скандально-эпатажных: достаточно вспомнить не столь давнюю историю, когда американский телеканал CNN назвал монумент «Мужество» в Брестской крепости уродливым, а потом извинялся. Долгие десятилетия Эн Эплбаум точно так же на основании собственных выводов привносит толики негатива в государственный имидж Беларуси, и это не гипербола. В ее первой книге «Между Востоком и Западом», написанной после посещения Беларуси в начале 1990-х, сама идентификация белорусов как нации поставлена под сомнение на том лишь основании, что – цитата – «Тут Польша, а не Беларусь, после войны сюда (на Виленщину. – Прим. Е.Л.) привезли русских, которых назвали белорусами». Сами то ли русские, то ли белорусы мечтают быть поляками, потому что «Польша более современная и интересная». Белорусскую столицу журналистка и вовсе представила как «безобразный город, про внешний вид которого никто не заботится, потому что никто не ощущает себя связанным с ним, это город без души, который душится в собственной грязи, очередях, запахе немытых тел, дыме сигарет».

Прошло четверть века. Читая нынешнее ее интервью, создается впечатление, что «воз и ныне там». И сегодня журналистка-эксперт продолжает всерьез убеждать: «поскольку у белорусов не было государства, то не было и лидеров. Не имея шляхты (?), они никогда не могли дать руководителей национально-освободительных восстаний (уроженец Мостовлян Гродненской губернии Кастусь Калиновский, видимо, не в счет). Начитавшись подобных вольных трактовок, зарубежный обыватель и впрямь может поверить в некую «недозрелость» белорусской нации и белорусского государства. Даже рекомендации от Эплбаум типа «Беларуси нужен национализм – в плане патриотизма, ощущения общности, восприятия народом своей истории» или «Необходимо строить свое государство, свою нацию и делать свою национальную идентичность привлекательными, создавать интересную белорусскую культуру» воспринимаются  плохо скрываемыми упреками в том, как будто всего этого у нас не было и нет.

Методичное, с постоянством качающегося маятника, «опускание ниже плинтуса» Беларуси и белорусов – это не только личное мнение американской журналистки или ее собственное видение темы исключительно в депрессивных и мрачных тонах, но и наглядное отражение тактики США в отношении неугодных им стран. Сообразно этому, книги и интервью Эн Эплбаум являются иллюстрациями упомянутого выше синдрома спасителя, когда такая страна выставляется в качестве жертвы, которую надо спасать. Для обладательницы «Пулитцера» единственное спасение Беларуси, правда, неизвестно от кого и чего, видится в разворачивании державного курса на Запад.

Симптоматично, что саму идею белорусской независимости и суверенитета, точно так же, как и многовекторность внешней политики, интервьюируемая рубит, что называется, на корню, рассматривая нашу республику исключительно в качестве зоны влияния РП или РФ. Раз такой выбор, по ее мнению, неизбежен, то ориентироваться следует непременно на Польшу. При этом спасение утопающих должно быть делом рук самих утопающих. «Я очень хочу надеяться, что гарантом белорусской государственности выступил бы Европейский Союз. Я считаю, что белорусам надо тяжело работать, чтобы убедить Европу, что вы ее часть, что вы ощущаете себя частью этой цивилизации. Доказать так, чтобы они почувствовали это родство с вами», – откровенничает Эн Эплбаум, добавляя, что в плане поддержки… рассчитывать на США нечего.

Вопреки вышеприведенным нотациям, Беларуси теперь никому и ничего не надо доказывать. Тогда, в начале девяностых, республика не стала копировать польский вариант развития вовсе не потому, что, как уверяет журналистка, этому помешал и неготовность белорусов к кардинальным переменам и страх перед новациями: мы просто выбрали свой собственный путь – как оказалось, далеко не самый худший. Во всяком случае, сегодня Минск вошел в тройку самых чистых городов мира.           

И еще один момент, на который нельзя не обратить внимания. Когда госпожа Эплбаум говорит, что «никто не захочет быть белорусом, если это не динамично, не интересно и не привлекательно», она действительно в это верит – искренне и без лукавства, ибо в истинном американском понимании патриотизм воспринимается пряником или печенькой, подаренными в качестве вознаграждения за заданный сугубо меркантильный вопрос: «А что мне будет за то, что я – белорус?». Ведь действительно, можно же просто вычеркнуть из памяти, стереть, как налипшую грязь с ботинок, привязанность к родным местам, вытравить каленым железом любые проявления ностальгии и уехать восвояси за тридевять земель, в чужие края, где жизнь пожирнее да посытнее. К слову, когда-то именно так и поступили предки самой Эн Эплбаум, чего она и не скрывает: «У моего прадеда не было хороших воспоминаний о Кобрыни (населенном пункте, в котором он проживал до переезда в США. – Прим. Е.Л.). А, может, Кобрынь стал для него историей, которую лучше просто забыть? Так большинство его поколения восприняло эмиграцию. Если они выбрали эмиграцию в Америку, значит, хотели быть американцами и утратили интерес к тому, что было раньше»…   

В исконном же славянском понимании понятие патриотизма всегда базировалось не на материальных ценностях, бонусах и преференциях: здесь Родине абсолютно не обязательно быть самой сильной, процветающей и богатой, чтобы ее любили по-настоящему – искренне и беззаветно. Именно эта бескорыстная любовь вкупе с лучшими человеческими качествами не единожды помогала выстоять в самых тяжелых испытаниях. Пускай белорусскому патриотизму не так, как американскому, присущи пафос и эффектные – напоказ – внешние проявления, зато он, не столь броский и заметный, тихий и в чем-то скромный, укоренился глубоко в сердце и душе. Поэтому и главный вопрос для белорусского патриота совершенно иной: «А что я хочу и могу дать своей стране»? 

Самое главное достижение Беларуси за относительно небольшой  период ее независимости и суверенитета – то, что ее граждане сегодня осознают себя белорусами: однозначно, безальтернативно, без каких-либо иных вариантов идентификации и позиционирования. Куда актуальнее гипотетического выбора стать частью Запада или Востока другая реальная дилемма, возникшая с момента открытия «железного занавеса»: уехать за рубеж в поисках счастья или остаться на родине, ковать свое счастье здесь, подтверждая вечную правоту пословицы «Где родился – там и сгодился». Согласимся, только таким образом, пустив корни в родную почву, глубоко и надолго врастая в нее, можно сделать Беларусь ни в чем не уступающей другим европейским государствам.

Автор
Евгений ЛИТВИНОВИЧ

Комментарии

Antimatter
30.10.2018 21:53:41
в ответ на комментарий пользователя Klaus от 30.10.2018 09:31:46
Всем пофиг, ибо 99,99% белорусов не знают, кто такая эта американка и их не интересует ее мнение.
Klaus
30.10.2018 09:31:46
Мне одному пофиг, что они там считают? Даже не хочу читать и реагировать на это
Livescore
29.10.2018 15:59:11
Лучше бы Эплбаум покопалась в американской истории - как уничтожался исконный американский этнос. А если говорить о национальной "свядомасци", то она не состоит в том, чтобы бить себя в грудь со словами "Я - белорус!". Большинство белорусов в этом плане очень мудрые - они не ставят во главу угла свою национальность. Национальность - это не ценность, а данность. А американцы, уничтожившие исконных американцев, пусть себе кричат на всех углах про великую америку...может, станут наконец, 100-проценьтными американцами, если будут в голову себе это вбивать
Денис
26.10.2018 20:19:11
С творчеством госпожи Эн Эплбаум я не знаком, но по прочтении статьи мне показалось, что в своём мнении о нашей стране она абсолютно права.

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!