кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

19
Ноября
Понедельник
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
lestv.gif537ef1827c008
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
pravilaRI19.jpg5bdc2552a90fe
Что? Где? Когда?
Как вы оцениваете качество, оказываемых ЖКХ услуг?
Курс валют в Бресте и области
DSC_6814.jpg5bd3081f4d9de

Шах и мат болезни. Парень с тяжелой формой ДЦП старается вести обычный образ жизни

15:27 26.10.2018

При знакомстве Саше Мурашко с большим трудом дается даже простейший ритуал: пожать руку в ответ ему не позволяют гиперкинезы. У Саши тяжелая форма ДЦП. Поэтому буквально всё, что мы обычно делаем на автомате, ему приходится постигать через неимоверные усилия.

Сегодня Сашиному упорству и терпению могут позавидовать многие. Но больше всего поражает его умение найти выход из любой, даже патовой ситуации. В третьем классе он начал сочинять стихи: и если сначала их записывали учителя и родители, то со временем юный поэт наловчился сам – при помощи носа стал печатать их на компьютере.

«Если кажется, что решить задачу сложно, значит, ее нужно решить другим способом», – написал однажды Саша в своем письме, которое попало ко мне в руки совершенно случайно, в очередной раз подтвердив теорию шести рукопожатий. У этого послания не было конкретного адресата, но была цель – показать людям на своем примере, что никогда не стоит сдаваться.

Саше – 26. Он не может ходить. Также из-за болезни его «не слушаются» руки. Но при этом он старается вести обычный образ жизни и не быть ни для кого обузой. Стоя на коленях, он научился заправлять кровать. Если остается дома сам, то пьет из глубокой посуды. Аналогично съедает и завтрак, когда родители уходят на работу.

«Из-за детского церебрального паралича у меня снижено зрение – ношу очки, – делится в письме парень. – Чтобы их надеть, слегка надавливаю на них лбом, в результате чего они поворачиваются на девяносто градусов, сразу цепляясь за уши». 

Саша Мурашко живет с родителями в агрогородке Томашовка Брестского района. О встрече мы договаривались с его мамой – Анной Ивановной. Во-первых, у Саши нет телефона: связь с внешним миром он держит исключительно через компьютер, имея странички почти во всех соцсетях. А во-вторых, мама Аня – главный переводчик. Когда Саша волнуется, его речь людям со стороны может показаться невнятной. Но близкие понимают его буквально с полуслова.       

Родители Саши – медики: папа – врач, мама – лаборант. Оба работают в сельской амбулатории. В двухэтажном здании, расположенном в центре деревни, и живет большая семья Мурашко. Помимо Саши, у Анны Ивановны и Юрия Федоровича, еще двое детей. Двадцатилетняя Надежда – уже студентка, учится в Гродненском госуниверситете. А младшенький Миша – первоклассник: разница между ним и Сашей ровно двадцать лет.

– Саша появился на свет 18 июня 1992 года, – вспоминает Анна Ивановна. – Это было время, когда УЗИ делали далеко не каждой беременной. На весь город, а на тот момент мы жили в Гродно, было всего два аппарата: в одной из поликлиник и, собственно, в роддоме. О том, что ребенок обвит пуповиной, врачи узнали слишком поздно – на самих родах. Последствия этого были необратимы: из-за двойного обвития произошла гипоксия плода...

Как медик Анна знала, какой исход может быть у таких проблемных родов. Поэтому, не дожидаясь дурных вестей, семья начала профилактику: ребенка возили на массажи, делали ему необходимые инъекции. И к восьми месяцам Саша уже радовал родителей своими успехами: он пробовал сидеть, говорить первые слова. Все изменилось кардинально после банального ОРВИ.  

– После перенесенной простуды в Сашином организме произошел сбой всех процессов. Развитие не то чтобы приостановилось, оно пошло в обратную сторону. И первым тревожным звоночком для нас стало то, что Саша теперь с трудом брал какие-либо предметы…

Когда врачи сообщили диагноз – ДЦП,  родители первым делом взяли себя в руки. И поставили перед собой цель – во что бы то ни стало помочь своему ребенку. А начать нужно было с самого простого – перестать его жалеть. 

– Мы с детства настроили Сашу, что он обычный ребенок. Никогда не делали ему никаких поблажек: если он начинал чем-то заниматься, то должен был закончить это сам. Сейчас, глядя на успехи сына, я понимаю, что мы поступали правильно.

Почти все Сашино детство прошло в клиниках и санаториях. Родители не жалели ни денег, ни сил, ни времени, чтобы облегчить жизнь сыну. Но как медицинские работники они прекрасно понимали: многие процессы уже не вернуть обратно. Это касалось, например, ходьбы. Саша так и не сделал первые шаги. В четыре года он научился передвигаться на четвереньках, опираясь на кулаки. С тех пор это его основной способ перемещения по дому. На улицу же он выезжает на коляске.

– Поначалу Саша передвигался по дому на ходульках, – вспоминает Анна Ивановна. – Когда мы показали ему, как можно ползать, он, задавшись целью научиться, повторял это изо дня в день. Конечно, если бы у него была не гиперкинетическая форма ДЦП, все происходило бы быстрее. А так как поражен мозжечок, то, увы, пришлось потратить на это очень много времени.

Когда Саша учился ползать, он показал себя настоящим бойцом и до сих пор держит эту марку. Чтобы передвигаться по дому, ему нужны регулярные тренировки. Поэтому каждое свое утро он начинает с зарядки: пару «приседаний» стоя на коленях плюс упражнения с гирями и эспандером для укрепления мышц рук.

– Я и брата заставляю делать зарядку, – вступает в разговор Саша, когда речь заходит про спорт. – Но его надолго не хватает. Ему всегда хочется все сделать быстрее.  

– Да, Саша у нас был более усидчивым ребенком, чем Миша, – с улыбкой подтверждает мама. – Он всегда все досконально делал: от А до Я. И это касалось всего: и увлечений, и учебы.  

Говорить Саша начал, как и большинство его ровесников, после двух лет. Однако первые слова понимали только родные. Поэтому к четырем годам родители, чтобы простимулировать развитие речи, купили ему плеер. Мальчик с удовольствием слушал сказки и песни, и уже через пару месяцев таких занятий стал говорить гораздо чище.

Благодаря аудированию у Саши хорошо развилась и слуховая память, что здорово помогло ему в школе. Первая учительница постоянно говорила: в классе только два ученика обладают феноменальной способностью – схватывать информацию буквально на лету и тут же воспроизводить ее. В их числе был Саша. 

– Кстати, первый педагог и разглядела в нем поэтический дар, который мы абсолютно не замечали, – говорит Анна Ивановна, достав с полки толстую папку с сочинениями сына.

– А о чем стихи? – интересуюсь, разглядывая вырезки из газет: многое было опубликовано, когда Саша учился еще в младших классах.

– Саша почти всё посвящает природе.

– И маме, – делает важное уточнение он.

– А что тебя вдохновляет? Может, есть любимый поэт?

– Да, – даже не задумываясь, говорит он, – это Пушкин. 

Как и его знаменитый тезка, Саша пишет не только стихи, но и прозу. На самом видном месте в комнате как раз красуется один из последних дипломов, взятых им на литературном конкурсе. 

Как только попадаешь в Сашину комнату, сразу замечаешь любовь хозяина к водной стихии: морские обои, а над столом в рамочке – нарисованный им корабль. Саша с детства обожает рисовать. Причем из-за того, что у него не развита мелкая моторика, делать это он может только очень толстыми карандашами, едва помещающимися в ладони.

Также на полках замечаем много настольных игр, среди которых – шашки и шахматы. Саша тут же предлагает мне сыграть партию. Выбираем шашки. Поскольку мелкие фигурки удержать ему трудно, он называет координаты на доске, а я уже передвигаю шашку. С соперником Саша разделывается в два счета.

– В шашках и шахматах ему нет равных, выигрывает у всех: и у папы, и у дедушки, – смеется мама. – Он играет с детства, и за счет этого у него хорошо развито логическое мышление, поэтому в школе математика, особенно геометрия, давалась без проблем.

Саша учился дома, но при этом никогда не чувствовал себя одиночкой. Поскольку школа – через забор, к нему часто заходили одноклассники, и он сам постоянно участвовал в школьных мероприятиях. Окончил учебу он с золотой медалью.

После чего поставил родителей перед фактом: буду поступать. Те, конечно, понимали, что в университете сыну придется трудно из-за большого объема нагрузок, но переубеждать не стали: хочешь – пробуй. 

– Выбрать психологию ему посоветовали школьные учителя, – рассказывает мама. – Они всегда отмечали, что Саша – тонкий психолог, способный дать дельные разъяснения по любому вопросу.    

Саша поступил на психолого-педагогический факультет БрГУ имени А.С.Пушкина. Учился заочно, и все шесть лет с ним на сессии ездила мама. Поскольку большинство экзаменов приходилось сдавать устно, Анна Ивановна иногда выступала в роли переводчика. Хотя некоторые преподаватели, умеющие слушать и обладающие терпением, обходились и без ее помощи, отлично понимая «особенного» студента.

– У Саши везучая рука, он всегда вытягивал самые легкие билеты. Всё сдавал без хвостов. Но для этого ему приходилось от сессии к сессии учиться, почти не зная отдыха. Он большой трудяга: все рефераты и контрольные писал самостоятельно.

– В универе меня часто спрашивали: зачем тебе это надо? – вспоминает немного с обидой Саша. – А я просто хотел учиться.

Больше всего на свете он хотел получить специальность, а потом найти работу, чтобы не сидеть на шее у родителей, а, наоборот, помогать им хоть немного финансово. И у него это получилось. Сегодня Саша работает в интернете, оказывая помощь студентам в написании рефератов, контрольных, курсовых. Он с гордостью показывает нам свой рабочий кабинет на сайте, где у него одни «пятерки» за выполненные задания и только хорошие отзывы. 

– Когда у него есть заказ, он может днями и ночами сидеть за работой, пока все не сделает. Из-за компьютера встает только, чтобы поесть и поспать… 

Первый компьютер, кстати, появился у Саши в классе пятом. Он довольно быстро его освоил, «изобретя» свой собственный способ работы за ним. Это ноу-хау Саша практикует до сих пор. Монитор и клавиатура, водруженные на картонные коробки, стоят на полу. Для работы в интернете мышку он удерживает с обеих сторон кулаками, наводя курсор на нужную ссылку, а затем носом нажимает клавишу.

– И откуда в нем столько терпения и сил? – спрашиваю у мамы уже в дверях. 

– Не знаю, – пожимает плечами в ответ она. – Этот крепкий внутренний стержень заложен, видимо, генетически. Мы с мужем сами очень сильные люди. Иначе давно бы сломались...


фото Александра ШУЛЬГАЧА

Автор
Елена ДАНИЛОВА

Комментарии

Ольга
30.10.2018 07:58:46
Молодец!!!

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!