кондрат31-4.gif5890875fa80e1

Запрошенная Вами страница не найдена

Проверьте правильность написания названия страницы

(design): design-elements/menu-header-1.tpl

10
Декабря
Понедельник
FB TW VK OK
okon_vesna.gif58c1585bf2bad
Баннер не установлен
farkop11.gif5be13917dfc90
raspisanie_brest_3.jpg5a72cab07d02e
pravilaRI19.jpg5bdc2552a90fe
Что? Где? Когда?
Как надо праздновать Новый год?
Курс валют в Бресте и области
AK5Z3062.JPG5bbb4f5704f21

Премьера спектакля «Боскі адбітак»: созерцайте, размышляйте, фантазируйте!

15:36 08.10.2018

Премьера, собравшая брестских зрителей, пожалуй, выходит за рамки традиционного представления о театре кукол. Заслуженный коллектив Республики Беларусь, худруком которого выступает Михаил Шавель, представил совершенно не классический спектакль «Божественный отпечаток», или, как сообщает афиша, «Боскі адбітак». Впрочем, не важно, на каком языке озвучивать название, ведь новая работа главного режиссера Александра Янушкевича исключительно визуальная, без слов. Здесь нет нужды в переводе: созерцайте, размышляйте, фантазируйте!.. 

Постановка длится один час и 15 минут без перерыва. Слегка затянутая музыка еще при закрытом занавесе, совсем не ласкающие ухо звуки, длинноватые эпизоды – все это и правда может утомлять, но... выводы делать рано! Ценность спектакля, по задумке режиссера, именно в замедлении, ведь оно заставляет думать, дает свободу для размышлений и, если хотите, не позволяет воспринимать действо как развлечение. 


Можете воспринимать все как «антитеатр», который тоже имеет право на своего зрителя. Артисты совсем не боятся быть не понятыми. Просто Брестский театр кукол продолжает двигаться в направлении современного искусства, и представленная концепция (смелое смешение жанров, видов и полифоничности форм) – поиск нового языка для диалога со зрителем. 

Здесь нет привычной хронологии событий, когда мы видим завязку, развитие, кульминацию и развязку. Собственно, и сюжета тоже нет, как и не существует пьесы, по которой ставился спектакль. Перед зрителем предстают несколько пластических этюдов. Это авторская (совместно с артистами) история из нескольких (обязательно лишенных конкретики!) новелл о жизни, смерти, любви... Можно сказать, «Боскі адбітак» – фантазия режиссера о том, в чем же есть отпечатки божественного. В первую очередь, конечно, тот самый «адбітак» – это сам человек. 


Премьерная постановка – современный взгляд на создание мира. Спектакль можно назвать возвращением в кукольную стихию, где слово является не самым главным выразительным средством. Это экспериментальный проект, подобного которому в истории Брестского театра кукол еще не было. 

Главный режиссер Александр Янушкевич – лауреат Национальной театральной премии и Российской Национальной театральной премии «Золотая маска». На создание спектакля «Боскі адбітак» ему предоставлен грант Президента Республики Беларусь на 2018 год. В спектакле, рассчитанном на зрителя старше 16 лет, заняты артисты Лилия Верста, Светлана Шутак, Юлия Обедникова, Роман Пархач, Андрей Полянский и молодой актер Марк Рекунов, для которого данная премьера стала дебютом. «Долой нарратив!» – таков главный «лозунг» творческой команды еще на этапе подготовки спектакля. 


По замыслу режиссера, актерский состав олицетворяет единого человека, хотя каждый артист изображает неповторимую индивидуальность. Постоянно меняющиеся декорации (о них чуточку позже) позволяют актерам быть самими собой и полностью раскрепоститься. Драматический перформанс и инсталляция приходят к кульминационному финалу, где происходит окончательное формирование «гуманистического облика человека». 

 Свет приглушен, и в покрывале настораживающей музыки зритель все время находится в ожидании. Мы видим переменчивую природу человека и его путь к внутренней свободе. Людские пороки визуализируются, время и пространство «сжимаются», объединяя как гуманистические идеалы добродетели, так и внутренние желания греха. 


– Спектакль сделан с намерением найти «боскі адбітак», и режиссер вместе с актерами его находит, – отметила после премьеры театральный критик из столицы Екатерина Ерёмина. –

Постановка получилась очень гуманной и гуманистической. С верой в человека! И таких спектаклей не хватает... 

Да, Александр Янушкевич и его творческая команда предлагают зрителю философский диалог, который поможет посмотреть на самих себя через призму своего творческого воображения. В центре внимания предметно-пластического, визуально-материального спектакля – человек и его самопознание, ведь, по мнению создателей, в бесконечной борьбе с материальным миром остается надеяться на крупицы божественного отпечатка в себе. Впрочем, как подчеркивает Александр Янушкевич, рассказывать о спектакле, в котором нет ни единого слова, – только все портить. Его просто надо увидеть. 


Да, здесь умело сочетаются приемы театра кукол, пластического театра, хореографического искусства и перфоманса.  Хореограф спектакля – Александр Козин. Лауреат многих всероссийских и международных конкурсов и фестивалей (Беларусь, Украина, Финляндия, Литва, Македония, Болгария, Сербия и др.), он дал артистам Брестского театра кукол 12-дневный мастер-класс по пластике, но вовсе не в плане того, как красиво выгнуть руку или отвести в сторону ногу.

– Пластика здесь «мозговая», а не постановочная, – поясняет Александр Янушкевич. – То есть хореограф «вправлял» не руки-ноги, а «мозги»: я понимаю, поэтому делаю – и рука сама становится в выгодном положении. Здесь много импровизации, ведь неизвестно, как упадет поролон: как его двигать, сколько будет места... Все это – живое! 

– Блоки из поролона каждый раз падают по-разному, и артистам нужно сориентироваться, как тогда двигаться, – дополняет актриса Лилия Верста.  


Кстати, о декорациях. Они и правда поролоновые. Этого материала на сцене около полтонны! Один блок весит 30 килограммов, и красиво поднять его, например, хрупким артисткам не так просто.

– Главная идея спектакля – процесс (борьба с поролоном), – говорит режиссер, отмечая, что в конфликте с материалом, рубленным топором, находится большая изящная ладонь. Как понимает зритель, это рука Творца. Даже не верится, что и она здесь поролоновая (удивительно тонкая работа бутафора Дмитрия Литвиновича!).  

– В постановке «Боскі адбітак» уникальные декорации и пластика! Это замечательно! – поделился впечатлениями заслуженный деятель искусств Республики Беларусь художник-ювелир Николай Кузьмич. – Приятно, что в нашем Бресте такие чудные спектакли! 


Художник спектакля – лауреат Национальной театральной премии и Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяна Нерсисян, которая по оценке жюри минувшего международного театрального фестиваля «Белая вежа» – лучший художник за постановки «Пансион «BELVEDERE» Белорусского государственного театра кукол и «Мой папа – птиц» Брестского театра кукол. 

Премьерный спектакль рассчитан главным образом на сцену уже нового театрального здания. Возможно, суть эпизодов каждый зритель поймет по-своему, а если даже в чем-то затруднится, то просто насладится визуально. И, надо верить, почувствует то, что не выразить никакими словами...






фото Валерия КОРОЛЯ

Автор
Елена СОКОЛОВСКАЯ

Комментарии

Оставить комментарий:

Ваше имя
Введите имя (псевдоним), под которым будет опубликовано сообщение
Ваш e-mail
Необязательное поле. Введите свой e-mail если желаете получить уведомления об ответах
Текст сообщения
Я Согласен с правилами размещения комментариев Прочитайте правила и поставьте флажок, если согласны с ними
turing image
Каптча Нам важно знать, что Вы человек!